Выбор структуры видов и форм ТОиР

При формировании режимов ТОиР изделий необходимо увязывать эти ре­жимы со структурой видов и форм ТОиР ВС в целом, поскольку потребность в ТОиР отдельных изделий может появиться в любой произвольный момент экс­плуатации ВС, а плановый принцип организации выполнения ТОиР требует группировки отдельных работ в локальные формы и виды ТОиР, назначаемые к выполнению по условиям эксплуатации, наработке, календарному сроку и т. д. Структуру видов и форм ТОиР ВС следует рассматривать как заданное внешнее ограничение на режимы ТОиР изделий, входящих в состав ВС.

Выбор структуры видов и форм ТОиР ВС производится директивно, на ос­нове положений раздела 4.1 и требований нормативных документов с учетом конструктивных особенностей и условий эксплуатации данного типа ВС при следующих ограничениях:

■ структура ТОиР должна соответствовать принятой для других типов ВС и оставаться неизменной на весь срок эксплуатации ВС данного типа;

■ назначение работ ТОиР к выполнению базируется на принципе планирова­ния объемов работ по этапам процесса технической эксплуатации при отра­ботке полного ресурса (срока службы) ВС в целом;

■ структура ТОиР должна обеспечивать корректировку объемов и периодич­ности выполнения отдельных работ ТОиР без изменения структуры ТОиР в целом для ВС;

■ структура ТОиР ВС должна обеспечивать применение всех методов экс­плуатации и стратегий восстановления для входящих в состав ВС комплек­тующих и составных частей.

Для перспективных типов ВС ГА структура ТОиР задается директивно в ТЗ заказчика согласно требованиям документов. Для эксплуатирующихся типов ВС ГА структура ТОиР корректируется по согласованию заказчика и разработчика ВС в процессе выполнения исследований по совершенствованию системы ТОиР.

Формирование полного перечня возможных работ ТОиР по каждому изде­лию АТ производится в соответствии с положениями главы 2 по следующему алгоритму:

■ формирование перечня объектов ТОиР; формирование перечня возможных отказов и неисправностей; формирование перечней работ технологического обслуживания, контроля состояния, поддержания и восстановления надеж­ности; формирование перечня вспомогательных работ, формирование полно­го перечня.

Перечень объектов ТОиР формируется на основе перечня изделий, агрегатов и деталей ВС по группам и категориям элементов Ех — Е4 и Gl-GA, выпол­
ненного до уровня сменяемых конструктивных единиц. Каждому объекту ТОиР присваивается обозначение с указанием: группы и категории, принадлежности в ФС, зоны и места расположения на ВС.

Например:

Подпись: _ 021.12.00 Ел 120-4ДП G 021.12.00 4 120-4 ДП обратный клапан 2509Т СКВ в люке у шп. 30-31 справа;

соединение обратного клапана 2509Т с трубопроводом СКВ в люке у шп. 30-31 справа.

Перечень отказов и неисправностей составляется по каждому объекту ТОиР на основе располагаемой статистической и экспериментальной информации, а также результатов экспертной оценки в порядке вероятностей появления видов отказов и неисправностей. Неисправности неконструктивных элементов G увя­зываются с конструктивными элементами, воздействием на которые они прояв­ляются.

Каждому виду отказа и неисправности объекта ТОиР ставятся в соответствие работы по контролю состояния в следующей приоритетной последовательности выбора этих работ: визуальный контроль, контроль бортовыми средствами, кон­троль наземными средствами, контроль в лаборатории.

Каждой работе по контролю состояния ставится в соответствие целевая ра­бота по поддержанию и восстановлению надежности изделия, устраняющая причины или последствия появления данного вида контролируемого отказа или неисправности.

Перечень работ технологического обслуживания составляют по обслужи­ваемым объектам ТОиР согласно классификации объектов и работ, приведенных в разделах 2.1 и 2.2.

Перечень вспомогательных работ составляют на основе перечней целевых работ и технологий их выполнения с учетом состава применяемых средств и оборудования.

Полный перечень возможных работ полностью характеризуется указанными перечнями целевых и вспомогательных работ. Оформление полного перечня це­лесообразно выполнять в виде бланков-карт на изделия (рис. 5.8). По каждой ра­боте полного перечня определяют трудоемкость и продолжительность ее вы­полнения посредством экспертных оценок, хронометражом на натурном объек­те или моделированием натурного объекта при следующих условиях:

■ продолжительность работы, выполняемой более чем одним исполнителем,

оценивается по продолжительности наиболее загруженного исполнителя;

■ трудоемкость выполнения работы оценивается пооперационно как сумма за­трат времени каждым исполнителем;

16. Номер вида от­каза

17. На­имено­вание работ

18. Необходи­мая КПА, при­способления, инструмент

19. Пе — риодич — ность

20. Трудоемкость / продолжительность

Собст­

венно

кон­

троль

Вспомога­

тельной

работы

Демон­

таж

Мон­

таж

Регулиро

вка

22. Применение на других само­летах

Тип

само­

лета

Показа­

тель

надеж­

ности

15. Работы по осмотру и контролю состояния

21. Показатели надежности

23. Работы по технологическому обслуживанию

28. Величины ресурсов

Выбор структуры видов и форм ТОиР

31. Необходимая КПА, приспособ­ления, инстру­мент

32. Пе — риодич — ностъ

33. Трудоемкость /продолжит.

