ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

Согласно определению системы ТЭ ВС и решаемым в этой системе задачам обеспечения надежной, безопасной и эффективной эксплуатации ВС, основные составные части системы, ТЭ, за исключениями собственно ВС, входящего в эту систему, обеспечивают функционирование системы ТЭ в целом посредством инженерного обеспечения процессов технической эксплуатации необходимыми техническими средствами, а именно: документацией, оборудованием, запчастя­ми, технологическими средствами ТОиР, а также исполнителями и информаци­ей, необходимой для организации и управления процессами в системе техниче­ской эксплуатации ВС.

Таким образом, при формировании системы ТЭ ВС состав, организация и процессы инженерно-технического обеспечения эксплуатации ВС в системе ТЭ определяют эффективность реализации эксплуатационно-технических характе­ристик ВС в процессе технической эксплуатации ВС в ожидаемых условиях с ожидаемыми результатами.

Поставщик ВС должен предлагать эксплуатанту такие формы организации технического сотрудничества на период после поставки ВС, которые заведомо обеспечивают реализацию эксплуатантом заявленных поставщиком эксплуата­ционно-технических качеств ВС, в том числе и ЭТХ данного типа ВС, включая экономичность и безопасность эксплуатации.

Эксплуатант вправе по согласованию с поставщиком ВС применять свои процедуры инженерно-технического обеспечения (ИТО) эксплуатации ВС, ко­торые не противоречат действующей на тип ВС эксплуатационно-технической документации и общим нормативным документам отрасли ГА.

Зарубежный и отечественный опыт формирования систем ТЭ ВС, включая основные принципы инженерно-технического и материального обеспечения в системе ТЭ, отработанные на перспективных типах отечественных ВС, таких как Ту-204, Ту-334, Бе-200 и др., позволяет определить общие положения ИТО в системе ТЭ ВС как сочетание следующих тем, необходимых для организации и выполнения ТОиР ВС в процессе технической эксплуатации ВС, включая реко­мендуемые формы документального, материального и технического обеспече­ния в системе ТЭ данного типа ВС и расчетные нормы и условия такого обеспечения.

В общем случае ИТО может включать следующие темы (рис. 8.1):

■ обязательства поставщика и эксплуатанта;

Подпись: 362

image108

Рис. 8.1. Структуры ИТО в системе ТЭ

 

 

■ обеспечение эксплуатанта документацией для ТОиР;

■ обеспечение эксплуатанта средствами наземного обслуживания (СНО) и контрольно-проверочной аппаратурой (КПА) для ТОиР;

■ сведения о нормах расхода запчастей и оборудования на эксплуатацию ВС;

■ подготовка специалистов для ТОиР;

■ организационные формы обеспечения ИТО.

Примерное содержание указанных тем для современных типов ВС ГА рас­смотрено ниже.

8.1. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

Данный раздел ИТО включает сведения об обязательствах поставщика, раз­работчика, изготовителя и эксплуатанта, порядок их взаимоотношений по обес­печению технической эксплуатации ВС данного типа с начала эксплуатации и до списания.

ЭТХ ВС в процессе эксплуатации обеспечиваются системой гарантийных и других взаимных обязательств поставщика, разработчика и эксплуатанта при условии выполнения эксплуатантом основных требований и положений экс­плуатационной документации ВС, в том числе и программы ТОиР. Формирова­ние указанных гарантий и обеспечение их в процессе эксплуатации ВС может предлагаться в соответствии с отечественной практикой реализации требований ТУ на поставку АТ и зарубежных требований, например спецификаций АТА (в частности АТА Spes. 200, 300, 400 по вопросам поставок КИ и МТО) и Руково­дстве АТА для поставщиков.

Указанное Руководство предлагает поставщику ВС, при участии эксплуатан­та и по согласованию с ним, поддерживать следующие виды гарантий на АТ:

■ стандартная гарантия;

■ гарантия предельного ресурса (срока службы);

■ гарантия регулярности вылетов;

■ гарантия удельных объемов ТОиР;

■ гарантия предельных затрат на материалы и ЗИП;

■ послеремонтные гарантии.

Стандартная гарантия соответствует принятым в отечественной практике га­рантийным обязательствам поставщика ВС в соответствии с действующими ТУ

на поставку.

