СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

6.4.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС

Общие положения системы информационного обеспечения ТЭ ВС включают сведения о требованиях, ограничениях и рекомендациях разработчика и изгото­вителя к системе сбора, обработки и использования информации о техническом состоянии ВС в процессе эксплуатации с целью поддержания летной годности ВС, обеспечения ожидаемых условий эксплуатации и установленных ресурсов ВС, их систем и изделий, корректировки режимов ТОиР и эффективного ис­пользования самолетов по назначению с учетом особенностей каждого авиа­предприятия.

Информационное обеспечение ТЭ ВС включает информационное взаимо­действие эксплуатанта с предприятиями разработчика, поставщика и государст­венных органов управления и контроля за безопасностью полетов в части обес­печения и поддержания летной годности ВС. Эти требования базируются на нормативных документах отрасли ГА России, рекомендациях ИКАО и являются общими для всех эксплуатантов ВС данного типа.

Ограничения на разработку системы информационного обеспечения ТЭ ВС для эксплуатанта включают ограничения условий эксплуатации ВС, установ­ленные в эксплуатационной документации ВС, и ограничения, связанные с ин­формационным обеспечением работ по установлению ресурсов и сроков службы и поддержанию летной годности ВС. Указанные ограничения определяют объ­ем, регулярность и качество информации о техническом состоянии ВС, переда­ваемой эксплуатантом разработчику и изготовителю ВС.

Рекомендации разработчика и изготовителя к формированию системы ин­формационного обеспечения ТЭ ВС каждым эксплуатантом должны содержать сведения об основных принципах информационно-управляющей системы, фор­мируемой эксплуатантом для эффективного использования ВС данного типа. Указанные рекомендации должны быть разработаны на основе современных информационно-управляющих систем (ИУС), применяемых при технической эксплуатации отечественных и зарубежных типов ВС ГА.

Информационное обеспечение эксплуатанта обычно осуществляется в соот­ветствии с положениями Программы ТОиР типа ВС или на основе самостоя­тельных разработок эксплуатанта при условии выполнения им установленных требований и ограничений к ИУС.

Для обеспечения и поддержания летной годности ВС эксплуатант в соответ­ствии с требованиями действующих информационных норм и правил ГА дол­жен:

— производить сбор и обработку информации о возникших отказах и особых ситуациях в полете из-за конструктивно-производственных недостатков авиатехники и доведения этой информации до разработчика, поставщика и государственных органов управления и контроля с целью разработки и вне­дрения мероприятий по устранению причин;

— производить сбор и систематизацию информации об ошибках летного и ин­женерно-технического состава, обусловленных несовершенством конструк­ции ВС, его систем, оборудования или эксплуатационной и ремонтной доку­ментации и доведение этой информации до разработчика, поставщика и го­сударственных органов управления и контроля с целью разработки меро­приятий по совершенствованию конструкции ВС, его систем, оборудования или эксплуатационной и ремонтной документации.

Эта информация является обязательной, а ее сбор, обработка и обмен произ­водятся в соответствии с действующими положениями.

Кроме того для планирования и организации ТОиР ВС, устранения недос­татков исполнителей ТОиР и собственных служб эксплуатанту рекомендуется производить сбор и обработку информации:

■ об отказах и неисправностях, вызванных ошибками исполнителей ТОиР; в о затратах труда, времени и средств на ТОиР;

■ о расходах запчастей, инструмента и материалов на ТОиР;

■ об эффективности и достаточности применяемых средств и оборудования, а также другая производственная и экономическая информация, применяемая на предприятиях эксплуатанта в системе ТЭ ВС.

Учитывая, что одинаковая информация применяется для решения различных задач как поддержания летной годности, так и повышения эффективности про­цессов технической эксплуатации, на предприятиях эксплуатанта рекомендуется формирование информационно-управляющей системы (ИУС). Основные прин­ципы ИУС следующие.

Назначением ИУС является обеспечение высокого качества управления тех­нической эксплуатацией (ТЭ) ВС за счет выполнения следующих основных функций:

— обеспечения всех уровней и звеньев управления ТЭ полной, достоверной и своевременной информацией о ТС АТ и состоянии производственных про­цессов ТОиР;

— обеспечения принятия технических решений по использованию ВС и вос­становлению технического состояния изделий АТ на основе анализа указан­ной информации как по каждому экземпляру ВС, так и по всему парку ВС в соответствии с правилами (алгоритмами), изложенными в эксплуатационно­технической документации с учетом располагаемого времени, материальных и трудовых ресурсов, оборудования и других условий;

— обеспечения эффективных управляющих воздействий по выполнению инже­нерно-техническими службами принятых решений на всех уровнях органи­зационной структуры предприятия.

ИУС управления ТЭ ВС должна иметь многоуровневую и многоцелевую структуру. Здесь следует выделить 2 основных уровня использования ИУС: для автоматизированного управления ТЭ на основе эксплуатационного предприятия и, в первую очередь, для оперативного управления процессами использования и ТОиР ВС; для автоматизированного управления парком ВС на уровне регио­нального центра ТОиР, включая взаимодействие с организациями разработчика и изготовителя в процессе управления эксплуатацией всего парка ВС данного типа.

При оперативном управлении ТЭ ВС на уровне эксплуатационного предпри­ятия с целью обеспечения высокой готовности вылета и в соответствии с осо­бенностями назначения каждого типа ВС на ИУС возлагаются функции опера­тивной обработки сообщений о внешних проявлениях неисправностей с борта ВС, своевременной локализации отказа, определения объемов и потребной тру­доемкости работ по его устранению, выявлению на складе наличия необходи­мых для замены агрегатов или ЗИПа и возможности своевременной их доставки, оценки возможности проведения указанных работ в межрейсовое время, а при необходимости подготовки замены ВС из резерва или на основе оперативной перестыковки рейсов. Кроме того на ИУС возлагаются функции оперативного планирования и корректировки сменно-суточных заданий производственным подразделениям, регулярного контроля и учета их выполнения, отображения те­кущей производственной ситуации, выявления и учета сбоев и обеспечения под­готовки решений и мероприятий по ликвидации сбоев, формирования отчетно­учетной документации и др.

Другой важнейшей задачей управления ТЭ ВС является обеспечение мини­мального времени пребывания их на периодических формах ТОиР. В этом слу­чае на основе автоматизированного учета информации о ТС ВС (формируемой бортовыми средствами контроля, на основе замечаний экипажа, в процессе

ТОиР в цехах и обследования агрегатов и систем в отделе диагностики) — с од­ной стороны, и на их основе автоматизированного контроля выполнения плана налета, учета сведений о наработке и остатках ресурсов по агрегатам и системам планера, двигателей и АиРЭО, учета выполнения объема работ по ТОиР задан­ных нормативов по ТОиР и ограничениям использования — с другой стороны, ИУС формирует для каждого экземпляра ВС очередность, сроки поступления на ТОиР и требуемые объемы работ, а также заблаговременно передает эту инфор­мацию в цех ПТОиР. Одновременно с этим ИУС формирует и передает на склад материально-технического обеспечения (МТО) центра заявки на комплектацию агрегатов для замен и ЗИП с указанием срока исполнения, последний сообщает­ся также в цех ПП для обеспечения своевременной доставки агрегатов и ЗИПа и в ОУП для контроля исполнения.

Выполнение всех этих функций ИУС обеспечивается за счет реализации ее в виде распределенной вычислительной сети.

Типовая структура рекомендуемой ИУС ТЭ транспортного типа ВС, пред­ставленная на рис. 6.12, объединяет в своем составе ИУС центра ТОиР ВС на ба­зе соответствующего ЭП, информационные системы ЭП, связанных с указанным центром ТОиР, ИС разработчика и изготовителя.

Структура ИУС центра ТОиР представлена на рис. 6.12 в виде ряда произ­водственно либо функционально ориентированных информационных подсис­тем, интегрированных на техническом и программном уровнях на основе средств локальной вычислительной сети (ЛВС), обеспечивающей распределен­ную обработку информации.

