ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В ПОЛЕТЕ

Пожар на летательном аппарате может быть вызван различны­ми причинами. Основными из ннх являются: прогар и разрушение горячих коммуникаций двигателя, негерметичность топливной, мас­ляной и гидравлической систем, неисправности в электропроводке (искрение, короткое замыкание).

Прогар горячих коммуникаций обычно вызывается ухудшением условий охлаждения элементов силовой установки н неисправной работой топливных форсунок, при которой изменяется количество подаваемого в камеры -сгорания топлива и качество его распыла. Особенно нежелательной являются струйная подача топлива, вызы­вающая чрезмерное местное обогащение топливовоздушной смеси, так как при этом возникают длинные языки пламени, выходящие за пределы зоны нормального горения. Продолжительное воздействие их иа стенки камер сгорания или другие элементы горячей части двигателя может привести к их прогару и разрушению. Неисправ­ная работа форсунок вызывает также большую неравномерность поля температгр и давлений перед турбиной, что является одной из причин обрыва лопаток турбины Оборвавшаяся л-опатка может вы­звать разрушение корпуса двигателя и, следовательно, пожар па летательном аппарате

Негерметичность топливных, масляных и гидравлических систем особенно опасна в местах, прилегающих к горячим деталям двига­теля, или в местах возможного искрения В электропроводке.

В целях повышения безопасности полетов уделяется большое внимание разработке более эффективных систем пожаротушения и автоматизации их включення, наиболее рациональному размещению противопожарных перегородок и др Однако эти мероприятия кон­структивного характера должны сочетаться с хорошо организован ной системой технического обслуживания, обеспечивающей пра вильиую эксплуатацию силовых установок и их оборудования, по­стоянную готовность к действию пожарных систем

При возникновении пожара на двигателе в полете должны авто­матически сработать системы сигнализации и тушения. Однако не зависимо от этого экипаж, заметив пожар, приводит в действие по жарное оборудование вручную, путем нажатия «а соответствуют іе кнопки, останавливает двигатель и перекрывает пожарный крач Одновременно с этим летчик переводит летательный аппарат в ава рвйное снижение.

В отдельных случаях может оказаться полезным для тушения пожара сдувание пламени путем правильно выбранного маневра летательного аппарата (скольжение, увеличение пли уменьшение скорости).

После прекращения пожара на двигателе по соображениям бе­зопасности запускать двигатель в полете запрещается

Если после срабатывания всех баллонов пожар ликвидировать не удается, производят вынужденную посадку на ближайший аэро­дром или любую пригодную площадку Пожар в кабине тиквидирс ют ручными огнетушителями, находящимися «а борту летательного аппарата.

При возникновении пожара в области двигательной установки вертолета его немедленно переводят на режим самоврашешш иесх щего винта, перекрывают кран топливной системы, используют средства тушения пожара и производят посадку. О случаях возник новения пожара в полете командир корабля сообщает диспетчеру службы движения.