Стандартная гарантия содержит условия:

а) изделия не должны иметь отказов и повреждений и отвечать требованиям ТУ поставки (договоров) в течение согласованного сторонами периода наработ­ки (времени) в эксплуатации;

б) гарантированному устранению подлежат как отказы КИ, так и вызванные ими вторичные повреждения;

в) обязательные доработки (директивы летной годности) подлежат выполнению за счет поставщика и, при необходимости, с участием его специалистов;

г) период гарантии начинает исчисляться с момента изготовления ВС (КИ) или с начала его использования согласно документации на данное ВС и не может составлять менее величины до первого планового периодического ТО;

д) при выявлении и устранении в ходе гарантийного ремонта конструктивно­производственного недостатка, все изделия (КИ) данного типа должны быть заменены на доработанные;

е) при отказе КИ, эксплуатируемого по ресурсу в период гарантии, оно должно заменяться на новое, если отработало менее 50%, в противном случае отка­завшие КИ подлежат восстановлению.

Типовые сроки стандартной гарантии обычно составляют не менее 3-5 тыс. летных часов, 3-5 лет эксплуатации ВС.

Гарантия назначенного ресурса (срока службы) и уровня надежности АТ оп­ределяет условия отработки назначенного ресурса и имеет своей целью обеспе­чить уровень долговечности основных силовых элементов планера ВС и КИ, удовлетворяющий эксплуатанта. Г арантия устанавливается в единицах наработ­ки (срока службы), в течение которых технически возможно и экономически це­лесообразно эксплуатировать ВС в целом.

Смысл этой гарантии заключается в том, что в ее пределах затраты, связан­ные с отказами планера ВС и основных КИ, в период после окончания стандарт­ной гарантии возмещаются поставщиком и эксплуатантом совместно на основе пропорционального разделения, в зависимости от этапа отработки назначенного ресурса. При этом все затраты, связанные с обоснованием возможностей и усло­вий отработки назначенного ресурса (в том числе заданного ресурса до списа­ния), несет поставщик, что обычно оговаривается в ТУ (договорах поставки).

Г арантия уровня надежности АТ также связана с поддержанием долговечно­сти КИ. Она заключается в обязательствах поставщика обеспечивать своими си­лами замену отказавших КИ, если:

■ КИ эксплуатируются по ресурсу;

■ КИ установлена гарантированная величина наработки на отказ, приводящий к замене, и эта величина не подтверждается в процессе эксплуатации.

Г арантия послеремонтной надежности заключается в обязательстве продле­ния первоначальной гарантии КИ, т. е. учета ее истечения, начиная с момента эксплуатации после внепланового ремонта КИ из-за отказа.

В зависимости от модификации и условий применения типов ВС, например, в пассажирском варианте поставщик ВС может дополнительно, по желанию эксплуатанта, установить гарантию регулярности вылетов, которая гарантирует заданный уровень исправности ВС в любой момент времени, кроме периодов, когда он находится на выполнении ТОиР.

Применительно ко всем видам гарантий обычно вводится ряд общих усло­вий поставки АТ, касающийся организации поддержания долговечности КИ и условий их поставки, в том числе:

а) поставщик ВС и двигателей получает сертификаты качества от субпоставщи­ков КИ и заключает с ними соглашения о поддержании гарантий совместно. или поставщик ВС будет сам поддерживать обязательства поставщиков КИ по гарантиям на КИ;

б) поставщик ВС представляет эксплуатанту общее руководство по всем гаран­тиям на ВС и КИ и порядок их выполнения и контроля;

в) поставщики ВС и КИ могут позволять эксплуатанту устранять за счет по­ставщиков отказы и повреждения в период действия гарантий, если у него существует для этого аттестованная государством (национальными авиаци­онными властями — САА) материально-техническая база, а технологии и ос­настка отвечают требованиям эксплуатационной и ремонтной документации ВС или специальным инструкциям поставщиков;

г) поставщик разделяет с эксплуатантом затраты на устранение отказов и неис­правностей, если конструкция создана с учетом устойчивости к таким по­вреждениям;

д) поставщики ВС и КИ могут проводить гарантийный ремонт КИ в сроки, меньшие сроков плановых форм ТОиР для данного КИ;

е) поставщик может позволить эксплуатанту передачу прав на гарантии третьей стороне в случае аренды, продажи или передачи АТ;

ж) поставщик возмещает трудозатраты на выполняемый силами эксплуатанта гарантийный ремонт по согласованным на текущий момент тарифам и затра­ты на материалы и запчасти по текущим ценам.

