УКАЗАТЕЛЬ СОСТАВА СМЕСИ
Вы уже знаете, что наибольшей плотностью воздух обладает на уровне моря и что один и тот же объем воздуха весит на уровне моря больше чем на высоте. Для того чтобы обеспечить наилучшее сгорание смеси в вашем моторе, вы должны поддерживать правильную пропорцию между горючим и воздухом, всасываемыми мотором. Вы, вероятно, знаете, что наивыгоднейшая пропорция воздуха и горючего равна 13 : 1, т. е. что одна весовая единица горючего должна приходиться на 13 весовых единиц воздуха. При всяком другом соотношении между горючим и воздухом смесь будет либо богатой, либо бедной. Если горючего слишком много, а воздуха недостаточно, т. е. смесь слишком богата, то сгорание будет неполным, и много горючего будет выбрасываться несгоревшим в выхлопной трубопровод. Если же воздуха слишком много, а горючего недостаточно, то смесь будет бедной. В результате температура цилиндров мотора повысится.
Установка правильной пропорции смеси называется регулировкой смеси.
Летя на определенной высоте, вы, естественно, летите при примерно постоянной плотности воздуха. Поэтому, отрегулировав состав смеси, вы можете не менять его, пока самолет не перейдет в слой воздуха с другим атмосферным давлением.
В прежнее время смесь регулировали, поднявшись на высоту примерно 1000 — 1200 м, установив дроссель на число оборотов, соответствующее крейсерской скорости, и постепенно обедняя смесь, пока обороты мотора не падали примерно на 20 об/мин. После этого снова обогащали смесь, пока мотор не развивал прежнего числа оборотов. Этот состав смеси и считался нормальным. Подобный способ регулирования смеси до сих пор применяется на самолетах с винтами фиксированного шага. При этом способе единственным контрольным прибором является тахометр.
При винте с постоянным числом оборотов приходится применять другой способ, так как независимо оттого, как вы установите дроссель или отрегулируете смесь, ваш тахометр будет все время показывать одно и то же число
оборотов в минуту. Поэтому был сконструирован указатель состава смеси, как точное средство регулировки состава смеси.
Указатель позволяет при всяких условиях поддерживать минимальный расход горючего. Авиационный мотор большой мощности расходует за каждые четыре часа работы на крейсерской скорости’ количество горючего, равное весу мотора. Расход горючего является поэтому весьма важным фактором экономичности полета. Малый расход горючего позволяет увеличить вес перевозимого груза и дальность полета самолета при данном запасе горючего.
Указатель состава смеси предупреждает вас, когда мотор работает на слишком бедной смеси, что может привести к значительному перегреву мотора, а иногда и к серьезным авариям его.
Рис. 183 и 184. На этих рисунках изображены указатели состава смеси «Кембридж» для двухмоторного и четырехмоторного самолетов. Бестолковый Джо считает, что, чем меньше на самолете приборов, тем лучше. Он предпочитает полагаться на свою, как он выражается, «жуткую сообразительность». На самом же деле это предубеждение против приборов объясняется тем, что он не может понять, как они действуют. Вы-то понимаете (или во всяком случае скоро поймете из наших объяснений) действие приборов. Как я уже говорил, все, что относится к управлению самолетом просто, раз вы знаете в чем дело. Неведение может быть и блаженно, но на самолете оно опасно.
Сейчас я объясню вам простой принцип, на котором основано действие указателя состава смеси.
Рис. 185. Продукты сгорания в выхлопном трубопроводе мотора состоят из двуокиси углерода, водорода, кислорода, окиси углерода, метана и воды. Пропорция этих газов зависит от состава смеси, поступившей в цилиндры мотора. Теплопроводность этих газов различна. В зависимости от состава продуктов сгорания различна и теплопроводность выхлопных газов. Из всех продуктов сгорания наибольшую теплопроводность имеет водород.
Указатель состава выхлопных газов состоит из двух камер S и Е. Камера S наполнена воздухом, насыщенным влагой. Камера Е имеет отверстия, через которые все время входят и выходят выхлопные газы.
В камерах установлены две спиральные платиновые проволочки равного сопротивления Уі и N2. В цепь введен мостик Уитстона, также имеющий две проволочки равного сопротивления Ві и В2.
