МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ ПРОИЗВОДСТВА

Научно-технический прогресс в производстве воздушного тран­спорта выражается в совершенствовании орудий труда и техноло­гических процессов.

Уровень научно-технического прогресса воздушного транспорта выражается в техническом уровне производства, который опреде­ляется уровнем развития технической и технологической систем. Он характеризует потенциальные возможности этих систем в реше­нии целевых задач и получении конечных результатов производст­ва. Оценка технического уровня обеспечивает прогнозирование достижений научно-технического прогресса, планирование техни­ческого развития производства, разработку программ реализации технических и технологических возможностей производства. Глав­ная цель оценки технического уровня производства заключается в. получении информации, необходимой для управления научно-тех­ническим прогрессом.

Технический уровень производства воздушного транспорта в настоящее время характеризуется следующими показателями: удельным значением активной части основных производственных фондов; средним возрастом и удельным значением морально уста­ревшего оборудования; уровнем механизации и автоматизации тру­да; технической фондовооруженностью труда. Рассмотрим содер­жание этих показателей, а также выясним возможность построе­ния на их основе системы управления научно-техническим про­грессом. , ‘

Удельное значение активной части основных производственных фондов определяется соотношением активной и пассивной их час­тей, Повышение удельного значения активной части фондов озна­чает улучшение их структуры и рост технической оснащенности предприятия. Однако такое повышение целесообразно лишь при условии, что оно сопровождается увеличением фондоотдачи. Опти­мальным соотношением активной и пассивной частей основных производственных фондов является такое, при котором имеет место максимум фондоотдачи. К активной части производственных фон­дов предприятий воздушного транспорта относятся: самолетный

парк, машины и оборудование, сооружения и передаточные уст­ройства. Эта часть фондов в настоящее время составляет около.80% и имеет тенденцию-к увеличению.

Средний возраст оборудования определяется его физическим состоянием и моральным износом, т. е. экономичностью. Чем мень­ший удельный вес морально устаревшего оборудования, тем выше технический уровень производства.

Уровень механизации и автоматизации труда определяется сте­пенью замены мускульной силы человека механизмами, которые об­легчают труд и делают его более производительным. При автома­тизации машинам передаются не только функции исполнения, но и ряд простейших функций управления. Уровень механизации и авто-

матизации труда характеризуется охватом рабочих механизирован­ным трудом и долей механизированного труда в общих затратах живого труда. Первый показатель определяется отношением коли­чества рабочих, работающих на машинах, и занятых в производст­ве. Второй показатель характеризуется отношением времени меха­низированных процессов к суммарному, затрачиваемому на выполнение работы.

Техническая фондовооруженность труда определяется делени­ем стоимости основных производственных фондов на численность работников.

Для оценки технического уровня производства строится эталон каждого показателя. Оценка осуществляется путем сравнения фак­тических значений показателей с эталонными, на основе которого разрабатываются мероприятия для включения их в план техничес­кого развития производства.

Разработка эталонов технического уровня’ производства воз — — душного транспорта осуществляется экспертным методом на осно­ве качественного анализа состояния производственных фондов предприятий и оценки технических и ресурсных возможностей об­новления последних. При проведении качественного анализа опре­деляют: долю механизации и автоматизации производственных

процессов; коэффициент обновления техники и технологии; степень электрификации производственных процессов и др.

Оценка технических и ресурсных возможностей обновления ос­новных производственных .фондов производится на основе систем­ного анализа перспективной авиационной техники и развития ре­сурсов предприятий.

Процесс разработки эталона технического уровня каждого авиапредприятия включает ряд операций, среди которых можно выделить следующие: классификацию элементов производственных фондов по некоторым установленным признакам (в соответствии с классификаторами); определение экономически целесообразных вариантов технологии производства и структуры технологических процессов; установление прогрессивной структуры ведущего обору­дования (в первую очередь самолето-вертолетного парка); опреде­ление основных технико-экономических показателей по отдельным стадиям производства и по производству в щелом.

Существующая система оценки технического уровня производ­ства воздушного транспорта, как следует из сказанного, основана на применении стандартных математических моделей и неформаль­ных методов выработки управленческих решений. Дальнейшее развитие и совершенствование этой системы осуществляется путем построения более общих математических моделей управления тех­ническим уровнем производства и методов их реализации с исполь­зованием ЭВМ.

Наиболее сложным и ответственным вопросом решения этой проблемы является построение математических моделей обобщен­ных показателей технического уровня производства, управления (объединения) и воздушного транспорта в целом.

Подпись: 1696—2412

Обобщенный показатель технического уровня производства предприятия, как следует из определения, может быть представлен в следующем виде:

W.!y = W’yWly, . (4.20)

где WTy—комплексный показатель уровня технической оснащенности производ­ства; W — комплексный показатель технического уровня средств производства.