ИУС включает в себя следующие подсистемы (ПС):

■ ПС отдела диагностики (ОД);

■ ПС отдела оперативных технических решений, анализа технического со­стояния и управления ТЭ парка ВС (ОТР);

■ ПС цеха оперативного технического обслуживания (ОТО);

■ ПС цеха периодического технического обслуживания и ремонта (ПТОиР);

■ ПС цеха подготовки производства (ПП);

■ ПС цеха лабораторных проверок АиРЭО (ЛП);

■ ПС отдела материально-технического обеспечения (МТО) и складов;

■ ПС отдела управления производством (ОУП);

■ ПС отдела технологической подготовки производства (ОТПП);

■ ПС руководства и отделов управления центра ТОиР;

Структура ПС, входящих в состав ИУС, предполагает построение их на ос­нове отдельных или объединенных в сеть магистральной или кольцевой струк­туры однотипных ПЭВМ. При этом каждая ПЭВМ выполняет функции автома­тизации ИО конкретного рабочего места (например начальников цеха, смены, диспетчера цеха, инженера смены и др.), целесообразность автоматизации кото­рого устанавливается на основе обследования функциональной деятельности и информационного обеспечения производственных подразделений ЭП.

image101

Рис. 6.12. Структура управления технической эксплуатации ВС на основе ИУС

На ПС цехов ОТО, ПТОиР возлагаются такие функции, как автоматизиро­ванное формирование на основе выданного сменного (суточного) задания тех­нологического графика выполнения работ по ТО ВС с учетом численности на­личного состава исполнителей и объема дополнительных работ, автоматизиро­ванная выдача заданий по ТО на рабочие места исполнителей, регулярный кон­троль и выдача для ОУП сведений о ходе выполнения работ по ТО ВС и обна­руженным в процессе ТО неисправностям, получения по запросу рекомендаций по устранению неисправностей и требуемых нормативов времени, справок о на­личии и возможности поступления к заданному моменту времени запасных аг­регатов блоков со склада (складов) центра ТОиР, учет мероприятий по устра­нению неисправностей и информации, связанной с ее описанием, передача све­дений в базу знаний ПС отдела диагностики, автоматизированное формирование учетно-отчетной документации в процессе ТО ВС, а также расчет и анализ пока­зателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности цеха.

На ПС отдела диагностики возлагаются функции автоматизированного ин­формационного обеспечения контроля технического состояния (ТС) АТ на ос­нове методов неразрушающего контроля; контроля ТС авиадвигателей на основе анализа газодинамических параметров, вибрации, анализа масла; поиск неис­правностей на основе информации об их внешних проявлениях и анализ неис­правностей, регистрируемых как бортовыми средствами контроля, так и с по­мощью наземной КПА; анализа и прогноза изменения параметров функциони­рования агрегатов и систем ВС; расшифровки и экспресс-анализа с помощью имеющихся средств бортового и наземного контроля полетной информации, за­фиксированной на эксплуатационных накопителях типа МСРП.

Наиболее перспективным направлением формирования ПС отдела диагно­стики является создание экспертных систем (ЭС), основу которых составляют проблемно-ориентированные базы знаний, сформированные на основе фактов и правил, например по внешним проявлениям и способам поиска и устранения не­исправностей в различных системах и агрегатах ВС; в области неразрушающих методов контроля, в области спектрального анализа масла для двигателей, рас­шифровки и анализа полетной информации, изменения основных параметров функционирования двигателя и других систем самолета.

Помимо баз знаний в ЭС должны быть предусмотрены интерфейс с пользо­вателем на проблемно-ориентированном языке непроцедурного типа, подсисте­ма логического вывода, генерирующая рекомендации по решению искомой за­дачи, модуль отображения и объяснения решения и модуль приобретения зна­ний от экспертов.

Сообщения о необходимых дополнительных работах по ТО, установленных по результатам анализа ТС в отделе диагностики, поступают в подсистемы ОУП и ОТР.

Основной функцией ПС ОТР является выработка оперативных технических решений о режимах эксплуатации конкретного экземпляра ВС в зависимости от его технического состояния, требуемого и выполненного объема ТОиР и опре­деляемых нормативно-технической документацией ограничений по его исполь­зованию.

Решения вырабатываются на основе накопления и анализа опыта как в самом центре ТОиР, так и на основе поступления соответствующей информации из других ЭП. При этом рекомендуется использовать имитационное моделирова­ние текущей и планируемой ситуаций использования и ТО ВС.

На данную ПС ОТР возлагаются также функции контроля и прогнозирова­ния количественных характеристик надежности, анализа эффективности дейст­вующих стратегий и режимов ТОиР ВС.

Для обеспечения указанных функций ПС ОТР осуществляет ведение базы данных о ТО и использовании ВС (учет наработки, количества посадок, остатков ресурсов и времени до ближайшей формы ТОиР, объемов выполненных и незавершенных плановых и дополнительных работ по ТО конкретного ВС), а также ведение базы данных о техническом состоянии всего парка ВС (учет отка­зов и неисправностей, измерения параметров технического состояния и т. д.).

Пользователями ПС ОТР также являются руководство ОУП и цеха ПТОиР в части получения справок о ТС конкретных экземпляров ВС, сроках их поступ­ления на ТОиР и объемах работ по ТОиР.

На ПС склада МТО возлагаются функции автоматизированного учета посту­пления и контроля за расходованием агрегатов ЗИП (контроль неснижаемого за­паса), а также функции обеспечения своевременной подготовки сменных агрега­тов и ЗИП по заявкам ОУП и выдачи соответствующего сообщения в цех ПП для обеспечения их доставки в заданные сроки на рабочие места цехов ТО.

На ПС отдела технологической подготовки производства (ОТПП) возлага­ются функции по подготовке технологических рекомендаций в процессе восста­новления и совершенствования регламента и технологий ТОиР АТ. Структурно данная система строится по типу САПР.

На ПС ОУП, обеспечивающего в данной структуре в основном функции оперативного управления процессами использования и ТОиР ВС, возлагаются функции планирования, оперативной корректировки расстановки ВС под рейсы, планирования и выдачи в цеха и отделы ЭП сменно-суточных заданий, контроль их исполнения на основе регулярно поступаемых из цехов рапортов о ходе вы­полнения работ по ТО, выявление и учет сбоев в процессах использования и ТОиР ВС, а также обеспечение подготовки и учет оперативных решений по их ликвидации. Кроме указанных функций ПС ОУП выполняет также автоматизи­рованный учет количества и причин задержек и отмен рейсов, учет выполнения доработок по бюллетеням и указаниям.

На ПС цеха ПП, учитывая его специфику и территориальное расположение участков, обслуживающих цеха оперативного ТО, возлагается функция управ­ления обеспечением процесса ТО в цехах, а также функция планирования и ана­лиза производственной деятельности цеха ПП и учета информации о движении материальных ценностей в цехах при ТО АТ.

На ПС цеха лабораторных проверок АиРЭО (ЛП) возлагаются функции уче­та информации по объектам ТО в процессе поиска и устранения неисправно­стей, планирования, контроля и анализа производственной деятельности на уровне лабораторий, управления обеспечением процесса ТО и учет движения материальных ценностей на уровнях цеха, участка обменного фонда.

На ПС руководства и отделов управления центра ТОиР возлагаются функции отображения текущей производственной ситуации, представления информации об использовании, ТС и ТОиР конкретного экземпляра ВС, а также информации о производственно-хозяйственной деятельности подразделений центра ТОиР.

Организационная структура типового цеха (участка) эксплуатационного предприятия (центра ТОиР) представлена на рис. 6.13. и 6.14.

Принципиальным здесь является введение на предприятии эксплуатанта двух производственных групп:

— принятия оперативных технических решений (ОТР);

— информационного обеспечения.

Через эти группы принимаются оперативные решения по восстановлению ВС во всех цехах (участках). Они входят в подсистему ОТР ИУС.

Группа принятия технических решений формируется из наиболее квалифи­цированных специалистов эксплуатанта и представителей разработчика, по­ставщика и государственного органа контроля, уполномоченных своими органи­зациями на принятие решений в соответствующих условиях.

Группа информационного обеспечения состоит из операторов ЭВМ, произ­водящих кодирование информации, ее ввод в ЭВМ, ведущих диалог с ЭВМ и представляющих результаты экспресс-анализа в группу принятия технических решений.

