ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОПИЛОТОМ

Прежде чем стартовать в полет, во время которого вы намерены поль­зоваться автопилотом, выполните следующее:

1) До запуска мотора, установив органы управления самолетом при­мерно в нейтральное положение, поверните кран, включающий автопи­лот, в положение «включено».

2) Откройте краны-регуляторы скорости и начните действовать органами управления. Если они не поддаются, значит в цилиндре соответствую­щего сервомотора нет воздуха, и вы можете выключить автопилот. Если они как бы пружинят, значит в цилиндре есть воздух. Чтобы удалить его, поверните включающий кран в положение «выключено», запустите мотор и приведите отдельно каждый орган управления в крайнее поло­жение. Примерно через 30 сек. масло вытеснит воздух из сервомоторов в масляный бак.

3) Проверьте давление масла, закрыв краны-регуляторы скорости. Давление по манометру должно отличаться не больше чем на 0,5 кг от давления, указанного для данного самолета.

4) Проверьте вакуум. При 1000 оборотах мотора в минуту вакуумметр должен показывать самое меньшее 75 мм рт. ст., а при максимальном числе оборотов на земле — не больше 125 мм.

5) Включите авиагоризонт автопилота; если он работает исправно, то через несколько минут он покажет положение вашего самолета отно­сительно горизонта.

6) Установите и включите гирополукомпас.

7) Откройте краны-регуляторы скорости.

8) Поверните кнопку управления горизонтальностью полета в положе­ние «выключено».

image154

Рис. 160.

9) Установите указатели следящих систем в соответствие с показаниями гироприборов, пользуясь кнопками руля поворота, элеронов и руля глу­бины, установив ручное управление примерно в нейтральное положение.

10) Теперь снова включите автопилот. Проверьте, исправно ли он работает, поворачивая кнопки поворота, поперечного и продольного кренов, чтобы убедиться в том, что органы управления действуют с оди­наковой скоростью в обе стороны. Неодинаковая скорость органов управле­ния показывает, что что-то неисправно и что необходимо устранить эту не­исправность до вылета.

11) Прежде чем стартовать, выключите автопилот.

Находясь в воздухе, вы, прежде чем включать автопилот, должны убе­диться в том, что краны-регуляторы скорости открыты и что указатели следящих систем стоят правильно. Включив автопилот, «настройте» его по самолету. Если самолет имеет тенденцию качаться или «рыскать», вы можете ослабить эту тенденцию посредством кранов-регуляторов скорости. Наилучшим способом ознакомиться с остальными приемами полета с автопилотом является практика в пользовании автопилотом.

После подъема, при котором самолет управлялся автопилотом, вы, набрав желательную высоту, должны выключить автопилот, прежде чем выравнивать самолет. К тому времени как самолет выравняется, убеди­тесь в том, что кнопка управления горизонтальностью полета также выклю­чена. Затем, удерживая ручным управлением самолет в горизонтальном положении, установите кнопку управления горизонтальностью полета на горизонтальный полет, пока автопилот еще выключен. Как только пере­мещение указателя следящей системы руля глубины прекратится, совме­стите этот указатель с указателем горизонта автопилота и снова вклю­чите автопилот. Помните, что, прежде чем выключать автопилот или менять высоту полета, вы всегда должны выключить управление горизон­тальностью полета.

Рис. 160. Этот схематический рисунок показывает присоедине­ние автопилота к органам управления самолета.

image155

Никакой сделанный человеком механизм не
лучше человека, управляющего им.

і