. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕРОНОВ
Для определения эффективности элеронов в установившемся полете энергично отклоняют элероны на угол Д8Э и фиксируют их в новом положении. Уравнение хмоментов относительно продольной оси можно написать в следующем виде:
d, дМг дМг дМг дМ
А —- = —-$4—— — ш 4—- -<о 4— : _
‘ Р + д*х x^du>v дЬэ э’
где Л —момент инерции самолета относительно продольной оси.
Переходя к безразмерным коэффициентам, получим
—— -— = т9$ + тьэд8 + т”/ —— + т “х? SV4 dx хґ ‘ х 3 1 х 2V X2V
где Шхх—коэффициент демпфирования крена ( производная
коэффициента тх по =
— — <0 / rri*y—производная коэффициента тх по •
Как показывают теоретические расчеты и эксперимент, в
V
первые моменты движения величины Р и малы и ими
можно пренебречь. Приближенное уравнение движения крена будет иметь вид
4 А |
dur Е. J 1 ш Шх1 —- = /я *Д8 + т/ —— |
(13.36) |
pSV2l |
dt х 3 х 2V |
|
4 А |
do) v * тт — |
(13.37) |
pSVf |
—— = да*»Д8в + /я"^ dt х х |
На фиг. 13. 19 представлены типичные кривые изменения параметров Р, и 0)у по времени, полученные в полете при энергичном отклонении элеронов последовательно В обе стороны!. В некоторый момент времени (точки А, В) угловая скорость крена а>* достигает максимального значения.
В качестве меры эффективности выбирают величину
do) (do) do) I do)
— — в точке А или ———- —- . Заметим, что величина
d03 djCg ‘ /
— ШХІ
имеет весьма простое и наглядное кинематическое
значение —это величина изменения угла атаки на конце крыла вследствие вращения относительно продольной оси с угловой
і Вид полученной кривой o)x—f(z) отличается от кривой, получаемой при точном решении уравнения (13.37), вследствие наличия добавочных членов, отброшенных в этом приближенном уравнении, и вследствие неточного выдерживания углов отклонения элеронов и руля направления.
do)
скоростью крена. Следовательно, —-
db3
добавочного угла атаки к углу отклонения элеронов. Иногда за меру эффективности принимают значение при определенном значении 8э(хэ) или Рэ.
Эксперимент при определении эффективности элеронов производят обычно на всем диапазоне скоростей на двух-трех высотах для оценки влияния числа М и скоростного напора (от него зависят деформации крыльев йри отклонении элеронов).
По результатам эксперимента строят кривые зависимости
d 6а
от индикаторной скорости или числа М для разных высот полета.
По этим кривым проверяется достаточность эффективности элеронов на всех режимах полета и возможность потери управляемости на больших скоростях.