Подпись: ВС СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Подпись: ГРУППА г ИНФОРМА- ЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Подпись: ТЕХНОЛОГИИ ◄

Рис. 6.13. Типовая организационно-информационная структура цеха

Контроль за принятием технических решений осуществляют предприятия разработчика и поставщика ВС и организаций государственных органов управ­ления и контроля путем обмена информации через ЭВМ и информационные банки Эксплуатанта и соответствующих предприятий и организаций на основе единой информационной сети.

Создание единой информационной сети по новому типу ВС должно произ­водиться в процессе подготовки эксплуатанта к эксплуатации этого типа ВС пу­тем:

— оснащения эксплуатантов совместимыми ЭВМ во всех аэропортах бази­рования;

— обеспечения каналов связи между базовыми аэропортами, ремонтными предприятиями (центрами ТОиР), разработчиком, поставщиком и государствен­ными органами управления контроля.

Организационная структура ИУС определяется эксплуатантом с учетом чис­ленности парка и типов ВС, производственных потребностей, наличия ЭВМ и их использования для решения задач управления эксплуатацией других типов ВС, располагаемых данным эксплуатантом. При этом отдельные подсистемы ИУС могут объединяться в одно автоматизированное рабочее место на основе ЭВМ или отдельные подсистемы могут состоять из нескольких АРМ при условии ре­шения всех указанных задач управления технической эксплуатацией.

Подпись: 299image102

Разработка и поставка ИУС, оснащение предприятий программным обеспе­чением и ЭВМ являются функцией эксплуатанта.

Общие требования к формированию ИУС авиапредприятия следующие:

1. ИУС должна обеспечить замену бумажной технологии при решении задач управ­ления эксплуатацией и ТО СВП электронной информационной технологией.

2. ИУС должна состоять из аппаратно-программных средств, представляющих собой подсистемы и функционально законченные модули (далее по тексту — подсистемы).

3. ИУС должна быть построена по функционально-модульному принципу и иметь открытую архитектуру, обеспечивающую возможность расширения номенклатуры технических средств и компонентов программного обеспече­ния (ПО).

4. Внутреннее строение ИУС должно характеризоваться следующими видами структур:

1) функциональные (элементы — функции, задачи, процедуры; связи — ин­формационные);

2) технические (элементы — устройства, компоненты, комплексы; связи — линии и каналы связи);

3) организационные (элементы — коллективы людей и отдельные исполни­тели; связи — информационные, соподчинения и взаимодействия);

4) информационные (элементы — формы существования и представления информации в системе; связи — операции преобразования информации в системе).

5. Конкретная конфигурация ИУС создается путем объединения в единый комплекс соответствующих подсистем.

Должна быть обеспечена полная совместимость подсистем при работе в со­ставе ИУС.

Должна быть обеспечена взаимозаменяемость однотипных подсистем.

6. Интеграция подсистем в ИУС должна осуществляться на техническом и программном уровнях посредством средств локальной вычислительной сети (ЛВС), обеспечивающей распределенную обработку информации.

7. Центральной частью ИУС должна являться распределенная система сбора, обработки и хранения информации, используемой при ТО и эксплуатации самолетов (вертолетов), формирующая центральную информационную базу ИУС.

Информация, сопровождающая процессы ТО и эксплуатации ВС, должна обрабатываться, передаваться и храниться с помощью электронно-вычисли­тельных машин (ЭВМ).

8. ИУС должна иметь технические средства самоконтроля и диагностирования, обеспечивающие проверку работоспособности системы и локализацию не­исправности в ней с точностью до конструктивно сменной единицы, заме­няемой в условиях эксплуатации.

9. Подсистемы должны функционировать в сетевом многопользовательском режиме.

10. Подсистемы должны быть снабжены встроенной многоуровневой инструк­цией пользователя.

11. ИУС должна предоставить пользователям развитые сервисные функции:

1) защиту информации от несанкционированного доступа;

2) обеспечение полноты и правильности вводимой информации;

3) архивирование и разархивирование баз данных;

4) автоматическое периодическое копирование информации на внешние магнитные носители для их защиты при сбоях ЭВМ;

5) предоставление справочной информации по режимам работы подсистем;

6) просмотр и поиск необходимой информации в базе данных;

7) возврат к исходному состоянию информации в случае обнаружения пользователем ошибок во время ввода данных;

8) выдачу по запросу отчетов в установленных формах.

12. Ввод информации должен осуществляться методом «выбора из меню», на основе кодификаторов работ ТОиР и неисправностей (разд. 2).

Основным первичным носителем информации в ИУС о техническом состоя­нии ВС, его систем, изделий и оборудования в процессе эксплуатации ВС в Рос­сии является «Карточка учета неисправностей авиатехники (КУН АТ) (рис. 6.15). Рекомендуемая ИКАО (Doc. 85/АН) форма «Карточки…» для ВС иностранного производства приводится на рис. 6.16, а правила заполнения опре­делены действующими положениями.

Источникам информации для заполнения «Карточки…» являются:

•S акты расследования предпосылок авиационных происшествий; v’ оперативные донесения об особо опасных и впервые выявленных неисправ­ностях (отказах) авиационной техники;

У карты-наряды на техническое обслуживание;

S ведомости дефектации;

•S бортовые журналы воздушных судов;

■S результаты расшифровки и анализа записей средствами контроля парамет­ров работы, систем и оборудования (МСРП-А-0,2, АЦПУ);

S отчеты, заключения, акты и другие материалы по результатам исследований причин отказов.

Информация, переносимая в первичный носитель («Карточку…») должна от­вечать следующим требованиям:

■S данные должны быть достоверными и полными;

■S данные должны носить фактический и своевременный характер;

S данные должны отражать фактические условия эксплуатации;

У данные должны сохраняться в течение срока, предусмотренного норматив­но-технической отраслевой документацией.

ИУС на основе применения ЭВМ предлагается для автоматизации решения задач управления технической эксплуатацией парка ВС и всех изделий их ком­плектации в данном авиапредприятии, включая оценку технического состояния и безопасности полетов ВС, ТОиР и технологий их выполнения, обеспечение запчастями, оборудованием и документацией ТОиР, контроль качества и другие

Дата

Борт № ВС

ТИп ВС

Номер двиг.

Эксплуатант ВС

1

2

3

4

Проявление неисправности ВС

Этап обнаружения

Последствии

На земле

В полёте

1

Задержка рейса |______ | час |_____ | мнн

_2_

Замена ВС

11

Подготовка к вылету

21

Взлёт

3

АП

12

Буксировка

22

Набор высоты

4

Инцидент

Л-

Запуск двигателей

_22_

Эшелон

_5

Без последствий

-L-L

Руление

_24_

Снижение

Причина задержки рейса

Оперативное ТО

_25_

Заход на посадку

Поиск адреса неисправности

_L6_

Периодическое ТО

_26-

Посадка

Л.

Устранение неисправности

_LZ_

Прочие ТО

27

Висение

3

Ожидание запчастей

18

Диагностирование Подтв. неисправное, на земле

4

Ожидание средств ТО

___

Подтвердилась

Ожидание исполнителей

Форма ТО

2

Не подтвердилась

3

Не проверялась

Способ восстановления неисправности ВС

| 1 | — без съёма изделий | 2 |- со съёмом изделий | 3

|- путём замены изделий

система, подсистема ||

Тип замененного/неисправиого комплектующего изделия

Заводской №

Адрес иа ВС

Подтв.

/ /

/

/

/ /

/

/

/ /

/

/

(продолжение на обороте)

/ /

/

/

Проявление неисправности комплектующего изделия

Причина неисправности комплектующего изделия JJTJ — установленная QJ — предполагаемая

Элемент РЭО

Г————-

|

Блок

Суббл

Узел

Гр. эл

Сх.№

Принятые меры в отношение комплектующего изделия

1

Восстановлено в АТБ

3

Направлено в ремонт

5

Восстановл. представит, промышл.