Посмотрим теперь, что произойдет, если включить в цепь электрический ток от батареи. Прежде всего ток пойдет через мостик Уитстона и накалит проволочки Nx и Лт2. Теплота немедленно поглощается газами, окружающими обе проволочки. Теплопроводность воздуха, окружающего проволочку Nu постоянна, тогда как теплопроводность выхлопных газов, окружающих проволочку N2, изменяется в зависимости от состава смеси. По этой причине температура проволочки У2 также изменяется по сравнению с Nx. Чем выше температура платиновой проволочки, тем выше ее электрическое
сопротивление. Эта разница сопротивлений нарушает равновесие мостика Уитстона и вызывает падение вольтажа в мостике, которое в свою очередь, заставляет стрелку гальванометра 6г отклониться от ее среднего положения. Величина отклонения стрелки пропорциональна величине теплопроводно
сти выхлопных газов. Теплопроводность же выхлопных газов, как мы знаем, зависит от состава смеси. Шкала гальванометра градуирована в единицах состава смеси. Поэтому вы можете прочесть непосредственно на шкале вашего указателя состав смеси.
Когда карбюратор подает нормальную смесь, т. е. смесь горючего и воздуха в отношении 1 : 13, или 0,07, теплопроводность выхлопных газов в камере Е будет примерно равна теплопроводности воздуха в камере S, и указатель будет показывать 0,07. Если смесь слишком богата, например если отношение горючего и воздуха в ней равно 1 : 11 (0,09), то выхлопные газы в камере Е будут иметь большую теплопроводность, чем воздух в камере S. Обратное явление наблюдается, когда смесь слишком бедна, например когда отношение горючего и воздуха в смеси равно примерно 1 : 15 (0,06). В этом случае теплопроводность анализируемого газа в камере Е будет ниже теплопроводности насыщенного воздуха в камере S. Вы видите, таким образом, что всякое изменение пропорции газов в выхлопном трубопроводе (например водорода или двуокиси углерода) создает разницу в теплопроводности газов в обеих камерах и приводит к изменению температуры, а следовательно, электрического сопротивления проволочки iV2 по сравнению с проволочкой Эта разница в сопротивлениях заставляет указатель отклоняться в ту или другую сторону.
Рис. 186. На этом рисунке, не требующем особых объяснений, показана общая схема установки указателя состава смеси. Ход выхлопных газов показан стрелками.
Рис. 187. Здесь изображена шкала указателя состава смеси «Кембридж» для двух моторов. Крупные цифры в середине шкалы показывают давление во всасывающем трубопроводе в дюймах ртутного столба. Это значительно упрощает пользование указателем состава смеси. Для каждой величины давления во всасывающем трубопроводе существует определенный наивыгоднейший состав смеси. Вы должны регулировать состав смеси так, чтобы стрелка указателя состава смеси заняла на шкале «давления во всасывающем трубопроводе» положение, соответствующее фактическому показанию вашего указателя давления во всасывающем трубопроводе.
Лучше всего регулировать состав смеси с некоторой тенденцией в сторону обогащения смеси; насколько — покажет вам опыт. При взлете и при наборе высоты всегда применяйте богатую смесь.’ При переходе на крейсерскую скорость отрегулируйте смесь так, чтобы стрелка указателя смеси указывала деление, совпадающее с показанием указателя давления во всасывающем трубопроводе. Это — положение, соответствующее наименьшему расходу топлива.
Левый мотор
і і і і І і і і і І і 111 І і і і і 111 n|
[І і і і і І і і і і І і і i]
■ am ллаш. лр am
І І І І І І І І І І I I I
і і і і і і і і і і і і в і і і і і і і і
.0» д.07
СОСТАВ СМЕСИ
____________ (ГОРЮЧЕЕ/ВОЗДУХ) ______
Шпала указателя состава смеси (пеогеод)
Указатель смеси не только показывает вам правильный состав смеси, но также предупреждает вас, если что-нибудь не в порядке. Например, если дроссель сместится из положения, в котором он установлен, то стрелка указателя смеси сообщит вам об этом, автоматически сместившись из положения, в которое вы ее установили. Стрелки указателя перемещаются также при изменении температуры воздуха в карбюраторе и при увеличении или уменьшении давления в воздухопроводе карбюратора. Если давление в бензинопроводе упадет, то стрелки указателя смеси передвинутся в сторону бедной смеси.
Посредством указателя смеси вы можете также обнаружить детонацию. Детонация, как вам известно, разрушительно действует на мотор, и она бывает в большинстве случаев тогда, когда самолетом управляет бестолковый Джо. С началом детонации стрелки указателя состава смеси начинают быстро колебаться. Постепенно они переходят в сторону богатого горючего. Если вы понимаете язык указателя смеси, это означает, что он кричит, чтобы вы изменили состав смеси.
Если вы проглотите кость, вы будете
чувствовать себя примерно так же, как
мотор, питаемый горючим, которое он
не в, состоянии переварить.