БЕСЕДА ОБ АВИАЦИОННОМ ДВИГАТЕЛЕ

Авиационные двигатели — моторы, которые приводят самолет в движе­ние в воздухе — делятся на несколько классов. Существуют моторы с жидкостным и воздушным охлаждением, дизели и бензиновые моторы, двигатели с наддувом и без наддува и т. д.

Одним из основных требований, предъявляемых к современному мотору, является гибкость. Двигатель должен хорошо работать при большой и малой мощностях. Для взлета тяжело нагруженного самолета необходима высокая мощность, тогда как при полете на крейсерской скорости доста­точно половины этой мощности. Важно также, чтобы двигатель работал экономично, т. е. при минимальном расходе горючего на лошадиную силу в час.

В последние годы развитие мотора шло большими шагами. Благодаря усовершенствованию конструкции головки цилиндра удалось улучшить охлаждение камеры сгорания. Применение лучших сплавов для подшипни­ков позволило увеличить число оборотов коленчатого вала, а следовательно, повысить мощность мотора. Повышение степени сжатия позволило умень­шить расход горючего на лошадиную силу в час. Улучшение конструкции нагнетателей повысило мощность современных моторов.

Вес мотора на лошадиную силу понизился. Среднее эффективное давление увеличилось—например у мотора Райт «Циклон» за последние 10 лет оно увеличилось с 8 кг! см2 до 15 кг! см 2, тогда как удельный вес мотора уменьшился примерно с 1 кг до 0,5 — 0,6 кг на лошадиную силу. Степень сжатия, составлявшая еще недавно немногим более 5,0, теперь доведена до 7,0 благодаря применению горючих с высоким октановым числом. Скорость вращения коленчатого вала мотора повысилась с 1600— 1700 до 2000—2 300 оборотов в минуту; удельный расход горючего пони­зился до 180 г на одну лошадиную силу в час. Этими усовершенствованиями отнюдь не исчерпываются успехи моторной техники, но они дают неко­торое представление о современном авиационном двигателе.

В течение многих лет авиационные моторы охлаждались водой. Пер­вые моторы воздушного охлаждения, обладая меньшим весом, чем двига­тели жидкостного охлаждения, имели, однако, серьезный недостаток — большое лобовое сопротивление. Усовершенствование капотов позволило устранить этот недостаток, и вскоре моторы воздушного охлаждения высо­кой мощности с звездообразным расположением цилиндров вытеснили в Америке моторы жидкостного охлажденияJ Расход горючего у моторов жидкостного охлаждения, однако, ниже, чем у моторов воздушного охлаж — ждения. Головки цилиндров, которые больше всего нагреваются при работе, у моторов жидкостного охлаждения охлаждаются лучше, чем у моторов воздушного охлаждения. Правда, возможность перегрева у моторов воздушного охлаждения уменьшена до безопасных пределов, и разница в расходе горючего у моторов обоих типов доведена до минимума. Крупным преимуществом моторов воздушного охлаждения по сравнению с моторами жидкостного охлаждения являются меньшие расходы по со­держанию и эксплоатации. Так как моторы воздушного охлаждения имеют меньше трубопроводов, чем моторы жидкостного охлаждения, они менее подвержены авариям; ремонт их проще.