2

Списано

4

Направлено на исследование

6

Подлежит рекламации

Дополнительные требования

Воздушное судно

2| — Двигатель

3| — ВСУ | Комплектующее изделие

Тип (модификация)

Заводской номер

Завод — изготовитель

Дата выпуска

(месяц/год)

(месяц/год)

(месяц/год)

Наработка

снэ

ч

ц

ч

и

I-ч 2-ц

ППР

ч

ц

ч

ц

3-ц

Количество ремонтов

Дата послед, ремонта

Завод послед, ремонта

Дата установки на ВС

| (число/мссяц/год) | | (число/мссяц/год)

предприятие должность фамилия

подпись дата таб. №

Рис. 6-15. Форма ГА РФ сообщения о неисправностях АТ

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

U>

О

и>

 

 

задачи обеспечения технической эксплуатации, предусмотренные применением ИУС. Автоматизация решения каждой указанной задачи решается оборудовани­ем автоматизированного рабочего места (АРМ), которое может использоваться только для решения одной задачи или нескольких в зависимости от объема на­копленной и используемой информации, применяемых алгоритмов и программ, объема производственной деятельности данного авиапредприятия. Обмен ин­формацией между АРМ определяется принятой технологией и структурой сис­темы ИУС.

В число основных АРМ при формировании ИУС рекомендуется включать (рис.6.17):

■ АРМ БСК — АРМ бортовых систем контроля и регистрации;

■ АРМ ТС — АРМ управления техническим состоянием;

■ АРМ ЭТД — АРМ ведения эксплуатационной и ремонтной документации;

■ АРМ ЗИП — АРМ управления запасами агрегатов и запасных частей;

■ АРМ ПД — АРМ управления производственной деятельностью;

• АРМ СНО — АРМ управления СНО и КПА.

АРМ бортовых систем контроля и регистрации предназначен для автомати­зации, входа, хранения, первичной обработки и анализа информации, посту­пающей с бортовых средств контроля и регистрации, в том числе: МСРП, БАСК и др., включая бортовой журнал ВС.

image103

Рис. 6.17. Схема взаимодействия автоматизированных рабочих мест в ИУС авиапредприятия

1. АРМ БСК обеспечивает выполнение следующих функций:

■ ведение информации по наблюдаемому парку ВС и полетам;

■ ввод и предварительную обработку информации с магнитных носителей БСК;

■ анализ данных полетов;

■ сбор данных и анализ техники пилотирования экипажей по наблюдаемым самолетам.

Функция ведения информации по наблюдаемому парку ВС и их полетам вы­полняется решением следующих задач:

■ ведение учета парка ВС;

■ ведение таблиц полетов;

■ ведение таблиц магнитных лент БСК;

■ ведение архива данных по полетам;

■ ведение таблиц магнитных носителей.

Задача ведения парка ВС позволяет:

■ просматривать БД «Парк ВС» в виде таблицы;

■ регистрировать новое ВС, которое включается в число наблюдаемых;

■ корректировать информацию о ВС;

• отмечать отдельные ВС и просматривать только отмеченные;

■ переходить на ведение таблицы полетов по всем или по выбранному самолету;

■ удалять информацию о ВС, которое более не наблюдается.

Задача ведения таблицы полетов позволяет:

■ просматривать БД «Полеты ВС» в виде таблицы;

• корректировать информацию о полете ВС;

■ отмечать отдельные полеты и просматривать только отмеченные;

■ определять наличие данных полета в кадровом и параметрическом виде;

■ просматривать данные полета в кадровом виде;

■ удалять информацию о полете.

Задача ведение таблицы магнитных лент БСК позволяет:

■ просматривать БД «Магнитные ленты ЭР» в виде таблицы по всем МЛ или только по необработанным;

■ регистрировать новую МЛ, полученную для обработки;

■ корректировать информацию о МЛ;

■ выбрать необработанную МЛ для обработки или обработанную МЛ для по­вторной обработки;

■ фиксировать стирание МЛ;

■ удалить информацию о МЛ.

Задача ведение архива данных по полетам позволяет:

■ просматривать наличие данных для полетов в виде таблицы по всем или только по отмеченным полетам;

■ преобразовывать данные полета из кадрового формата в более сжатый пара­метрический формат;

■ архивировать и разархивировать данные полета;

■ сохранять архивы данных о полетах на съемные магнитные носители (МД) и восстанавливать архивы с них;

■ удалять ненужные файлы данных и их архивы.

Задача ведение таблицы магнитных носителей позволяет:

■ просматривать БД «Магнитные носители» в виде таблицы;

■ регистрировать новые магнитные носители, используемые для хранения ар­хивов данных;

■ удалять информацию о магнитных носителях, более не используемых для хранения архивов данных.

Функция ввода и предварительной обработки информации с магнитных но­сителей БСКО выполняется с помощью задач:

■ чтение МЛ ЭР БСК в покадровом формате;

• отбраковка и восстановление кадров;

■ разделение кадров данных по полетам;

■ регистрация новых полетов.

Задача чтение МЛ ЭР БСК в покадровом формате позволяет читать кадры с МЛ БСК в виде отдельных файлов.

Задача отбраковки и восстановления кадров позволяет:

■ проверить формат кадров и определить кадры ошибочной длины;

■ выполнить автоматическое удаление кадров ошибочной длины;

■ выполнить ручное удаление кадров ошибочной длины;

• определить интервалы непрерывной записи кадров на МЛ;

■ восстановить дату и время для отдельных интервалов кадров;

■ просматривать кадры файлов магнитной ленты во внешнем и внутреннем формате;

■ осуществлять поиск кадров с заданным номером;

■ осуществлять поиск кадров с указанным временем;

• осуществлять поиск кадров с указанными ситуациями.

Задача разделения кадров данных по полетам позволяет:

■ объединить кадры, относящиеся к одному полету;

■ разделить кадры, относящиеся к разным полетам;

• зарегистрировать полеты, по которым сформированы файлы данных в таб­лице полетов.

Задача переструктурирования и сжатия параметров полетов позволяет пре­образовать файл данных полета из кадрового формата в сжатой и более удобной для последующей обработки файл параметров полета.

Функция анализа данных полетов выполняется с помощью задач:

■ получения справок по классификаторам контролируемых систем, парамет­ров и ситуаций в полете;

■ получения справок по произвольным запросам к данным полетов с учетом заданных ограничений.

Задача получения справок по классификаторам контролируемых систем, па­раметров и ситуаций в полете позволяет получить справку о:

■ системах ВС;

■ параметрах и сигналах систем, контролируемых в полете;

■ ситуациях, определяемых по значениям параметров и сигналам.

Задача получения справок по произвольным запросам к данным полетов с учетом заданных ограничений позволяет:

• задать ограничения (условия) поиска по ВС, их полетам и значениям параметров и сигналов;

■ задать запрос на получение значений указанных параметров при заданных ограничениях;

• выполнить поиск полетов ВС, удовлетворяющих заданным ограничениям и получить значения указанных в запросе параметров;

■ построить графики полученных значений параметров.

Функция сбора данных и анализа техники пилотирования экипажей по на­блюдаемым ВС выполняется с помощью задач:

■ ввода данных по технике пилотирования в полете;

■ просмотра параметров пилотирования;

■ анализа параметров пилотирования и построения графиков по выборкам по­летов.

Задача ввода данных по технике пилотирования в полете позволяет ввести данные о:

■ командирах экипажей;

■ аэропортах;

■ допусках параметров, характеризующих технику пилотирования;

■ значениях параметров для конкретных полетов.

Задача просмотра параметров пилотирования позволяет просмотреть вы­бранные параметры по выбранным командирам экипажей.

Задача анализа параметров пилотирования по выборкам полетов позволяет:

■ вычислить средние показатели по заданным выборкам полетов;

■ оценить отклонения от допусков;

■ построить графики параметров.

АРМ БСК имеет связь с АРМ ТС и АРМ ЭТД.

2. АРМ ТС предназначен для оценки ТС систем и изделий ВС на основе:

■ параметрической информации АРМ БСК;

■ информации АРМ ЭТД и АРМ ЗИП.

Информация АРМ ТС позволяет оценить фактическое соответствие ТС сис­тем предъявляемым требованиям и принять решение о режимах дальнейшей эксплуатации как ВС в целом, так и отдельных его систем, изделий и оборудо­вании.