Для обеспечения гарантии назначенного ресурса в пределах заданного ре­сурса до списания поставщик (разработчик) ВС вводит систему дополнительных осмотров и доработок конструкции ВС с целью не «продления ресурса», а со­хранения уже заявленного уровня долговечности, либо повышения технико­экономической эффективности эксплуатации ВС по согласованию с эксплуатан­том. В пределах гарантии эти работы финансируются совместно поставщиком и эксплуатантом ВС.

Затраты и работы, выполняемые эксплуатантом с целью продления ресурса, обычно входят в условия поставки ВС и включаются в расчеты показателей эф­фективности эксплуатации ВС в целом.

В случае выявления необходимости доработок из-за недостаточного уровня надежности конструкции или выявленных в процессе эксплуатации несоответ­ствий сертификационному базису ВС и принятым условиям сертификации, все расходы по доработке конструкции должны нести поставщики ВС и КИ, если другое не определено условиями поставки.

В случае выполнения поставщиком ВС специальных программ осмотров и доработок конструкции экземпляра ВС с целью увеличения назначенного ресур­са сверх заданного ресурса до списания и по заявке эксплуатанта эти работы полностью финансируются эксплуатантом данного экземпляра ВС или, по со­гласованию, и другими эксплуатантами данного типа ВС на долевом участии.

Поставщик ВС по согласованию с разработчиком (в России — разработчик ВС) вправе осуществлять выбор различных методов эксплуатации КИ, в том числе и «по состоянию», в их комплектации и компоновке на данном типе ВС в соответствии с эксплуатационной документацией. При этом гарантии уровня надежности КИ, установленные поставщиками КИ, обычно сохраняются, а от­ветственность за выполнение этих гарантий переходит на поставщика ВС.

Количественные значения гарантий, их состав и особенности применения и условия взаимодействия поставщика ВС и эксплуатанта устанавливаются в каж­дом конкретном случае в соответствии с ТУ (договорами поставки).

ВС в целом и основные КИ при установлении системы гарантий должны пройти сертификацию на соответствие требуемым нормам и правилам в соот­ветствии с действующим в РФ законодательством или законодательством стра­ны эксплуатанта (которые должны быть подтверждены или взаимно признаны).

Оформление сертификата продукции, подтверждение и взаимная ответст­венность сторон определяются в соответствии с законами страны поставщика ВС (иногда и страны-эксплуатанта ВС).

Взаимные права, обязательства и ответственность сторон за установленные гарантии, качественное и эффективное использование ВС обычно распределя­ются следующим образом:

1. Разработчик-изготовитель несет полную ответственность за обеспечение количественных показателей качества изделий АТ.

Определение соответствия создаваемых ВС, оборудования и приборов предъявляемым требованиям, решение вопроса о постановке их на серийное производство выполняются на основе результатов государственных испытаний опытных образцов изделия, проводимых по согласованным программе и мето­дике и на основе заключений заказчика-потребителя и разработчика — изготовителя.

2. Предприятия-изготовители (поставщики) в плановом порядке обеспечи­вают создание условий для эффективной работы своих изделий у потребителя.

2.1. Изготовители ВС и КИ:

■ организуют эксплуатационную службу, обеспечивающую поставку по­требителю изделий комплектных, в исправном и работоспособном состоянии и надлежащее обслуживание в гарантийный период;

■ при постановке изделия на серийное производство устанавливают по со­гласованию с потребителем требуемые виды, формы и методы технического об­служивания и ремонта выпускаемых изделий, оборудования и приборов, обес­печивают их нормативами расхода запасных частей и расхода средств на содер­жание изделий;

■ обеспечивают эксплуатационной, ремонтной и нормативно-технической документацией, а также образцами специального ремонтно-технологического оборудования и оснастки, которая требуется для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию;

■ выполняют по согласованию с потребителем или поручают посредникам осуществление капитального ремонта и наиболее сложных работ технического обслуживания и текущего ремонта сложной техники силами специализирован­ных предприятий и организаций с учетом специфических потребностей специ­ального и уникального оборудования, обычного стационарного оборудования, мобильных технических средств, приборов и автоматических устройств;