Для определения комплексного показателя Wtvможет быть предложена следующая формула;

w:iy^Ta/W’,y. H(Tu+Tm), (4.21)

где Тп — затраты прошлого (овеществленного) труда; Тт—затраты живого труда; lFTyH — нормативное значение показателя НДу"

Предположим, что Тп определяется величиной потребления активной части основных производственных фондов авиапредприя­тия за год, а Тж — годовым фондом заработной платы работников производства. Тогда формула (4.21) может быть записана так:

= яу^гу. н К + Ф. зп), (4.22)

где а а. — амортизационные отчисления по активной части основных производст­венных фондов авиапредприятия; Фзп—годовой фонд заработной платы работ­ников производства авиапредприятия.

Комплексный показатель технического уровня средств произ­водства может быть представлен в следующем виде:

К у — W™ (с^Г™ 4- d2W*c/) , . (4.23)

где — комплексный показатель технического уровня самолето-вертолетно­го парка предприятия; —комплексный показатель технического уровня

системы. наземных средств; ^туУ — комплексный показатель технического

уровня АСУ; «і и а2—.весовые коэффициенты (а1 + а2 = 1).

При отсутствии необходимой информации для расчета показа­теля W ту по формуле (4.23) можно определить этот показатель по следующей формуле:

<: 2 і/ “Лг — — ■ (4-24)

1-І I. . 1=1

где (V|Bn и N™n — фактический и нормативный (эталонный) удельный вес но­вых летательных аппаратов в СВП предприятия; (Уф і и Nh і ■— фактический и нормативный (эталонный) вес новых технических средств, используемых при вы­полнении г-го технологического процесса; а,- — коэффициент важности г’-го тех­нологического процесса в формировании конечного результата производства

П

авиа предприятия 2аі,:=1-

/-і

Величины Л/фВП. iCn, і и N„i формируются на основе норм технологического проектирования авиапредприятий. Порядок рас­чета показателя И7ту по формуле (4.20) с использованием формул (4.22) и (4.24) рассмотрим на числовом примере.

Пример. Определить обобщенный показатель технического уровня производ­ства авиапредлриятия при следующих данных:-

аА — 49,75 млн. руб.; Ф3п = 19,02 млн. руб.;

* N™и = 0,30; ІУ“П = 0,25; W’yH = 0,73.

Значения величии Nan N^t и а і приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

1

Технические средства

Лн«

V

“і

1

УВД

0,727

0,727

0,187

2

Обслуживания пассажиров

0,556

0,485

0,164

3

Обработки грузов

0,571-

0,500

0,143

4

Обслуживания самолетов

0,482

0,482

0,128

5

Авиатопливного обеспечения

0,594

0,540

0,112

6

Содержания аэродромов

0,406

0,400

0,10

7

Управления службами аэропорта

0,300

0,300

0,089

8

Приготовления бортпитания

0,750

0,733

0,077

Р е пі е. н и е. Вычисляем по формуле (4.22)

W:ry = (1/0,73)'[49,75/(49,75 + 19,02)] = 0,991.

По формуле (4.24) определяем

W = 0,25 (0,727-0,187 + 0,485-0,164 + 0,500-0,143 + 0,482-0,128 +

+ 0,540-0,112 + 0,400-0,1 + 0,300-0,089 + 0,733-0,077)/0,30 (0,727-0,187 +

+ 0,556-0,164 + 0,571 -0,143 4-0,482-0,128 + 0,594-0,112 + 0,406-0,10 +
+.0,300-0,089 .+ 0,750-0,077) = (0,25-0,5322)/(0,30 • 0,5605) =

^ = 0,1330/0,1681 = 0,7912.

По формуле (4.20) находим

WTy = 0,991 -0,791 = 0,784 ~ 78,4%.

Таким образом, в условиях рассмотренного примера уровень технической оснащенности производства характеризуется показате­лем W’ =о, 991, технический уровень средств производства —

^ ту ~ 0,791 и общий технический уровень Производства— ТР’ту = = 0,784. Здесь резервы повышения технического уровня производст­ва лежат в обновлении основных производственных фондов(ДИ7ту= = 0,216).

Приведенные выше математические модели и предложения по методике оценки технического уровня производства воздушного транспорта должны рассматриваться лишь как первый шаг по пути решения этой важной и весьма сложной проблемы управления на­учно-техническим прогрессом. Потребуется еще много усилий для того, чтобы разработать систему математических моделей, в полной мере удовлетворяющую требованиям построения системы управ­ления научно-техническим прогрессом как подсистемы комплексной системы управления эффективностью производства воздушного транспорта.