АРМ ТС обеспечивает выполнение следующих функций:

■ учет ресурсов изделий на ВС;

■ учет отклонений от ТТ;

• выполненные доработки и бюллетени;

■ учет выполнения ТОиР;

■ поиск и устранение отказов и неисправностей.

Функция учета ресурсов изделий на ВС выполняется с помощью задач:

■ учета снятия, замены и установки изделий;

■ записи изменения ресурсов изделиям;

■ вывода данных по агрегатам, которые удовлетворяют (не удовлетворяют) условию в произвольном запросе пользователя;

■ контроля минимального запаса остатков ресурсов;

■ контроля полноты комплектации ВС;

■ вывода дополнительных работ по ТО изделий к определенной форме ТО;

• ведение протоколов установок и снятий изделий, изменений и продлений ресурсов.

Функция учета отклонений от ТТ предназначена для автоматизации обра­ботки информации о повреждениях конструкции и отказах изделий, при кото­рых допускается эксплуатация ВС до завершения рейса или до очередной фор­мы ТО. Она обеспечивает:

■ регистрацию всех отклонений от ТТ, выявленных как БСК, так и при ТО;

• ведение перечня минимально допустимого исправного оборудования, необ­ходимого для отправки ВС в рейс;

■ выдачу заданий на устранение отклонений от ТТ перед применением ВС или на очередной форме ТО;

■ регистрацию отклонений от ТТ.

Функция учета выполнения доработок, в том числе и по бюллетеням различ­ных категорий, предназначена для регистрации и обработки данных о всех дора­ботках, подлежащих выполнению на ВС, его системах и оборудовании на всех этапах эксплуатации и выполняемых изготовителем, эксплуатантом или ремонт­ным предприятием, в том числе и по комплектующим изделиям. Она обеспечи­вает:

• ввод и хранение информации, содержащейся в бюллетенях и контрольных

картах;

■ корректировку и учет изменений с ведением протоколов изменений бюлле­теней и контрольных карт;

■ выдачу перечней действующих бюллетеней и справок по ним;

■ подбор перечней бюллетеней для выполнения на конкретном ВС на данной форме ТО;

■ ведение учета выполнения бюллетеней по номерам ВС и изделий.

Функция учета выполнения работ и форм ТОиР на ВС предназначена для

учета и планирования выполнения видов работ и форм ТОиР на ВС в процессе эксплуатации. Она выполняет:

■ формирование перечней плановых регламентных работ для очередной фор­мы ТОиР по конкретному номеру ВС;

■ формирование индивидуальных работ ТОиР по конкретному номеру ВС;

■ перечень доработок и контрольных карт;

■ разовые указания и контрольные осмотры;

■ работы по агрегатам с ограниченным ресурсом;

■ работы по агрегатам, эксплуатируемым по состоянию;

■ работы при отклонениях от ТТ.

Функция поиска и устранения отказов и неисправностей предназначена для автоматизации сбора, обработки и хранения информации о надежности АТ, вы­работке алгоритмов поиска и принятия решений на устранение. Она выполняет:

■ сбор, обработку и хранение информации об отказах и неисправностях;

■ получение информации, облегчающей принятие решений при поиске и уст­ранении неисправностей;

■ разработку и совершенствование алгоритмов поиска отказов;

■ прогнозирование объемов внеплановых работ по поиску и устранению отка­зов;

■ контроль уровня надежности изделий;

■ прогнозирование потребности в ЗИП;

■ ведение рекламационной работы;

■ получение информации об отказах по произвольному запросу или коду внешних проявлений;

■ получение текстов, алгоритмов и технологий устранения отказов;

■ получение перечней СНО и КПА, материалов и инструмента, необходимых для устранения отказов;

■ ведение и корректировку кодификатора внешних проявлений отказов;

■ корректировку программ поиска и устранения отказов.

3. АРМ ЭТД предназначен для автоматизированного ведения и учета изме­нений типовой эксплуатационной и ремонтной документации ВС в комплекта­ции, поставляемой с ВС. Взаимодействует с АРМ ТС, АРМ БСК, АРМ ЗИП и АРМ СНО.

АРМ ЭТД обеспечивает выполнение следующих функций:

■ начальное заведение ЭТД;

■ введение изменений и дополнений ЭТД и их регистрацию;

■ выдачу справочной информации ЭТД qo запросу потребителя.

Функция начального заведения ЭТД в ЭВМ реализуется решением задач:

• разработки программы ведения машиноориентированной документации по данному типу ВС;

■ введение в ЭВМ полного комплекта действующей ЭТД, в том числе с указа­нием отличий по конструкции ВС и содержанию ЭТД по каждому номеру ВС.

Функция введения дополнений и изменений ЭТД и их регистрация, выпол­няется с помощью задач:

• разработки программ внесения изменений и дополнений к ЭТД и их учету;

■ внесение изменений и дополнений ЭТД;

■ ведение контрольных экземпляров ЭТД по типу ВС и каждому номеру;

■ ведение формуляров и паспортов на ВС и КИ с внесением всех требуемых сведений о комплектации, наработках, выполненных ТОиР, доработках и т. д. Функция выдачи справочной информации по запросу потребителя выполня­ется для информационного обеспечения планового и непланового ТОиР форми­рованием следующих данных:

■ перечней плановых работ по каждой форме ТОиР каждого ВС;

■ справок по комплектации каждого ВС;

■ справок по истории ТОиР каждого ВС;

■ справок по отказам и неисправностям ВС и произведенных заменах КИ;

■ технологий выполнения работ ТОиР;

■ другой информации по запросу потребителя в соответствии с принятой сис­темой кодирования ЭТД и программ ведения ЭТД.

4. АРМ ЗИП предназначен для автоматизации информационных процессов по контролю наличия, состояния, учета движения и формирования необходимо­го запаса агрегатов, запасных частей и материалов в соответствии с планируе­мым налетом парка ВС и нормами расхода согласно ЭТД. Взаимодействует с АРМ ТС, АРМ ЭТД, АРМ БСК.

АРМ ЗИП обеспечивает выполнение следующих функций:

■ формирование годовой поквартальной заявки;

■ формирование месячной заявки;

■ контроль наличия и состояния агрегатов;

■ учет агрегатов на земле;

■ учет драгоценных металлов;

■ учет движения агрегатов;

■ ТО агрегатов АиРЭО;

■ комплектация агрегатов;

■ рекламация.

Функция «Формирование годовой поквартальной заявки» предназначена для расчета, корректировки и формирования годовых (с разбивкой по кварталам) заявок на запасные части, агрегаты и расходуемые материалы. Она обеспечивает решение задач:

■ расчет заявок на заданный год (с разбивкой по кварталам) на заказ агрегатов 1-й категории и отправку агрегатов в ремонт;

■ редактирование рассчитанных данных и создание альтернативных вариантов заявок;

■ просмотр итогов заявочных кампаний и расхода агрегатов за прошлые годы;

■ корректировка заявок, в результате которой будут автоматически учтены на­копившиеся с момента первоначального формирования годовой заявки не­точности прогноза по отношению к текущим данным;

■ расчет заявок на закупку запасных частей и расходуемых материалов;

■ расчет суммы затрат на заявки по текущим ценам;

■ распечатывание подготовленной заявки.

Функция «Формирование месячной заявки в отдел комплектации и снабже­ния» предназначена для расчета, корректировки и формирования месячных зая­вок в ОМТС на поставку агрегатов на базе прогноза дефицита на предстоящий месяц. Она обеспечивает решение задач:

■ расчет дефицита по каждому типу агрегатов, определяемый текущим запа­сом в комплектовке, лабораториях, уходом агрегатов по ресурсу, отказам и досрочным съемам;

■ распечатка требований в ОМТС.

Функция «Контроль наличия и состояния агрегатов» предназначена для опе­ративного управления запасами. Она обеспечивает решение задач:

■ расчет и контроль рационального неснижаемого запаса в обменном фонде поданном прогноза за 30 суток;

■ формирование суточного задания на восстановление агрегатов;

■ формирование списка дефицитных агрегатов и подготовку заявок в ОМТС;

■ списание запасных частей и агрегатов;

■ выдачу справок о прогнозе заявок для комплектации агрегатов, о наличии агрегатов, их текущем состоянии и местонахождении;

■ просмотр и корректировку паспортов агрегатов.

