ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА. ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

4.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Под эффективностью производства воздушного транспорта по­нимается производственное отношение по поводу полного и свое­временного удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства в воздушных перевозках и других видах авиационного обслуживания при минимальных затратах ресурсов.

При разработке показателей эффективности производства воз­душного транспорта необходимо строго руководствоваться сформу­лированными в первой главе принципами системного подхода и максимально использовать применяемые в практике планирования и анализа производственно-хозяйственной деятельности предприя­тий показатели эффективности. Только на основе комплексного учета этих принципов может быть построена научно обоснованная и. практически реализуемая система показателей эффективности производства воздушного транспорта.

В настоящее время в теории и практике оценки эффективности воздушного транспорта используется большой набор показателей, среди которых [29] показатели: эффективности использования тру­да; повышения эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений; повышения эффек­тивности использования материальных ресурсов; обобщающие.

Показатели экономической эффективности ис­пользования труда оценивают роль живого труда в повыше­нии эффективности производства. К основным из них относятся:

темпы роста производительности труда, определяемые как отно­шение уровня производительности труда для планируемого года к уровню базисного года. При планировании эффективности темпы роста производительности труда связывают с ростом фондовоору­женности труда;

доля прироста продукции (доходов) за счет повышения произ­водительности труда, представляющая собой разность между об­щим приростом продукции и приростом, обусловленным увеличе­нием численности работающих;

экономия живого труда, рассчитываемая как разность между среднегодовой численностью работников производственного персо-

нала, определяемой по производительности труда базисного года, и предусматриваемой в плане.

Показатели эффективности использования ос — нов ны ^фондов, оборотных средств и капитальных вложений оценивают роль овеществленного (прошлого) труда в повышении эффективности производства. К основным из них от­носятся:

фондоотдача — главнейший показатель, характеризующий ис­пользование основных производственных фондов, определяется как количество транспортной продукции в условных тонно-километрах на один рубль среднегодовой стоимости основных производствен­ных фондов. Косвенным показателем фондоотдачи является годо­вой налет часов на списочный самолет;

оборачиваемость оборотных средств, определяемая количеством условных тонно-километров (или доходов) на один рубль средне­годовой стоимости нормируемых оборотных средств; ускорение обо­рачиваемости оборотных средств достигается за счет сокращения норм запасов, улучшения материально-технического снабжения, ликвидации сверхнормативных остатков сырья, материалов, неза­вершенного производства и т. д.;

отношение прироста прибыли к приросту капитальных вложе­ний. Он служит для выявления объектов первоочередного финан­сирования и обеспечения развития производства с минимальными затратами. Для этих же целей применяется и другой показатель— удельные капитальные вложения, т. е. капитальные вложения, приходящиеся на один условный тонно-километр прироста транс­портной продукции;

срок окупаемости капитальных вложений, определяемый как отношение капитальных вложений к сумме прироста прибыли, по­лученного за счет этих вложений. Этот показатель в наиболее об­щем-виде характеризует эффективность капитальных вложений. Современное производство непрерывно усложняется, соответствен­но усложняются производственные объекты, а их строительство удлиняется. До тех пор пока производственные объекты не введе­ны в строй, вложенные в них средства временно омертвлены. Со­кращение сроков строительства достигается за счет внедрения про­грессивных технологических приемов, использования результатов научно-технического прогресса, развертывания социалистического соревнования, творческой активности строителей при активной по — •мощи заказчика.

Показатели экономической эффективности ис­пользования материальных ресурсов характеризу­ют уровень хозяйственной деятельности предприятия, совершенство системы технических, организационных и воспитательных мер, на­правленных на достижение наилучших результатов с минимальны­ми затратами. Режим экономии касается всех видов материальных ресурсов; он требует бережного отношения к социалистической собственности, устранения непроизводственных затрат и потерь, совершенствования системы нормирования и учета расхода топли-

ва, материалов, энергии, а также запасов материально-техничес — ких ценностей. Особо острой остается проблема экономии авиаци­онного топлива.