■ выполняют монтаж (установку, сборку и регулировку) изделия КИ на месте эксплуатации, пусконаладочные работы и комплексное обеспечение необхо­димой оснасткой, инструментом, а также обучение рабочих-операторов;

■ приступая к серийному изготовлению изделий и оборудования, изготовитель предполагает иметь базовое предприятие для выполнения сложных техниче­ских обслуживаний и ремонтов, предусмотренных ремонтной документаци­ей, выполнение которых силами предприятий, эксплуатирующих технику, невозможно или экономически нецелесообразно;

■ обеспечивают потребителя ВС специальным оборудованием для ремонта и технического обслуживания ВС и КИ;

2.2. Уточненные показатели обеспечения качества и надежности выпускае­мых изделий определяются отраслевыми службам эксплуатации изготовителей. Для этого изготовители:

■ организуют сбор, обработку и хранение информации о качестве (надежно­сти, экономичности, технологичности и т. п.) работы своих изделий в реаль­ных условиях эксплуатации;

■ создают материально-техническую базу испытания изделий и их составных частей;

■ разрабатывают и реализуют методы ускоренных испытаний изделий и со­ставных частей с применением новейших средств, в том числе диагностиро­вания, тензометрии, виброметрии, хрупких лаков И Т. Д., позволяющих объек­тивно оценивать значения показателей качества изделий, подлежащих по­становке на серийное производство.

2.3. Изготовители ВС, КИ и оборудования совместно с потребителем обес­печивают нормирование расхода запасных частей, организуют производство их и обеспечение запасными частями потребителей в течение всего срока эксплуа­тации изделий.

Запасные части к ВС, КИ, оборудованию и приборам, как правило, изготав­ливаются на специализированных подразделениях изготовителя или в отдель­ных случаях на других предприятиях, однако надзор и ответственность за их ка­чество и удовлетворение потребности в них несет изготовитель ВС или КИ (оборудования).

Производитель ВС, КИ и оборудования организует сам или через посредни­ков доставку запасных частей потребителю через сеть региональных складов или каким-либо другим способом по согласованию.

3. Предприятия и объединения — потребители изделий АТ несут полную от­ветственность за эффективное использование и обеспечение установленных сроков службы ВС, КИ, оборудования и приборов, для чего:

3.1. Обосновывают требования по количественным показателям качества но­вых изделий, оборудования и приборов, подлежащих конструированию и изго­товлению, контролируют выполнение требований, участвуют в испытаниях, ре­шении вопросов о серийном производстве и приемке машин, оборудования и приборов.

Разрабатывают прогрессивную технологию, нормативно-техническую доку­ментацию и передовые методы организации эксплуатации АТ с помощью средств и оборудования, получаемых от изготовителя.

Разрабатывают систему средств и оборудования для отрасли ГА, определяют потребность отдельных предприятий в машинах и оборудовании, осуществляют эффективную эксплуатацию каждого ВС, КИ, оборудования в соответствии с действующими у потребителя нормативами в интересах каждого предприятия, объединения.

Обеспечивают использование ВС, КИ и оборудования в строгом соответст­вии с требованиями эксплуатационной и ремонтно-технологической документа­ции в части условий и режимов эксплуатации (летной и технической).

3.2. Организуют неукоснительное выполнение правил технического обслу­живания, хранения и ремонта ВС, КИ и оборудования для обеспечения их высо­кой готовности, безотказности, долговечности, сохраняемости при оптимальных затратах труда, материалов, запасных частей и денежных средств.

Создают необходимые условия эффективной технической эксплуатации ВС, КИ и оборудования — эксплуатационную (ремонтную) службу со всеми подраз­делениями по согласованию с производителем ВС, КИ и оборудования и с уче­том их специфических особенностей, участвуют в разработке норм расхода за­пасных частей на эксплуатацию ВС, КИ и оборудования, для чего совместно с поставщиком (разработчиком) ВС и оборудования используют системы сбора и обработки статистической информации об эксплуатации ВС и оборудования.

Разрабатывают нормы амортизации и сроки службы ВС и оборудования, правила их списания и представляют их на утверждение в установленном по­рядке с участием изготовителей и с учетом экономических интересов предпри­ятий, эксплуатирующих технику.