Функция «Учет агрегатов на земле» предназначена для ведения паспортов агрегатов, находящихся на земле, заведения паспортов вновь прибывших агрега­тов, контроля перемещения агрегатов между подразделениями и учета наличия агрегатов в них. Она представляет собой набор функционально законченных программ (блоков):

■ паспорт агрегата;

■ движение агрегатов;

■ наличие агрегатов.

Функция «Учет драгоценных металлов» предназначена для учета содержа­ния драгоценных металлов в агрегатах, находящихся на земле, создания машин­ных и печатных форм отчетности по содержанию драгоценных металлов.

Функция «Учет движения агрегатов» предназначена для контроля переме­щения агрегатов между подразделениями.

Она обеспечивает выполнение следующих операций:

■ изменение информации о местонахождении агрегата при приходе (уходе) в подразделении;

■ ведение журнала прихода и ухода агрегатов;

■ ввод данных в систему о вновь прибывших агрегатах.

Функция «ТО агрегатов АиРЭО» предназначена для информационного обес­печения процессов ТО, проведения ремонтных и профилактических работ по со­стоянию агрегатов АиРЭО в лабораториях, ведения архивов паспортов агрега­тов, находящихся на земле, заведения паспортов вновь прибывших агрегатов, контроля перемещения агрегатов между обменным фондом и лабораториями. Она состоит из функционально законченных программ:

■ движение агрегатов;

■ распределение задания;

■ отчет техника.

Функция «Комплектация агрегатов» предназначена для автоматизации сбора информации и принятия решений в процессе формирования комплекта агрега­тов для периодического и оперативного ТО ВС. Она обеспечивает:

■ автоматический или ручной ввод задания на периодическое или оперативное ТО ВС;

■ просмотр и корректировку задания на комплект агрегатов;

■ формирование вариантов комплектов агрегатов;

■ просмотр комплекта агрегатов.

Функция «Рекламация» предназначена для ведения рекламационно­претензионной работы.

Она обеспечивает:

■ формирование рекламационно-претензионной документации и контроль за сроками прохождения документов;

■ контроль за процессами восстановления изделия в авиапредприятии силами предприятия-изготовителя, замены отказавшего агрегата представителем промышленности, получения восстановленного изделия после исследования, возмещения убытков, связанных с внутрипортовыми расходами;

■ комплектацию и регистрацию входящей и исходящей документации;

■ систематизацию информации, поступающей от организаций, проводящих исследование отказавших изделий;

■ формирование статистических отчетов по рекламационно-претензионной деятельности.

5. АРМ ПД «Управление производственной и хозяйственной деятельностью» предназначен для автоматизации процессов организационной структуры. АРМ ПД выполняет следующие функции:

■ кадры;

■ планово-экономический отдел;

■ табель;

■ учеба;

■ охрана труда и техника безопасности;

■ руководитель;

а) функция «Кадры» используется в авиапредприятиях, имеющих в своей структуре отдел кадров, и предназначена для ведения и учета сотрудников. Она обеспечивает:

■ ведение и учет рабочих и служащих и обеспечение этой информацией дру­гих подсистем комплекса;

■ ведение архива;

■ выдачу информации о сотрудниках по стандартным и произвольным запросам;

■ контроль собственной работоспособности и восстановление;

б) функция «Планово-экономический отдел» в случае отсутствия подсисте­мы «Кадры» в структуре авиапредприятия осуществляет функции этой подсис­темы, а также предназначена производить расчеты плановой и экономической деятельности авиапредприятия;

в) функция «Табель» предназначена для ведения табельного учета. Она обеспечивает:

■ ведение месячного табеля подразделения;

■ ведение архива;

■ выдачу информации о сотрудниках по вопросам охраны труда и наличия до­пуска к ТО в стандартных формах с выдачей результатов на экран, на печа­тающее устройство;

г) функция «Учеба» предназначена для автоматизации процессов сбора и об­работки информации по вопросам учебы и повышения квалификации сотрудни­ков и ведения соответствующего архива;

д) функция «Охрана труда и техника безопасности» предназначена для авто­матизации процессов сбора и обработки информации по вопросам охраны труда и техники безопасности, формирования наглядных форм представления этой информации и ведения соответствующего архива;

е) функция «Руководитель» предназначена для автоматизации процессов обеспечения руководящего состава оперативной информацией по вопросам функционирования и состояния СВП, по кадровым вопросам и вопросам учебы, по охране труда и технике безопасности.

6. АРМ СНО «Управление средствами ТО» предназначен для учета состоя­ния и формирования комплектности средств для проведения периодического и оперативного ТО. АРМ СНО выполняет следующие функции:

■ метрология;

■ комплектация средств ТО;

а) функция «Метрология» предназначена для автоматизации обработки ин­формации метрологических служб. Она обеспечивает:

■ формирование графиков поверки СИ с возможностью коррекции сроков по­верки и контролем загрузки стендов поверки в заданный отрезок времени;

■ регистрацию перемещения СИ;

■ выдачу справок о состоянии СИ по стандартной или произвольной форме;

■ ведение ЭТД по СНО и КПА аналогично АРМ ЭТД;

■ контроль выполнения графиков поверки;

■ формирование ведомостей выполненных поверок/ремонтов СИ;

■ регистрацию времени использования образцовых СИ при поверке с начала года;

б) функция «Комплектация средств ТО» предназначена для учета состояния и формирования комплектов СНО и КПА для оперативного и периодического ТО самолетов.

Основной задачей ИУС является оперативное восстановление технического состояния ВС.

Восстановление ТС ВС, системы или изделия определяется последователь­ным решением задач контроля, идентификации состояния и, при необходимо­сти, перевода в требуемое состояние.

Критериями оптимизации решения этих задач в зависимости от обстоя­тельств могут быть:

■ минимальное время восстановления;

■ минимальная трудоемкость восстановления;

■ наибольшая вероятность восстановления.

Алгоритмы всех этих классов — это алгоритмы без циклов, «элементарными» операторами которых являются проверки и операции восстановления. Алгорит­мы являются условными, поскольку проверки являются аналогами условных операторов и результаты проверки определяют, какая ветвь алгоритма будет вы­полняться, а какая нет. В зависимости от класса алгоритма он может завершать­ся определением состояния с заданной точностью или приведением системы в работоспособное либо исправное состояние. Визуально все алгоритмы могут быть представлены в виде дерева, вершины которого есть проверки или опера­ции восстановления, а ветви соответствуют переходу к следующей операции по завершению алгоритма.

7.1. По хранению информации:

а) ведение (ввод, хранение, возможность коррекции) полетных карт и результа­тов наземного опробования двигателей. Длительность хранения зависит от применяемой методики обработки;

б) ведение формулярных данных по параметрам двигателей.

7.2. По обработке и представлению информации:

а) обработка введенных параметров двигателей и выдача сообщений в зависи­мости от применяемой методики;

б) графическое представление поведения параметров в осях величина парамет­ра — наработка (в зависимости от применяемой методики могут использо­ваться такие значения параметров, как приведенное, начальное, предельное, допустимое, прогнозное, зрительное и т. п.);

в) возможность оперативного получения информации о:

— замене агрегатов, влиявших на изменение параметров; проводимых формах ТО;

— выполненных регулировках;

— результатах анализа масла;

— обнаруженных дефектах лопаток.

8. Система учета оперативного состояния парка АТ (диспетчирование) пред­назначена для сбора и хранения информации по отдельным ВС, существенной для планирования и сопровождения процесса технического обслуживания АТ.

Основными требованиями, предъявляемыми к системе, являются:

— достоверность информации о состояниях ВС;

— оперативность внесения изменений в информацию.

8.1. Достоверность фиксируемой информации обеспечивается путем органи­зации системы идентификации лиц, вносящих в нее изменения.

При реализации системы на базе компьютерной технологии процесс сбора информации может быть реализован двумя способами:

а) ввод информации об изменении текущего состояния ВС осуществляется не­посредственно диспетчером на основании сообщений, поступающих от служб авиапредприятия с использованием различных средств связи (теле­фон, пневмопочта, и др.);

б) ввод информации об изменении текущего состояния ВС осуществляется не­посредственно должностными лицами служб авиапредприятия в рамках их зон ответственности.