Основными показателями эффективности использования мате­риальных ресурсов являются:

уровень материальных затрат на единицу транспортной про­дукции;

относительная экономия основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Обобщающие показатели эффективности производства на предприятиях и в объединениях включают в себя:

темпы роста производства, определяемые по конечным резуль — татам деятельности, т. е. по грузо-пассажирообороту и объему ра­бот ПАНХ. Высокие темпы роста производства обеспечиваются за счет интенсификации производства на базе широкого использова — ния результатов научно-технического прогресса, возрастающих темпов роста производительности труда и улучшения использова­ния материальных ресурсов;

сумму доходов, приходящихся на один рубль затрат, и затраты на единицу транспортной продукции, определяемые в соответствии со статьями калькуляции себестоимости приведенных тонно-кило­метра и часа налета;

приведенные затраты, являющиеся суммой себестоимости про­дукции и соизмеренных с нею капитальных вложений;

народнохозяйственные издержки, представляющие собой сумму себестоимости перевозок, денежной оценки скорости доставки пас­сажиров и грузов и соизмеренных с себестоимостью удельных ка­питальных вложений;

общую рентабельность, определяемую как отношение суммар­ной балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных про­изводственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Математические модели и методы расчета перечисленных пока­зателей излагаются в работах [28, 29, 32] и др. Их особенность за­ключается в том, что они характеризуют лишь экономическую эф: фективность производства, не в полной мере отражают главные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятий, слабо нацелены на достижение конечных результатов производст­ва. Эти показатели трудно использовать для управления эффек­тивностью. Более общий подход к построению математических мо­делей обобщенных и комплексных показателей основан на систем­ном анализе, в соответствии с которым модель эффективности сис­темы отражает, с одной стороны, целевой аспект (целевую эффек­тивность), а с другой — затраты ресурсов, связанных с удовлетво­рением поставленной цели (экономическая эффективность).

Для технических систем целевая эффективность характеризует­ся производительностью и (или) надежностью системы, т. Є.-1ИЦ <= <=ЦМ/Я). Производственные системы по своей природе являются социально-экономическими. Их эффективность предполагает дина­мично происходящий процесс улучшения использования произвол-

ственных ресурсов и получение за счет этого наибольшего социаль­ного и экономического эффекта. Математически эти требования можно выразить с помощью следующей системы уравнений:

^ Фкр = Фсп> 3Kp = 3min, (4.1)

где QKР —конечный результат производства воздушного транспорта; Qc„ — спрос на воздушные перевозка (потребности населения и народного хозяйства в воздушных перевозках); Зкр затраты ресурсов на получение конечного ре­зультата QKp; Зтin — минимальные необходимые затраты на полное и своевре­менное удовлетворение спроса Qcn.

Смысл управления эффективностью производства воздушного транспорта состоит в планировании и реализации такого комплек­са технических, технологических, организационных, экономических, социальных, идеологических мероприятий, который обеспечит вы­полнение системы уравнений (4.1). Нарушение этой системы свя­зано с потерями и неоптимальным использованием ресурсов,

Чтобы реализовать требования (4.1) в виде модели типа (1.17), необходимо установить математические отношения между целевой функцией модели и переменными системы уравнений. Целевая функция (критерий эффективности)

IV7 Ф (Q.:; , Осп, Зкр, Зш1п).’ (4.2)

При этом задача построения модели эффективности произвол-. ства воздушного транспорта сводится к определению вида опера­тора Ф. При построении модели необходимо выполнение следую­щего уелрвия:

0 < ИД < 1, — (4.3)

где W=. 1 соответствует полному удовлетворению требований (4.1), a W=0 — нарушению этих требований.

В соответствии с принятым определением эффективности про­изводства воздушного транспорта общий эффект производства представляет собой пересечение социального и экономического эффектов. Под социальным эффектом понимается удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в воздушных пере­возках, а под экономическим — совокупная экономия живого и прошлого труда при достижении социального эффекта. Математи­чески это положение можно представить как

A=A-! П-І2, (4.4)

где А, Аи Аг — общий, социальный и экономический эффекты производства воздушного транспорта.

Поскольку эффекты А, Ах и Л2 представляют собой случайные события, можно записать

Р(А)^Р(А1)Р(А2/А1), (4.5)

где Р(А)—вероятность получения общего эффекта производства воздушного транспорта; F(Ai) —вероятность получения социального эффекта производства воздушного транспорта; Р(Д2/Дд)—вероятность получения экономического эф­фекта производства воздушного транспорта при условии обязательного получе­ния социального.

Среди всех возможных математических моделей вероятности события для рассматриваемой задачи наиболее подходящей явля-

стся экспоненциальная модель. Она не менее обоснована, чем лю­бая другая, и к тому же позволяет получить простую итоговую за­висимость. Экспоненциальные модели Р(Аі) и Р(Л2Мі) могут быть представлены как

р (Ді) = 1 _ e“<?KP/Qcn И Р (Д2/Л1) = 1 — e_3mln/^P, или приближенно

Р (ДО .-= Qkp/Qcii И Р(Л2/Д1) = М. (4.6)

^Kp пкр vcn

Величины 3rain и Зсп определяются следующими равенствами:

3rain = ^minQcn! 3Kp = SKpQKp, (4-7)

где Smin — минимальная необходимая себестоимость единицы Qcn; SKp — фак­тическая себестоимость единицы конечного результата QKp.

