АВСТРАЛИЙСКИЕ БУМЕРАНГИ

Вы слышали, конечно, про бумеранги, оружие встралийских дикарей? В стране, где много леса и нет іеталлов (их не умели добывать), туземцы изобрели райне остроумный снаряд, которым в течение веков на­мились владеть и пользоваться с поразительным искус — гвом. Брошенный искусной рукой, бумеранг не только ыделывает в воздухе разные петли и фигуры, но, по еланию своего хозяина, способен возвращаться обратно тому месту, откуда он вылетел. Такие чудесные свой — гва простого куска дерева, безо всякого внутреннего еханизма, долгое время не находили себе правильного вменения и были разгаданы только в XX веке, развитием авиации и уяснением многих явлений аэродинамике.

Суть дела в том, что каждый бумеранг представляет збой до известной степени пропеллер, вращающийся юими лопастями около некоторой оси, — подобно тому, ж венчик описанной выше игрушки — мотылька — рутится вокруг оси своего корешка. В этих лопастях, их форме, кривизне и в их относительной уравно — :шенности заключается главная тайна бумеранга. А в іязи с разными способами метания, выработанными їковой практикой, бумеранг способен выделывать в воз — Ухе столь разнообразные фигуры, что для постороннего >ителя они кажутся прямо волшебными. В действитель — эсти же это объясняется взаимодействием двух сил: Ua метания увлекает снаряд по обычной траэктории ніжєния тела, получившего начальную скорость в извест­им направлении, а встречное сопротивление воздуха, язывая более или менее быстрое вращение лопастей, меняет эту траэкторию, заставляя весь снаряд лететь временами под влиянием его собственного вращени Так объясняется и бывший наиболее загадочным во вратный полет бумеранга: в тот момент, когда сила мет ния, истощаясь, приближается к нулю, бумеранг перек: дывается и летит назад от вращения собственных лоп;

image92

Рис. 81. Разные формы австралийских бумерангов (из собрания и Р) мяяцевском музее в Москве).

стей. Соотношение метательной силы и вращательной эффекта и обусловливает то или иное поведение буме ранга в каждый данный момент.

Опыты с бумерангами можно воспроизвести и в ко» нате. Только это уже не так просто, как пускать крй латые вьюнки; тут придется попрактиковаться по дольше, как при подборе величины и формы бумеранге так и при метании его.

Материалом возьмем тонкий бристольский картон, например, от визитных карточек, или альбомную бумагу подходящей толщины (применяется в обложках книг), или просто почтовую открытку. Вычертим на такой бумаге несколько форм, изображенных на рис. 81, вы­режем их и будем делать опыт метания, держа бумеранг двумя пальцами левой руки и давая по нему щелчок одним пальцем правой руки (см. рис. 82). Приспособившись к атому упражнению, вы добьетесь, что бумеранги будут возвращаться обратно, описав дугу около 2 м, а при

image93

Рис. 82. Метание картонного бумеранга (слева по­казан перекос его лопастей, как у пропеллера).

дальнейшем усовершенствовании будут выписывать и раз­ные иные фигуры.

К сожалению, для выделки бумажных бумерангов нельзя дать никаких точных рецептов, так как большую роль играет качество бумаги — ее вес, плотность, даже глянцовитость — и манера метания, которая вырабаты­вается лишь практикой, и часто у разных лиц по-раз­ному. В каждом бумеранге полезно делать обе лопасти равновесными, т. е. при разной длине их надо мень­шую лопасть делать соответственно шире, чем большую. Угол между лопастями должен быть не меньше одного прямого угла и не больше 13/4 прямого угла (от 90° до 165°). Обязательно нужно делать в лопастях перекос, регулируя и исправляя его в каждом случае метания.

Что касается размеров, то надо пробовать разные лопа­сти длиной от 1—2 до 5—6 см (цифры для одной лопа­сти — от конца ее до колена). При соблюдении этих усло­вий и при известном терпении—каждый сумеет воспроиз­вести у себя в комнате чудесные фигуры австралий­ских бумерангов.

Для однообразия в метании можно еще пользоваться маленькой катапультой, легко делаемой, например, из пробки от горчичной банки и из женской шпильки для

image94

Рис. 83. Ручная катапульта для метания картонных бумерангов.

волос. В пробке делается предварительно прорезь, а около края ее закрепляется один конец шпильки, изогнутый в виде буквы П, тогда как другой свободный конец пропускается в самую прорезь. Шпилька же сначала обматывается в своем колене 3—4 раза около круглого карандаша, что придает ей упругость (см. рис. 83). Катапульта берется в левую руку, а большим пальцем правой руки свободный конец пружины оттягивается назад, к середине пробки, как указано стрелкой на ри­сунке ; одновременно с этим бумеранг кладется одной своей лопастью поперек прорези; с опусканием конца пружины — бумеранг выбрасывается на расстояние до 3—4 м.