Собст­

венно

работы

Вспомо-

Демонтаж

і «цельной работы

Монтаж

Разработчик

самолета

Конструктор

Разработчик

изделия

Конструктор

Утверждаю

Утверждаю

29. Работы по восстановлению состояния

34. Дополнительные сведения

Рис. 5.8. Бланк-карта изделия для выбора работ ТОиР

■ для работ по восстановлению исправности по результатам контроля трудо­емкость и продолжительность подсчитывается как сумма выполнения рабо­ты по контролю и соответствующей ей восстановительной работы, умно­женной на вероятность ее выполнения;

■ трудоемкость и продолжительность выполнения вспомогательных работ учитывается раздельно по каждой целевой работе, независимо от технологи­ческой возможности объединения общей вспомогательной работы для не­скольких целевых работ.

Выбор методов эксплуатации и стратегий восстановления изделий произво­дится на основе положений разделов 5.1 и 5.2 при следующей исходной инфор­мации:

■ результаты расчетов схемной надежности систем;

■ статистика видов отказов изделий на этапах разработки, испытаний и экс­плуатации;

■ бланк-карта на изделие;

■ перечень функциональных параметров, контролируемых бортовыми средст­вами контроля, индикации и регистрации;

■ характеристики безотказности изделий в зависимости от наработки и усло­вий эксплуатации;

■ минимальный перечень исправного оборудования, необходимого для от­правки ВС в рейс (MMEL);

■ перечень отказов и неисправностей, с которыми разрешена эксплуатация до очередной формы ТО (или Р);

■ доказательная документация по сертификации ВС.

Выбор метода эксплуатации изделия по необходимому условию выполняет­ся логическим анализом для каждого вида отказа изделия по схеме (см. рис. 5.2) экспертным путем. При проведении анализа устанавливаются следующие ограничения:

■ характеристики безотказности изделий рассчитываются для типовых усло­вий эксплуатации;

■ вероятность обнаружения отказа или неисправности изделия экипажем при выполнении обычных действий должна соответствовать эргономическим требованиям к индикации и распознаванию показаний приборов. В против­ном случае следует считать, что отказ или неисправность не обнаруживают­ся экипажем;

■ дополнительными средствами контроля следует считать серийно изготов­ляемые приборы и комплексы, а возможностью их включения в состав штат­ной ЮТА — включение в одиночный или групповой комплект согласно ТУ на поставку или наличие этих средств на других эксплуатирующихся типах ВС в предприятиях ГА;

■ оценка влияния отказа изделия на безопасность полета проводится раздель­но по этапам полета;

■ определение вида особой ситуации по классификации НЛГ, к которой при­водит данный вид отказа изделия, определяется экспертным путем или по результатам сертификации ВС и анализа отказобезопасности систем и обо­рудования. Если вид особой ситуации однозначно не определен или различ­ные виды отказа изделия приводят к различным ситуациям, предпочтение отдается более опасной ситуации.

Достаточное условие для выбора метода эксплуатации изделия определяется по критериям эффективности (раздел 5.1).

Выбор стратегии восстановления изделия по положениям (раздел 5.2) прово­дится на основе перечней работ по контролю и поддержанию состояния, их тру­доемкости и продолжительности выполнения с использованием информации, использованной при выборе метода эксплуатации по одному из показателей эф­фективности стратегий восстановления:

■ удельной трудоемкости;

■ коэффициенту готовности.

Эффективность стратегий восстановления определяется наилучшими значе­ниями принятого показателя при сравнении различных стратегий.

Выбор стратегий восстановления производится при следующих условиях:

■ структура ТОиР задана;

■ условия поддержания и восстановления надежности изделий определены;

■ нормативные значения и предельные состояния изделий установлены;

■ периодичность выполнения целевых работ для всех стратегий восстановле­ния одинакова.

Определение объемов плановых работ ТОиР для ВС в целом производится отбором из полного перечня работ технологического обслуживания и работ по контролю и поддержанию состояния, инцидентных только выбранным методам эксплуатации и стратегиям восстановления.

Определение периодичности выполнения каждой работы ТОиР производит­ся в соответствии с положениями раздела 5.3.

Размещение работ по формам ТОиР производится для принятой структуры видов и форм ТОиР по выбранному критерию оптимизации согласно положени­ям раздела 5.4. В формы ТОиР включают только плановые работы.

Плановые работы технологического обслуживания формируются из соответ­ствующего перечня работ ТОиР согласно принятым условиям эксплуатации ВС по логической схеме (рис. 5.9).

Плановые работы по контролю состояния формируются из соответствующе­го перечня работ ТОиР по логической схеме (рис. 5.10).

Плановые работы по поддержанию и восстановлению надежности полно­стью определяются стратегией восстановления и перечнем отказов и неисправ­ностей и формируются при следующих условиях:

■ работы по восстановлению исправности изделий, снятых с ВС по отказу, являются внеплановыми;

■ работы по устранению конструктивных и производственных недостатков изделий являются внеплановыми;

■ работы по модернизации изделий являются внеплановыми.

Плановые работы ТОиР размещаются по формам ТОиР согласно их перио­дичности и условиям эксплуатации ВС и вносятся в соответствующие эксплуа­тационные и ремонтные документы.

Адаптация режимов ТОиР производится в реальных условиях эксплуатации ВС и производственной деятельности авиапредприятий с целью внесения необ­ходимых поправок на заданные ограничения к организации, планированию и технологии выполнения работ ТОиР. Адаптация режимов ТОиР производится, как правило, на основе конкретной программы эксплуатационной проверки.

Изложенные положения методических рекомендаций базируются на практи­ческой методике, прошедшей апробацию и рекомендованной к применению в отрасли ГА.