С учетом (4.6) и (4.7) из выражения (4.5) следует

Р (Л) == (Qicp/Qcii) (‘^т1п/’^кр)> (4-8)

Введя обозначения:

= Qkp/QcuI (4.9)

W3 Smia/SK р ■ (4.10).

и учтя, что Р(А)—это критерий эффективности производства W, окончательно получим

W^WCW э, (4.11)

где Wc, W3—комплексные показатели социальной и экономической эффективно­сти производства воздушного транспорта соответственно.

Полученная модель устанавливает связь социальной и экономи­ческой эффективности. Однако в таком виде она неприемлема для управления эффективностью. Система управления эффективностью должна строиться на моделях, непосредственно отражающих ос­новные слагаемые эффективности. Такими слагаемыми являются научно-технический прогресс, хозяйственный механизм и качество работы. В соответствии с этим критерий эффективности необходи­мо представить в виде системы трех критериев:

W = (Wm, WM, WK4), (4.12)

где Wrn —критерий уровня развития научно-технического прогресса; WXM — критерий уровня развития хозяйственного механизма; WK4 — критерий качества работы.

При анализе и управлении эффективностью производственный процесс рассматривают как динамично происходящий процесс приближения конечного результата производства к спросу (QKр-> —»-Qcn) • Определяющей характеристикой в этом процессе, очевид­но, являются производственные возможности предприятия (отрас­ли) QnB, которые следует рассматривать в качестве нормативной ■ характеристики, соответствующей нормативным условиям произ­водства, технического уровня и хозяйственного механизма. При

этом общее требование эффективности можно представить схема­тически

Q кр~Qnii—^Q сп •

Величина Q„B при интенсивном развитии производства опреде­ляется в основном возможностями научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. Поэтому повышение уровня Qnв и устремление его к величине Qcn следует связывать преимуществен­но с Wm и Wxм. Сближение производственных возможностей и ко­нечного результата, т. е. наиболее полное использование всех про­изводственных возможностей, также зависит от научно-техническо­го прогресса и хозяйственного механизма. Однако главным факто­ром здесь является качество работы.

Следовательно:

(И7-ГП. И7хм)<—) (QnB -► Qcn);

(4.13)

«7кч (—) (QkP ~Qiib)-

(4.14)

Чтобы разделить

ЗОНЫ ВЛИЯНИЯ Win И WXM, отношение

(4.13)

представим как

(Wтп, Wхм) (=> (QnB Qrn Qcn),

где <2тп — условная характеристика, представляющая результат производства, обусловленный уровнем технического прогресса, при идеальном уровне хозяй­ственного механизма.

Тогда;

Гхи<=>(0пв-*<?гп); Г. гп<=>даш-^<?сп). (4.15)

В соответствии с формулами (4.14) и (4.15) обозначим:

~ І^С. ТП. = Qin/Qcn ІГс. хм = QnjQin, ^с. кч = Qicp/QiiB — (4.16)

Произведем формальные преобразования в выражении (4.9):
Wc — Qkp/Qcii = №кр/<?пв) (Qhb/Отп) (Qrn/Qcn)-

Отсюда с учетом обозначений (4.16) получим

= 1Гс. тп^с. хм^с. кч — (4.17)

Аналогичные преобразования модели (4.10) дают

W3 = Гэ. тп^э. хм^э. кч, . (4. 18)

где И^э. тп ~ ^тід/^тш ^э. хм = S[T/SnB’, W3’K4—SnB/SKp‘ Sm[n, STn, SnB, SKp<— соответственно себестоимость единицы Qcn. Огн. Qив. Qnp-

Подставив выражения (4.17) и (4.18) в исходное (4.11), полу­пим I Г,

W~WгпТ^хм^КЧ. (4.19)

где Wn = Гс. тп^э. тп; ^хм = І^с. хм^з. хи; І^КЧ = ^с. кч^э. кч.

Полученные зависимости позволяют управлять эффективностью производства на воздушном транспорте с помощью регулирования технического уровня, а также уровня хозяйственного механизма и качества работы во всех звеньях и на всех участках воздушного транспорта.