МОТОРЫ С НАДДУВОМ И БЕЗ НАДДУВА

Мотор без наддува развивает наибольшую мощность на уровне моря и при подъеме на высоту постепенно теряет мощность. Как вы увидите дальше, на высоте 6 ОООж мотор развивает только 47% мощности, которую он имел на уровне моря.

Мотор с наддувом может сохранять свою максимальную мощность до критической (расчетной) высоты благодаря нагнетателю, повышающему атмосферное давление во всасывающем трубопроводе. На высотах, превосхо­дящих расчетную, моторы с наддувом начинают терять мощность.

Чем большую мощность вы извлекаете из мотора, тем больше разви­вается тепла. Часть этого тепла идет на совершение механической работы, а остальное (около 65% всего количества) должно отдаваться в наружный воздух. Хуже всего мотор охлаждается при взлете, когда он развивает максимальную мощность, а скорость поступательного движения самолета сравнительно невысока.

Бестолковый Джо задает мне кучу вопросов о моторе, но сейчас у меня есть время ответить ему только на один из них. Он хочет знать, почему в одних странах предпочитают моторы одного типа, в других — другого. Решающим фактором является в большинстве случаев качество горючего. В США, где имеются почти неограниченные ресурсы горючего с высоким октановым числом, выгодно применять моторы воздушного охлаждения. В Англии, где бензин худшего качества, для некоторых целей предпочи­тают моторы жидкостного охлаждения, а в Германии, где вообще трудно достать бензин, пользуются популярностью дизели, работающие на тяже­лом горючем.

Большое влияние на конструкцию моторов имеет также финансовое положение авиационной промышленности. Там, где авиация является центральным пунктом военной программы, авиационная промышленность в значительной мере поддерживается правительственными субсидиями. В США авиационной промышленности приходится стоять на своих собст-

Мотор Райт „Циклон* 6 ЮООл. с.

image157
венных ногах, как всякому коммерческому предприятию. Поэтому авиа­ционные моторы строятся там с таким. расчетом, чтобы они окупались в процессе эксплоатации. —

Мотор Райт „Циклон" G

Вид спереди б частичном разрезе

 

image158

Рпс. 162.

Рис. 161—164. На этих рисунках представлены вид сзади, вид спереди в разрезе и главные части американского звездообразного мотора воздушного охлаждения.

 

2С1 —

 

 

image159

Рис. 163.

 

МОТОРЫ С НАДДУВОМ И БЕЗ НАДДУВА

— где —

 

 

image161

Рис. 165.

1. Увеличение степени сжатия, возможное благодаря применению горючих с высоким октановым числом.

2. Увеличение площади охлаждающих ребер.

3. Увеличение давления во всасывающем трубопроводе (наддув).

4. Увеличение конструктивной прочности (улучшение материалов).

5. Понижение температуры клапанов благодаря применению выхлоп­ных клапанов с натриевым охлаждением.

6. Улучшение формы впускного трубопровода, усовершенствование конструкции нагнетателя.