ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ. К ОБЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ К ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ САМОЛЕТА. ПРИ ОТКАЗАХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы). Под отказным состоянием (функциональным отказом, видом отказа системы) понимается неработоспособное состояние си­стемы в целом, характеризуемое конкретным нарушением ее функций независимо от причин, вы­зывающих это состояние. Отказное состояние (вид отказа системы) определяется на уровне каждой системы через последствия, оказываемые им на функционирование этой системы. Оно характери­зуется влиянием на другие системы и на самолет в целом.

2. Внешние воздействия (явления) — события, источник происхождения которых не связан с кон­струкцией самолета, такие, как атмосферные условия (например, порыв ветра, температурная ин­версия, обледенение и т. д.), состояние ВПП.

3. Ошибка — событие, заключающееся в неправильных действиях экипажа и персонала по техни­ческому обслуживанию.

4. Продолженный безопасный полет и посадка — способность продолжить управляемый полет и выполнить посадку в подходящем аэропорту, возможно с использованием аварийных процедур, но без необходимости применения пилотом исключительного летного мастерства или чрезмерных уси­лий. При этом во время полета или при посадке могут иметь место некоторые повреждения самоле­та, связанные с отказным состоянием.

Под аварийными процедурами понимаются действия экипажа, выполняемые в соответствии с аварийными контрольными картами РЛЭ.

5. По частоте возникновения события (отказные состояния, внешние воздействия, ошибки и др.) делятся на следующие категории:

5.1. Вероятные. Могут произойти один или несколько раз в течение срока службы каждого само­лета данного типа. Вероятные события подразделяются на частые и умеренно вероятные.

5.2. Невероятные (редкие). Невероятные (редкие) события подразделяются на две категории:

(a) Маловероятные. Вряд ли произойдут на каждом самолете в течение его срока службы, но мо­гут произойти несколько раз, если рассматривать большое количество самолетов данного типа.

(b) Крайне маловероятные. Вряд ли возникнут за весь срок эксплуатации всех самолетов данного типа, но тем не менее их нужно рассматривать как возможные.

5.3. Практически невероятные. Настолько невероятные, что нет необходимости считать возмож­ным их возникновение.

6. [Зарезервирован].

7. [Зарезервирован].

8. Численные значения. При необходимости количественной оценки вероятностей возникнове­ния событий могут использоваться указанные ниже величины:

— более 10-5

— более 10-3

— в диапазоне 10-3

— в диапазоне 10-5

— в диапазоне 10-5

— в диапазоне 10-7

— менее 10-9

Вероятности должны устанавливаться как средний риск на час полета, продолжительность кото­рого равна среднему времени полета по типовому профилю. В тех случаях, когда отказ критичен для определенного этапа полета, вероятность его возникновения на этом этапе полета может быть так­же осреднена на час полета по типовому профилю.

9. Особая ситуация (эффект) — ситуация, возникающая в полете в результате воздействия небла­гоприятных факторов или их сочетаний и приводящая к снижению безопасности полета. Особые ситуации (эффекты) классифицируются c использованием следующих критериев:

(a) Ухудшение летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, прочности и работы систем.

Примечание. Полет рассматривается с момента начала движения самолета по ВПП при взлете до освобождения ВПП после посадки или остановки самолета.

(b) Увеличение рабочей (психофизиологической) нагрузки на экипаж сверх нормально допусти­мого уровня.

(c) Дискомфорт, травмирование или гибель находящихся на борту людей.

9.1. Особые ситуации по степени их опасности подразделяются на:

(a) Катастрофическая ситуация (катастрофический эффект) — особая ситуация, для которой принимается, что при ее возникновении предотвращение гибели людей оказывается практически невозможным.

(b) Аварийная ситуация (аварийный эффект) — особая ситуация, характеризующаяся:

(i) значительным ухудшением характеристик и(или) достижением (превышением) предельных ограничений; или

(ii) физическим утомлением или такой рабочей нагрузкой на экипаж, что уже нельзя полагаться на то, что он выполнит свои задачи точно или полностью.

(c) Сложная ситуация (существенный эффект) — особая ситуация, характеризующаяся:

(i) заметным ухудшением характеристик и(или) выходом одного или нескольких параметров за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений; или

(ii) уменьшением способности экипажа справиться с неблагоприятными условиями (возникшей ситуацией) как из-за увеличения рабочей нагрузки, так и из-за условий, понижающих эффектив­ность действий экипажа.

(d) Усложнение условий полета (незначительный эффект) — особая ситуация, характеризующая­ся:

(i) незначительным ухудшением характеристик; или

(ii) незначительным увеличением рабочей нагрузки на экипаж (например, изменением плана по­лета).

10. Ожидаемые условия эксплуатации. Условия, которые известны из практики или возникнове­ние которых можно с достаточным основанием предвидеть в течение срока службы самолета с уче­том его назначения. Эти условия включают в себя параметры состояния и факторы воздействия на самолет внешней среды, эксплуатационные факторы, влияющие на безопасность полета.

Ожидаемые условия эксплуатации не включают в себя:

(a) Экстремальные условия, встречи с которыми можно надежно избежать путем введения эк­сплуатационных ограничений и правил.

(b) Экстремальные условия, которые возникают настолько редко, что требование выполнять Нормы летной годности в этих условиях привело бы к обеспечению более высокого уровня летной годности, чем это необходимо и практически обосновано.

11. Предельные ограничения — ограничения режимов полета, выход за которые недопустим ни при каких обстоятельствах.

12. Эксплуатационные ограничения — условия, режимы и значения параметров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации самолета.

13. Рекомендуемые режимы полета — режимы внутри области, определяемой эксплуатационными ограничениями, устанавливаемые в Руководстве по летной эксплуатации для выполнения полета.

14. Функциональная система самолета — совокупность взаимосвязанных элементов, узлов (бло­ков) и агрегатов, предназначенных для выполнения заданных общих функций.

Перечень функциональных систем и их состав устанавливаются Разработчиком самолета.

В качестве причин отказного состояния (вида отказа системы) рассматриваются отказы и сово­купности отказов ее элементов, а также отказы систем, функционально связанных с данной систе­мой.