8.2. Система учета оперативного состояния парка АТ (диспетчирование) ИУС АТБ, реализованная на базе компьютерной технологии, должна обеспечи­вать:

а) сбор, хранение и обработку информации о текущем состоянии ВС парка и его изменениях (по стандартному перечню типовых состояний ВС);

б) представление по запросам пользователей (инженер по оперативному планиро­ванию и диспетчер) информации, требуемой для принятия решений по вопро­сам оперативного планирования эксплуатации ВС парка и диспетчеризации;

в) хранение информации о изменениях состояний авиационной техники в тече­ние срока ее службы;

г) формирование по запросам отчетов о состоянии самолетомоторного парка, за требуемые периоды времени как для пользователей АТБ, так и для внешних организаций ГА («Карточка суточного состояния самолета», «Отчет о рас­пределении календарного времени самолетов по их состоянию» и др.).

9. Система учета отказов и неисправностей предназначена для автоматиза­ции сбора, обработки и хранения информации по отказам и неисправностям ос­новных и комплектующих изделий самолетов базового парка авиапредприятия.

Эта информация является основой для решения целого ряда задач, возни­кающих в процессе эксплуатации авиатехники:

— анализа надежности;

— получения информации, облегчающей принятие решений при поиске и уст­ранении отказов;

— разработки и совершенствования алгоритмов поиска отказов;

— ведения рекламационно-претензионной работы;

— прогнозирования потребности авиапредприятия в запасных частях;

— прогнозирования объемов и трудоемкости работ по ТОиР.

Реализация системы учета отказов и неисправностей должна удовлетворять следующим требованиям:

9.1. По вводу и хранению информации:

а) допускать как централизованный ввод информации по отказам и неисправно­стям с унифицированных бумажных носителей (КУН), так и распределенный ввод информации без использования специальных бумажных носителей;

б) обеспечивать минимальную трудоемкость при вводе информации по отказам — основной объем информации должен заполняться автоматически из соответ­ствующих БД по основным и комплектующим изделиям;

в) обеспечивать архивирование данных, тестирование на полноту и правиль­ность заполнения информации по отказам.

9.2. По обработке и представлению информации:

а) возможность получения информации по отказам в соответствии с запросом, формируемым пользователем;

б) создание стандартной отчетности, посылаемой в вышестоящие органы (отчет о распределении отказов по подсистемам ВС, отчет по отказам и неисправ­ностям в формате, согласованном с государственными органами управления ГА);

в) вывод информации по отказам в графическом виде.

10. Система анализа надежности предназначена для контроля уровня надеж­ности систем ВС и комплектующих изделий и его восстановления при возмож­ных отклонениях.

Реализация системы анализа надежности должна обеспечивать: а) получение значений выбранных показателей надежности в табличном или графическом виде;

б) статистический анализ показателей надежности (контрольные карты, гисто­граммы) с графическим представлением результатов;

в) создание стандартной отчетности, посылаемой в вышестоящие органы.

11. Реализация задачи обработки и анализа полетной информации должна обеспечивать:

а) считывание полетной информации с бортовых накопителей;

б) экспресс-анализ параметрической информации в соответствии с перечнем ал­горитмов Генерального конструктора ВС;

в) экспресс-анализ параметрической информации в соответствии с дополни­тельным перечнем алгоритмов, представленных заказчиком;

г) редактирование и ввод паспортных данных и редактирование градуировок;

д) документирование;

е) вторичную (в том числе статистическую) обработку полетной информации.

12. Общие требования к компьютерной информационно-управляющей сис­теме (ИУС) эксплуатационного авиапредприятия, существенно влияющие на ка­чество информационного обеспечения ТО ВС:

а) наличие единого информационного пространства ИУС. Принципиальная воз­

можность доступа с любого рабочего места к любой информации системы. Одновременная работа с информацией многими пользователями;

б) ввод входной информации ИУС непосредственно в тех местах (службах авиа­

предприятия), где эта информация возникает или впервые попадает в авиа­предприятие. Исключение многократного ввода одной и той же информации;

в) алгоритмическое обеспечение полноты и правильности вводимой информа­ции. Ведение словарей данных и эталонных значений;

г) защита информации от несанкционированного доступа, в том числе средст­вами системного программного обеспечения;

д) периодическое резервное копирование информации на внешние магнитные (магнитно-оптические) носители;

е) возврат к исходному состоянию информации в системе в случаях обнаруже­ния пользователем ошибок при вводе данных, системных ошибок, аппарат­ных сбоях и т. п.;

ж) ведение протоколов доступа к данным ИУС и изменения информации;

з) наличие компетентной службы администрирования ИУС.

13. Типовые варианты построения комплекса технических средств для авто­матизированного учета и планирования работ по ТОиР:

а) локальная вычислительная сеть (ЛВС) из IBM-совместимых персональных ЭВМ, охватывающая основные технические службы авиапредприятия, вы­полненная в стандарте Ethernet. Выделенный файловый сервер (высокона­дежная персональная ЭВМ с резервом или специализированный файл- сервер). Электропитание файл-сервера и наиболее ответственных рабочих станций производится от источников бесперебойного питания. ЛВС функ­ционирует под управлением сетевой операционной системы Novell NetWare, рабочие станции — под DOS;

б) центральная ЭВМ под управлением многопользовательской, многозадачной операционной системы (UNIX, OS/2, VAX VMS…) с терминалами в основ­ных технических службах авиапредприятия.

Не рекомендуется построение системы на основе морально и физически ус­таревших ЭВМ серии ЕС и СМ.

14. Организация контроля уровня надежности ВС и комплектующих изде­лий.

1. Организационная структура.

Программа контроля надежности должна содержать организационную схе­му, включающую:

— перечень организационных элементов, отвечающих за функционирование и руководство выполнением программы;

схему взаимодействия между организационными элементами с указанием иерархии полномочий и ответственности;

— порядок внесения изменений в программу.

2. Система сбора и регистрации данных.

Система сбора и регистрации данных, необходимых для контроля надежно­сти должна обеспечивать:

— оперативность;

— достоверность;

— полноту;

— небольшую трудоемкость сбора и регистрации.

Эти качества системы сбора и регистрации могут быть достигнуты при ис­пользовании:

— специализированных программ подсистем, работающих в составе локальной вычислительной системы, обеспечивающей информационную поддержку процессов технической эксплуатации ВС;

— распределенного способа сбора и регистрации данных;

— квалифицированных специалистов, производящих регистрацию данных;

— унифицированных классификаторов данных.

К числу унифицированных классификаторов относятся следующие:

— типов ВС и ОИ;

— бортового оборудования ВС;

внешних проявлений отказов и неисправностей;

— заводов-изготовителей и ремонтных заводов;

— предприятий-владельцев ВС и аэропортов посадки;

— форм ТО;

— этапов обнаружения отказов;

— характера отказов;

— последствий отказов;

— причин задержки рейсов;

— способов устранения отказов; принятых мер по устранению отказов.

Типовой формат данных, обеспечивающий решение большинства задач по программе контроля уровня надежности, приведен в табл. 6.11.

3. Система сбора и обработки информации о надежности ВС должна соответ­ствовать действующим в отрасли ГА РФ типовым положениям. Для импорт­ных ВС может применяться циркуляр ИКАО № 95АН/78.

4. Контрольные уровни надежности агрегатов и изделий ВС, правила обработ­ки и принятия решений устанавливает разработчик ВС в эксплуатационной документации.

В Руководстве по ТОиР эксплуатант показывает свои возможности по вы­полнению этих требований ссылкой на соответствующие организационные структуры, имеющиеся у него для этих целей.

5. Эксплуатант может предложить любые другие методы и способы сбора и обработки информации о надежности изделий и принятия решений, не уста­новленные в ЭТД.

В этом случае он должен разработать соответствующие инструкции и согла­совать их с разработчиком ВС и ГОУ ВТ. В Руководстве по ТОиР в этом случае должны быть ссылки на эти инструкции.

6. В Руководстве по ТОиР эксплуатант должен указать материально — техническую базу, на основе которой производятся сбор, обработка инфор­мации о надежности.

