СВЕЧИ

Бестолковый Джо думает, что значение имеют только большие вещи. Он проводит большую часть времени, наводя глянец на свой самолет, но никогда не обращает внимания на такую мелочь, как запальные свечи. Но так как надежность работы мотора, а также ваша собственная безопас­ность зависят от этих маленьких деталей, я расскажу вам о том, как содер­жать эти маленькие, но важные части в полной исправности. Как правило, свечи следует снимать, чистить и осматривать через каждые 60, самое боль­шее 75 летных часов. Во избежание повреждения какой-нибудь части свечи обращаться с ними надо очень осторожно.

Вот порядок, которого вы должны придерживаться при осмотре свечей.

1) Вынув собранный сердечник из корпуса свечи и сняв прокладку, вставьте сердечники в гнезда доски рабочего приспособления (см. рис. 191).

2) image185"Очистите сердечник и центральный электрод; промойте и высушите сердечник.

3) Измерьте диаметр заплечика электрода; проверьте диаметр централь­ного электрода, осмотрите сердечник.

4) Очистите и осмотрите корпус; отштампуйте боковые электроды, собе­рите свечу и отрегулируйте расстоя­ние между электродами.

5) image186"Испытайте свечу и вставьте ее в мотор (или подготовьте для хранения).

Рис. 188 и 189. Для того чтобы вынуть собранный сердечник свечи, состоящей из двух частей (как, напри­мер, свечи BG), из ее корпуса, вставь­те свечу в фальшивые губки тисков и выверните сердечник свечным ключом.

Никогда не пользуйтесь ключом с открытым зевом и никогда не встав­ляйте корпус или сердечник свечи непосредственно между губками тисков.

image187Рис. 190. На этой фигуре пока — рис зано, как нужно пользоваться спе-

190.

image188циальным бородком для удаления медной прокладки сердечника из корпуса свечи. В корпусах свечей некоторых типов прокладка находит­ся между корпусом и соединитель — * ной гайкой (ниппелем).

Рис. 191. Свечу легко повре­дить. Поэтому не оставляйте свечи в ящике или кучками. Вставляйте их в гнезда специальной доски, как показано здесь, вынимая их только для работы с ними.

image189Рис. 192. Для очистки сер­дечника свечи от следов угля, мас­ла, свинца и т. д. пользуйтесь песоч­ной бумагой № 00 или алокситовым полотном марки 150. Сердечник вставляется в специальную гильзу, вращаемую станком. Наилучшие ре­зультаты вы получите, если вал мо­тора, к которому прикреплена гиль­за, делает около 1750 об/мин. Ни­когда не пользуйтесь для очистки сердечников свечей наждачным и карборундовым полотном или бума — 193’ гой, «стальной шерстью», напиль­никами или металлическими шлифо­вальными кругами.

Рис. 193. Измеряйте заплечик или диаметр головки электрода микро­метром или калибром, как показано на рисунке, в том месте металличе­ского электрода, где начинается слюдяная изоляция. Если окажется, что диаметр меньше 6,6 мм, сердечник надо выбросить.

Рис. 194 и 195. Важней­шей частью всего процесса ухода за свечами является штамповка боковых электро­дов, так как от того, как они отштампованы, зависят ис­правная работа свечи в мо­торе и срок службы электро­дов. Для этой работы вам по­надобятся специальный ста­нок на массивной опоре и набор штампов специальной формы. Станок, изображен­ный на рисунке, имеет не­подвижную матрицу в ниж­ней оконечности стержня и пять пуансонов различных размеров. Устанавливайте станок так, чтобы его основа­ние находилось на удобной для работы высоте.

image190image191Подпись:Выньте из рейки ножку, служащую для регулировки длины электродов, опустите стержень так, чтобы винт у нижнего конца стержня вы­шел из направляющей, и вставьте в гнездо основания стойки пуансон, соответ­ствующий размеру свечи, за — рис. жав его установочным вин­том. Снимите с рамы махови­чок и зубчатое колесо. Установив корпус свечи над пуансоном, как показано на рис. 195, опустите стержень так, чтобы матрица плотно накрыла электрод корпуса свечи, и резко ударьте фунтовым молотком по центру верхней оконечности стержня. Но только не старайтесь показать свою силу. Помните, что свечи и все, что к ним относится, требуют осторож­ного обращения. Когда электрод примет форму, соответствующую корпусу свечи, поднимите стержень и выньте корпус свечи.

Рис. 196. Тот же станок, изображенный на предыдущем рисунке, установлен здесь для регулировки электродов. Для установки свечей с различной длиной нарезной части при ре­гулировке электродов имеются прокладочные шайбы. При ре­гулировке электродов следите за тем, чтобы слишком не сог­нуть электроды.

image192Подпись:Для моторов высокой мощ­ности целесообразно устанав­ливать зазоры между электро­дами 0,3 мм вместо 0,38 мм. Это увеличивает срок службы свечей. У моторов же более низ­кой мощности при уменьшен­ных зазорах между электро­дами мотор плохо работает на холостом ходу.

Рис. 197 и 198. Неис­правность изоляции может быть обнаружена испытаниями свечей в специальном приспо­соблении, показанном на ри­сунках.

Свечи обязательно должны испытываться под давлением. Воздух накачивается в камеру приспособления вручную (рис.

197) . Можно соединить камеру с баллоном, содержащим угле­кислый газ под давлением (рис.

198) , или же соединить с про­водкой сжатого воздуха, если имеется приспособление для осушения воздуха. Свеча, ре­гулярно дающая искру при дав-

лении 8,8 кгIсм2 с зазором между электродами 0,38 мм, будет рабо­тать вполне удовлетворительно в любом моторе. Для испытаний при давлениях до 11 кг/см2 поль­зуйтесь вполне исправным пусковым или рабочим магнето. Ток от индук­ционных катушек или трансформа­торов дает ошибочные результаты и может повредить изоляцию.

image194Для получения наилучших ре­зультатов тщательно регулируйте зазор между электродами. Прове­ряйте и устанавливайте их каждый раз, когда вы вынимаете свечи для чистки. Если регулярно не прове — шь рять зазоры между электродами, то работа мотора может стать не­ровной и сопровождаться пере­боями.

Рис. 199. На этой фигуре изо­бражен футляр для хранения и пе­ревозки свечей. Он широко приме — Рис.

і 99

няется на воздушных линиях.

Прежде чем приступать к какой бы то ни было работе над свечами, тщательно изучите инструкцию по обращению с ними. Пользуйтесь надле­жащими инструментами и не прилагайте слишком большую силу.