МОТОРЫ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ С РЯДНЫМ. И ЗВЕЗДООБРАЗНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ЦИЛИНДРОВ

Бестолковый Джо не может понять, почему моторы воздушного охлаж­дения делают со звездообразным расположением цилиндров. Такие моторы, казалось бы, должны иметь большее лобовое сопротивление. На самом деле сопротивление мотора зависит от многих обстоятельств. Если вы установите маленький мотор с очень небольшой площадью лба (мотор ряд­ного типа) перед большим фюзеляжем, то общее лобовое сопротивление увеличится. Сопротивление увеличивается также, если установить боль­шой мотор звездообразного типа перед небольшим фюзеляжем. Другими словами, для получения наилучших результатов ваш мотор должен соот­ветствовать самолету.

Имеет также значение форма конструкции, находящейся позади мо­тора. Винт работает более эффективно, если он расположен перед круг­лым телом, например моторным коком. Такое расположение, при котором мотор является составной частью обтекаемого тела, дает равное, а быть

может, и меньшее суммарное лобовое сопротивление по сравнению с рядным мотором такой же мощности.

Бестолковый Джо хотел бы знать, почему моторы не устанавлива­ются целиком в крыльях самолета. Для самолетов и моторных установок существующих размеров такое расположение неосуществимо, но я должен признать, что на этот раз бестолковому Джо пришла в голову хорошая идея. Я думаю, что в конце концов с увеличением размеров самолетов и моторов моторы будут прятать в крыльях.