КОМПАСЫ

Рис. 138. Существует очень много различных конструкций ком­пасов, отличающихся одна от другой главным образом устройством кар­тушки. Некоторые компасы менее устойчивы при воздушных возмуще­ниях, чем другие, но все компасы имеют одни и те же общие свойства.

На этом рисунке вы видите компас новейшей конструк­ции—со шкалой, по которой указывается вам направле­ние оси вашего самолета относительно земного магнит­ного поля (компасный курс).

image132Компас этого типа имеет неподвижную шкалу, указа­тельную стрелку и две парал­лельные путевые линии, на­ходящиеся перед шкалой и вращаемые посредством уста­новочной кнопки, располо­женной внизу корпуса. Во время полета вы устанавли — Рис ваете эти линии на заданный 138. курс и ведете самолет так, чтобы стрелка все время оста­валась параллельна им. Раз путевые линии установлены, вам нечего заботиться о том, на какую цифру указывает стрелка. Сама стрелка при­водится в действие магни­том, находящимся внутри прибора.

Шкала разделена, как обычно, на градусы и имеет вид, соответствующий обыч­ным изображениям компас­ных картушек на топографи — 1зэ; ческих и морских картах. Рис. 139. Картушка компаса, показанного на этом рисунке, вращается вокруг вертикальной оси. Принцип действия тот же, что и компаса со шкалой, но здесь котелок компаса перемещается вместе с самолетом вокруг картушки.

Вам сразу же следует узнать, что компас имеет дурную и укоренив-

шуюся привычку врать. Если только вы не знаете, когда компас скрывает от вас истину, он легко может ввести вас в заблуждение.

image133image134image135Компас подвергается влиянию различных металлических частей самолета, так что необходимо вво­дить поправки на эти ошибки. Эти поправки всегда определяются после того, как компас установ­лен на самолете и проверен на главных курсах (N, Е, S, W). Процесс этой поверки (уничтоже­ния девиации) показан на после­дующих рисунках.

image136Рис. 140. Прежде всего са­молет ставят носом на магнит­ный север. Если компас не пока­зывает этого курса, уничтожают эту ошибку полностью, как ука­зано в нижней части рисунка, по­средством имеющихся в компасе компенсационных магнитиков (расположение и способ упот­ребления этих магнитиков раз­личны в компасах разных кон­струкций). Таким образом, доби­ваются того, что картушка ком­паса устанавливается точно на север.

Рис. 141. Затем самолет по­ворачивают носом на магнитный запад и снова полностью уничто­жают ошибку компаса посред­ством компенсационных маг­нитиков так, чтобы курс 270° картушки совпадал с магнитным западом.

Рис. 142. Далее, самолет поворачивают носом на юг. Снова посту­пают таким же образом с той лишь разницей, что посредством компенса­ционных магнитиков уничтожают только половину ошибки.

Рис. 143. Наконец, само­лет разворачивают носом пря­мо на восток, проверяют пока­зание компаса и опять уничто­жают только полотну ошибки. После того как процесс устра — п'[; нения девиации закончен, от­считывают показания компаса на промежуточных курсах (45°, 135°, 225°, 315°). После этого составляют таблицу или гра­фик девиации, которым и поль­зуются в полете.

image137145. Но время полета, когда ваш самолет летит из одной части страны в другую и все время пересекает линии равного маг­нитного склонения (изогоны), вы должны учитывать величи — „ ну этого магнитного склонения 146- и вносить соответствующие по­правки в компасный курс, ко­торый должен привести вас на место назначения.

Ваш компас может давать f"7c; правильные показания только в том случае, если ваш самолет летел по прямой и горизонталь­но достаточно продолжитель­ное время и картушка компаса успела успокоиться. Но как только самолет попадает в «бол­танку», компас, весьма вероят — 148- но, начнет волноваться и пока­зывать вам самые различные на­правления. Поэтому, установив заданный курс, вам при полете в возмущен­ном воздухе лучше всего смотреть на указатель поворота или на гиро — полукомпас. Выйдя из «болтанки», вы можете проверить свое направле­ние по компасу и снова установить гирополукомпас на нужный курс.

Рис. 144. Вот одна из особенностей компаса. Летя компасными курсами от 271е до 89°, как показано на рисунке, вы увидите, что при повороте вправо или влево картушка компаса не сразу указывает пово­рот самолета и иногда даже начинает показывать поворот в противополож­ном направлении. Чем круче крен вашего самолета, тем более неправильно информирует компас летчика о повороте. Вы увидите, что хуже всего компас ведет себя, когда вы летите в направлении, близком к северному 5 Предположим, что вы летите по компасному курсу 10° и вдруг повернули на компасный курс 15°. Как только вы начнете поворачивать направо, т. е. к востоку, картушка компаса отклонится, показывая курс к западу. Она может отклониться на 25—30°, прежде чем вернется в положение, в котором она должна находиться.

Рис. 145. Если вы летите компасными курсами между 90° и 270°, т. е. в южном направлении, как показано на рисунке, реакция вашего ком­паса будет противоположна предыдущей. На этих курсах компас кажется гораздо более чувствительным, и его картушка всегда движется при пово­роте в правильном направлении[16] [17].

Рис. 146. Пока крылья вашего самолета горизонтальны, изменения положения носа самолета относительно горизонта (выше или ниже его) не влияют на показания компаса, если только вы не делаете поворота.

Рис. 147. Даже при негоризонтальном положении крыльев само­лета картушка компаса будет вести себя нормально (при условии, что вы не делаете поворота), если вы летите прямо на восток или прямо на запад.

Рис. 148. На промежуточных курсах вы будете наблюдать то или иное сочетание только что описанных мною явлений в зависимости от близо­сти вашего курса к северу, востоку, югу или западу.

Если вы хорошо знакомы с дурными привычками компаса, вы можете перехитрить его. Помните, что, когда вы летите в северном направлении, компас при повороте будет отставать; а когда вы летите в южном направле­нии, компас при каждом повороте будет забегать вперед. Имея в виду такое темпераментное поведение компаса, старайтесь делать повороты медлен­нее и с более пологим креном, т. е. со скоростью менее 3° в секунду. Если ваш самолет оборудован гирополукомпасом (как я сказал выше), все дело упрощается, так как вы можете делать повороты, пользуясь уже

не компасом, а гирополукомпасом. По окончании поворота вы легко про­верите гирополукомпас и компас один по другому.

Подпись: п Р /

Я описывал здесь поведение вашего компаса в северном полушарии. Если вы летите в южном полушарии, реакции вашего магнитного компаса будут прямо противоположны описанным.

„Потолок — нуль “ относится
не только к погоде.