Особенности эксплуатации ЦСВ
Блоки ЦСВ устанавливают на собственных амортизационных стойках в техническом отсеке самолета, указатели выдаваемых параметров — на приборных досках, а приемники температуры, статического и динамического давлений — вне кабины самолета во встречном потоке воздуха, где воздушный поток не возмущен. Приемники статического и динамического давлений соединяются с датчиками дюритовыми шлангами, соблюдая при этом высокую степень герметичности проводок.
Перед установкой централи на самолете она подвергается следующим проверкам:
определяются погрешности сигналов, выдаваемых параметров при нормальной температуре (+20±50°С);
определяется герметичность статической и динамической систем;
определяется сопротивление изоляции электрических элементов выходных потенциометров и цепей питания централи относительно корпуса при нормальной температуре и относительной влажности от 30 до 80%.
Для проведения этих проверок используется следующая контрольно-измерительная аппаратура и оборудование: ртутные и водяной U-образные манометры; гальванометры; мегомметр; магазин сопротивлений; источники разрежения и давления; источники переменного тока (115 в, 400 гц) и постоянного тока (27 в).
Принципиальная схема проверочной установки приведена на рис. 174. Проверка погрешностей выходных параметров проводится по следующей методике.
При проверке погрешностей указателей и выходов истинной воздушной скорости и числа М делают следующее:
1) в статической системе создают давление, соответствующее высоте 0, контролируя его по ртутному барометру;
2) в динамической системе поочередно создают давления, соответствующие проверяемым точкам. При этом на магазине сопротивлений, имитирующем сопротивление приемника температуры Тт, устанавливают соответствующие сопротивления. Величины устанавливаемых давлений и сопротивлений приводятся в специальных таблицах, прикладываемых к техническому описанию ЦСВ;
3) величину погрешностей показаний указателей скорости и числа М определяют как разность между показанием указателя на каждой проверяемой точке и проверяемым значением измеряемой величины, указанной в таблице;
4) на каждой поверяемой точке определяют величину относительного сопротивления каждого выхода скорости V и числа М по формуле
/о * |
-^?отн —
где R1 и R2 — величины сопротивлений магазинов, подключенных к проверяемому выходу и соответствующих нулевому показанию нуль — гальванометра.
Сумма сопротивлений R1 + R2 должна быть равна 1 000 ом;
5) величину погрешности каждого выхода скорости V и числа М на каждой поверяемой точке определяют как разность между величиной относительного сопротивления, замеряемого с помощью магазинов сопротивлений и соответствующей расчетной величиной, указанной в таблице;
6) для проверки погрешностей указателей и выходов на других высотах в статической системе по ртутному барометру создают
разрежения, соответствующие проверяемым высотам, а в динамической системе на каждой поверяемой высоте поочередно создают давления, соответствующие проверяемым отметкам. При этом на магазине сопротивлений, имитирующем приемник температуры Тт, устанавливают сопротивления, соответствующие поверяемым точкам по таблице.
При проверке погрешностей указателей и выходов относительной высоты Н выполняют следующие операции:’
1) выходы высоты Н соединяют с магазинами сопротивлений и нуль — гальванометром.
2) шкалу барометрического давления указателя УВШ устанавливают на деление 760 мм рт. ст„ шкалу температуры Т0 — на + 15°С:
3) в статической и динамической системах поочередно создают разрежения и давления, соответствующие проверяемым точкам, указанным в специальной таблице, прилагаемой к техническому описанию ЦСВ. При этом на магазине сопротивлений, имитирующем сопротивление приемника температуры Тт, устанавливают соответствующие сопротивления, указанные в таблице;
4) величину погрешности показаний указателей высоты определяют как разность между показанием указателя на каждой проверяемой точке и проверяемым значением измеряемой величины, указанной в таблице;
5) с помощью магазинов сопротивлений определяют величину относительного сопротивления каждого выхода Н на каждой проверяемой точке. Величину погрешности выхода Н определяют как разность между величиной относительного сопротивления, замеренного с помощью магазинов сопротивлений, и соответствующей расчетной величиной, указанной в таблице.
При проверке погрешностей указателей и выходов температуры наружного воздуха Тн и выходов относительной плотности воздуха Л поступают таким образом:
1) выходы Ти и Л соединяют с магазинами сопротивлений и нуль — гальванометром согласно схеме рис. 174;
2) в статической и динамической системах создают разрежения и давления, соответствующие проверяемым точкам, указанным в таблице. При этом на магазине сопротивлении, имитирующем сопротивление приемника температуры Гт, устанавливают соответствующие сопротивления, указанные в таблице;
3) величину погрешности указателя температуры Тн определяют как разность между показанием указателя на каждой поверяемой точке и проверяемым значением измеряемой величины, указанной в таблице;
4) с помощью магазинов сопротивлений определяют величину относительного сопротивления каждого выхода Ти и Л на каждой поверяемой точке. Величину погрешности каждого выхода определяют как разность между величиной относительного сопротивления, замеренного с помощью магазинов сопротивлений, и соответствующей расчетной величиной, указанной в таблице;
5) для проверки погрешностей показаний указателя Ти н вы ходов Тц и Дна других высотах в статической системе по ртутному барометру создают разрежения, соответствующие проверяемым высотам, а в динамической системе на каждой проверяемой высоте поочередно создают давления, соответствующие проверяемым отметкам, указанным в таблице. При этом на магазине сопротивления, имитирующем приемник температуры ТТ1 устанавливают сопротивления, соответствующие проверяемым точкам, указанным в таблице.
Проверка герметичности динамической и статической систем проводится в следующем порядке. Герметичность динамической системы проверяют при нормальной температуре по ртутному манометру созданием в ней давления, равного 720 мм рт. ст. При достижении указанного давления перекрывают шланг от источника давления и наблюдают в течение 1 мин за показанием ртутного манометра, при этом не должно быть спадания давления.
Герметичность статической системы проверяют также при нормальной температуре по ртутному барометру одновременным созданием в статической и динамической системах давления, равного 400 мм рт. ст. При достижении указанного давления перекрывают шланг от источника давления и наблюдают в течение 1 мин за изменением показаний ртутного барометра. При этом спадание давления не должно превышать 2 мм рт. ст.
Определение сопротивлений изоляции электрических элементов выходных потенциометров и цепей питания проводится при нормальной температуре и относительной влажности от 30 до 80% мегомметром на 500 в, один провод которого присоединяют поочередно к короткозамкнутым штырькам вилок разъемов, а другой— к корпусу.
Централь высоты и скорости, находящаяся в эксплуатации, проходит регламентные работы и вышеперечисленные проверки один раз в шесть месяцев.