. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕРОНОВ

Для определения эффективности элеронов в установившемся полете энергично отклоняют элероны на угол Д8Э и фиксируют их в новом положении. Уравнение хмоментов относительно продоль­ной оси можно написать в следующем виде:

d, дМг дМг дМг дМ

А —- = —-$4—— — ш 4—- -<о 4— : _

Подпись: X А * До. Подпись: d х‘ Р + д*х x^du>v дЬэ э’

где Л —момент инерции самолета относительно продоль­ной оси.

Переходя к безразмерным коэффициентам, получим

—— -— = т9$ + тьэд8 + т”/ —— + т “х? SV4 dx хґ ‘ х 3 1 х 2V X2V

где Шхх—коэффициент демпфирования крена ( производная

коэффициента тх по =

— — <0 / rri*y—производная коэффициента тх по •

Как показывают теоретические расчеты и эксперимент, в

V

первые моменты движения величины Р и малы и ими

можно пренебречь. Приближенное уравнение движения крена будет иметь вид

4 А

dur Е. J 1 ш Шх1

—- = /я *Д8 + т/ ——

(13.36)

pSV2l

dt х 3 х 2V

4 А

do) v * тт —

(13.37)

pSVf

—— = да*»Д8в + /я"^

dt х х

На фиг. 13. 19 представлены типичные кривые изменения па­раметров Р, и 0)у по времени, полученные в полете при энер­гичном отклонении элеронов последовательно В обе стороны!. В некоторый момент времени (точки А, В) угловая скорость крена а>* достигает максимального значения.

В качестве меры эффективности выбирают величину

do) (do) do) I do)

— — в точке А или ———- —- . Заметим, что величина

d03 djCg ‘ /

— ШХІ

имеет весьма простое и наглядное кинематическое

значение —это величина изменения угла атаки на конце крыла вследствие вращения относительно продольной оси с угловой

і Вид полученной кривой o)x—f(z) отличается от кривой, получаемой при точном решении уравнения (13.37), вследствие наличия добавочных членов, отброшенных в этом приближенном уравнении, и вследствие неточного вы­держивания углов отклонения элеронов и руля направления.

do)

Подпись: есть отношение ЭТОГОскоростью крена. Следовательно, —-

db3

Подпись: Фиг. 13. 19. Кривые изменения параметров Рэ» о)у и дэ при энергичном отклонении элеронов.

добавочного угла атаки к углу отклонения элеронов. Иногда за меру эффективности принимают значение при опреде­ленном значении 8э(хэ) или Рэ.

Эксперимент при определении эффективности элеронов про­изводят обычно на всем диапазоне скоростей на двух-трех вы­сотах для оценки влияния числа М и скоростного напора (от него зависят деформации крыльев йри отклонении элеронов).

По результатам эксперимента строят кривые зависимости

d 6а

от индикаторной скорости или числа М для разных высот полета.

. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕРОНОВ

По этим кривым проверяется достаточность эффективности эле­ронов на всех режимах полета и возможность потери управляе­мости на больших скоростях.