Сюда должны включаться применяемые носители информации, ЭВМ, струк­турное подразделение, решающее эти вопросы, и другие сведения по информа­ционному обеспечению ТОиР у данного эксплуатанта.

Таблица 6.11

Типовой формат данных для контроля уровня надежности

Раздел данных

Содержание данных раздела

Классификатор

Общая инфор — мация по отка­зам и неисправ­ностям

1.1. Регистрационный номер отказа

1.2. Дата отказа

1.3. Бортовой номер ВС

1.4. Код типа ВС

1.5. Код владельца ВС

1.6. Код аэропорта посадки

1.7. Код обнаружения

1.7.1. На борту ВС

1.7.2. При лабораторной провер­ке КИ

1.8. Код характера отказа

1.8.1. Обычный отказ

1.8.2. Опасный отказ

1.8.3. Повторный отказ

1.9. Номер СУ

1.10. код формы ТО

1.11. Код внешнего проявления отказа

1.11.1. Классификатор внешнего проявления отказов

Раздел данных

Содержание данных раздела

Классификатор

Общая инфор­мация по отка — зам и неисправ­ностям

1.12.Код этапа обнаружения

1.12.1. Подготовка к вылету

1.12.2. Буксировка

1.12.3. Запуск двигателей

1.12.4. Руление

1.12.5. Оперативное ТО

1.12.6. Периодическое ТО

1.12.7. Диагностирование

1.12.8. Взлет

1.12.9. Набор высоты

1.12.10. Эшелон

1.12.11. Заход на посадку

1.12.12. Посадка

1.12.13. Висение

1.13. Код системы/подсистемы ВС

1.13.1. По ГОСТ 18675—79

1.14. Код подтверждения отказа на земле

1.14.1. Подтвердился

1.14.2. Не подтвердился

1.14.3. Не проверялся

1.15. Код последствий отказа

1.15.1. Без последствий

1.15.2. Задержка рейса

1.15.3. Замена ВС

1.15.4. Инцидент

1.16. Код причины задержки рейса

1.16.1. Поиск адреса неисправ­ности

1.16.2. Ожидание запчастей

1.16.3. Ожидание средств ТО

1.17. Код способа устранения отказа

1.17.1. С заменой

1.17.2. Со съемом

1.17.3. Без съема

1.18. Число КИ, снятых по отказу

1.19. Описание внешнего проявления отказа

1.20. Перечень работ, проведенных при устранении отказа

1.21. Код поразделения, устранявшего отказ

1.22. Код специалиста, устранявшего отказ

Информация по ОИ ВС (планер, двигатель, ВСУ)

2.1. Код завода-изготовителя

2.2. Дата выпуска

2.3. Число ремонтов

2.4. Код завода последнего ремонта

Раздел данных

Содержание данных раздела

Классификатор

Информация по ОИ ВС (планер, двигатель, ВСУ)

2.5. Дата ремонта

2.6. Наработка СНЭ

2.6.1. Часы

2.6.2. Посадки

2.6.3. Циклы

2.6.4. Запуски

2.7. Наработка ППР

2.7.1. Часы

2.7.2. Посадки

2.7.3. Циклы

2.7.4. Запуски

2.8. Ресурс гарантированный

2.8.1. Часы

2.8.2. Посадки

2.8.3. Циклы

2.8.4. Запуски

2.8.5. Календарный

2.9. Ресурс межремонтный

2.9.1. Часы

2.9.2. Посадки

2.9.3. Циклы

2.9.4. Запуски

2.9.5. Календарный

2.10. Ресурс назначенный

2.10.1. Часы

2.10.2.Посадки

2.10.3. Циклы

2.10.4. Запуски

2.10.5. Календарный

2.11. Дата последней установки на ВС

Информация по отказавшим КИ

3.1. Код КИ

3.1.1. Классификатор бортового оборудования ВС

3.2. Шифр КИ

3.3. Заводской номер КИ

3.4. Код лица установки на ВС

3.5. Подтверждение отказа КИ

3.5.1. Подтвердился

3.5.2. Не подтвердился

3.5.3. Не проверялся

3.6. Код причины отказа

3.6.1. Установленная

3.6.2. Предполагаемая

3.7. Причина отказа КИ

3.8. Дата выпуска КИ

3.9. Код завода-изготовителя

Раздел данных

Содержание данных раздела

Классификатор

Информация по отказавшим КИ

3.10. Наработка СНЭ

3.10.1. Часы

3.10.2. Посадки

3.10.3. Циклы

3.11. Количество ремонтов КИ

3.12. Наработка ППР

3.12.1. Часы

3.12.2. Посадки

3.12.3. Циклы

3.13. Дата последнего ремонта

3.14. Код завода ремонта

3.15. Код внешнего проявления отказа КИ

3.16. Код принятых мер по устранению отказа

3.16.L Восстановлен эксплуа­тантом

3.16.2. Списан

3.16.3. Направлен в ремонт

3.16.4. Направлен на исследова­ние

3.16.5. Подлежит рекламации

3.16.6. Восстановлен представи­телем завода-изготовителя

3.17. Ресурс гарантийный

3.17.1. Часы

3.17.2. Посадки

3.17.3. Циклы

3.18. Ресурс межремонтный

3.18.1. Часы

3.18.2. Посадки

3.18.3. Циклы

3.19. Число замененных элементов РЭО

3.20. Схемный номер элемента РЭО

Типовая организационная структура службы информационного обеспечения

эксплуатанта.

В данной рекомендации по штатному расписанию обслуживающего персо­нала программно-технического комплекса ИУС АТБ приведены ориентировоч­ные значения численности персонала. Конкретные численность и состав служб определяются объемом внедряемых подсистем, размерами, АТБ, его производ­ственной структурой и т. п.

В отдельных случаях выполнение указанных в настоящем документе долж­ностных обязанностей может быть возложено на работников основного произ­водства, имеющих необходимую квалификацию и сходный режим работы, что отражается в соответствующих дополнениях к должностным инструкциям.

1. Администратор ИУС (административная группа).

1.1. Ориентировочная численность — 2 чел.

1.2. Специализация — инженер АТБ или инженер-системотехник или инже­нер-программист, владеющий вопросами использования вычислительной техни­ки, функционирования служб АТБ, построения и функционирования информа — ционно-управляющих систем.

1.3. Должностные обязанности.

Выполнение всей необходимой административной работы по поддержанию исправности и работоспособности ИУС, ее модернизации и развитию, в том числе:

— контроль и управление составом и структурой ИУС;

— распределение средств вычислительной техники между функциональными задачами и пользователями;

— определение прав доступа и полномочий пользователей;

— определение порядка и контроль за архивированием и восстановлением ин­формации;

— управление изменением файловой структуры ОС ЛВС;

— взаимодействие с разработчиком по вопросам обслуживания, модернизации и наращивания ИУС.

2. Инженер по электронике, техник по электронике.

1.1. Ориентировочная численность — 1-2 чел.

2.2. Специализация — инженер-электронщик, техник-электронщик.

2.3. Должностные обязанности.

Поддержание исправного состояния электронных компонентов комплекса, в том числе:

— проведение профилактических работ;

— мелкий ремонт и изменение (при необходимости) конфигурации техниче­ских средств;

— организация ремонта технических средств.

3. Техник-электрик.

3.1. Ориентировочная численность — 1 чел.

3.2. Специализация — техник-электрик.

3.3. Должностные обязанности.

Обеспечение исправности электросети и кабельной сети, используемых ИУС.

4. Оператор ИУС.

4.1. Ориентировочная численность — 4 чел. (при круглосуточном режиме) 1 чел. (при дневном режиме) (режим работы круглосуточно при круглосуточном режиме использования ИУС).

4.2. Специализация — техник-программист или инженер-программист (стар­ший оператор).

4.3. Должностные обязанности.

Оперативное обеспечение функционирования ИУС, в том числе:

— включение — выключение сервера, запуск и перезапуск ИУС;

— архивирование и восстановление информации;

— восстановление ОС ЛВС в случае отключения питания, управление исполь­зованием автономных источников питания;

— предоставление информации пользователям о состоянии ИУС и разрешение локальных конфликтов;

— контроль прав и условий доступа пользователей.