Зарядный штуцер

Для зарядки бортовых баллонов от аэродромного питания на верто­лете установлен бортовой зарядный штуцер (нормаль МАП 3509С).

Штуцер смонтирован на каркасе фюзеляжа и закрыт легкосъемным лючком е левой стороны фюзеляжа между шпангоутами № 6 и 7.

Редукционный клапан ПУ-7

Редукционный клапан ПУ-7 (фиг. 271) служит для пропуска сжа­того воздуха с редуцированием давления в тормозную магистраль. Кла­пан ПУ-7 установлен на кронштейне в полу кабины летчиков около ле­вой ручки управления. Для подхода к клапану в полу, со стороны гру­зовой кабины, имеется люк с легкосъемной крышкой. Для включения клапана на одном кронштейне с ним закреплена качалка, связанная тро­сом с рычагом па ручке управления.

Фиг. 272. Рычаг управления тормозима.

1—рычаг; 2—трос; 3—редукционный цилиндр; 4—трубка; а—режим спокойного торможения па 8 кг/см-; б—режим резкого торможения в ава­рийных случаях на 11 —12 кг/см2.

Fla ручке управления вертолетом установлен рычаг 1 (фиг. 272), связанный трос-ом 2 с рычагом у клапана ПУ-7. Торможение может про­изводиться на двух режимах давления: а) спокойного торможения при давлении 8 кг/см2 и б) резкого торможения в аварийных случаях при давлении 11 —12 кг/см2.

На ручке управления установлены специальный редукционный ци­линдр 3, внутри которого расположена пружина, а па ушковом штоке 332

цилиндра имеется прорезь. На режиме спокойного торможения при на­жатии на рычаг 1 штырь рычага скользит в прорези штока редукцион­ного цилиндра, не сжимая пружину. При дальнейшем нажатии рыча­га 1 включается пружина. Это устройство позволяет чувствовать режи­мы торможения по разности усилий.

Воздух из системы через редуктор под давлением 50 кг/см2 под­веден к штуцеру А (см. фиг. 271) и не имеет доступа в тормозную си­стему до тех пор, пока летчик не нажмет на рычаг.

При положении клапана «Расторможено» тормозная система, при­соединенная к штуцеру Б, сообщается с атмосферой через открытый малый клапан выпуска 9. Допуск сжатого воздуха из баллона закрыт большим клапаном 11 и малым клапаном впуска 12. Нажимая на ры­чаг 1 (см. фиг. 272), летчик через рычаг нажимает на толкач 1 клапа­на (ем. фиг. 271); при этом пружина 7 переместит поршень 3 вниз.

Поршень 3, упирающийся своим седлом в большой клапан выпу­ска 8, переместит этот клапан до соприкосновения с малым клапаном выпуска 9, разъединив тормозную систему с атмосферой.

При дальнейшем движении толкача вниз открывается малый кла­пан впуска 12. Сжатый воздух из сети пойдет через нижнюю полость 10 клапана и среднюю полость 4 в тормозную систему. При открытии ма­лого впускного клапана 12 давление сжатого воздуха под большим кла­паном впуска 11, сразу резко упадет, и вследствие разности давлений над клапаном и под ним большой клапан впуска откроет большое от­верстие для прохода’ воздуха, что значительно ускорит процесс тормо­жения.

Если требуется срочно растормозить систему, то нужно быстро от­пустить рычаг на ручке управления, — толкач при этом освободится. Поршень поднимется вверх, седло поршня отойдет от большого клапана выпуска, открыв большое отверстие для выпуска сжатого воздуха в ат­мосферу, что ускорит процесс растормаживания.

Малые проходные сечения клапанов впуска и выпуска делают этот клапан чувствительным. Наличие больших клапанов впуска и выпуска обеспечивает большие скорости торможения и растормаживания.

Давление за клапаном ПУ-7 определяется проходными сечениями при открытии впускных клапанов, т. е. величиной хода толкача. Поэтому на рычажке, нажимающем на толкач, имеется регулировочный болт, обес­печивающий требуемое давление за клапаном.

Максимальное давление за клапаном — 11 —12 кг/см2.