3.3. Разрабатывают совместно с изготовителями и отраслью ГА оптималь­ную систему эксплуатации ВС и оборудования, определяют потребность в тру­довых, материальных и финансовых ресурсах на выполнение требуемых объе­мов ремонтно-обслуживающих работ, в том числе:

а) положения и нормативы, определяющие потребность парка ВС в работах ТОиР и их технико-экономические характеристики:

■ состав (структуру) ТОиР изделия за срок их эксплуатации с учетом рекомен­дованных изготовителем видов технических обслуживаний и ремонтов;

■ плановые нормативы потребности ВС и оборудования в техническом обслу­живании и ремонте и потребности в материально-технической базе для их выполнения;

■ нормативы трудоемкости и продолжительности выполнения ТО и ремонтов, потребности в запасных частях и материалах (номенклатура и количество), затраты средств на ТО и ремонт по маркам и типам изделий и видам ТоиР;

■ нормативы качества технического обслуживания и ремонта изделий, в част­ности, их технической готовности, безотказности, долговечности, экономич­ности и т. д.;

б) структуру, основні организации и оснащение ремонтнообслуживающей базы по назначению и объектам ТОиР с учетом оптимальной концентрации^ специализации производства:

■ распределение работ ТОиР по объектам базы ТОиР;

■ рекомендуемые принципы и способы организации производства, выбор тех­нологических процессов ремонта и организации рабочих мест;

■ нормативно-техническую документацию для организации управления ре­монтно-обслуживающим производством;

■ системы оборудования, оснастки и приборов для технического обслужива­ния, хранения и ремонта машин и оборудования по технологическим про­цессам: очистки и мойки, разборки и сборки, измерений и контроля, обкатки и испытаний, диагностирования, заправки, хранения и т. д.;

■ методы материально-технического обеспечения ремонтно-обслуживающих производств;

■ систему прогрессивных способов технического обслуживания и ремонта конкретных изделий по их фактической потребности, в зависимости от тех­нического состояния, определяемого диагностированием;

■ разработку принципов управления работоспособностью изделий по их тех­ническому состоянию;

■ организацию слежения за техническим состоянием изделий и их составных частей и обеспечение производства диагностическими средствами;

■ правила назначения ремонтных работ к выполнению по результатам диагно­стирования.

Выполнение указанных работ осуществляется силами специальных подраз­делений в имеющихся отраслевых институтах ГА и промышленности на дого­ворных началах или по государственному заказу.

3.4. Разрабатывают структуру и создают на основе нормативов потребные мощности ремонтно-обслуживающей базы с оптимальной концепцией и специа­лизацией производства:

■ обеспечивают ремонтно-обслуживающее предприятие ремонтно­технологическим оборудованием и оснасткой, метрологическими средства­ми, а также средствами испытания и контроля изделий и их составных час­тей при ремонте для внедрения высокого уровня технологии ремонта и об­служивания изделий;

■ разрабатывают методы и средства оценки показателей качества отремонти­рованной техники, в первую очередь — безотказности и долговечности;

■ создают резервные запасы узлов и агрегатов машин, оборудования, прибо­ров по номенклатуре и в количествах согласно нормативов;

■ разрабатывают перспективные схемы развития и размещения ремонтно­обслуживающей отрасли, позволяющие предупреждать и устранять диспро­порции между парком эксплуатирующихся изделий и производственными мощностями ремонтно-обслуживающей базы.

4. Подпись: >
Посредники, обслуживающие потребителей ВС и оборудования, выпол­няют функции по обеспечению эффективной эксплуатации ВС и оборудования в

обслуживаемых предприятиях на основе положений, согласованных с произво­дителями и потребителями.

Они участвуют в разработке требований на ВС и оборудование, в их испыта­ниях и решении вопросов о поставке на серийное производство, планировании и создании ремонтно-обслуживающей базы, материально-техническом обеспече­нии обслуживаемой техники, в проведении сложных видов ТО и ремонтов и разработке и производстве ремонтно-технологического и диагностического обо­рудования.

5. Покупные изделия и ЗИП к ним должны иметь к моменту сдачи эксплуа­танту гарантийный срок хранения в соответствии с документацией на эти изде­лия и комплект ЗИП.

На имущество и ЗИП, поставляемые вместе с ВС, устанавливаются, как пра­вило, гарантийные сроки службы:

на запасные части, инструмент, СНО, приспособления — гарантийный срок службы ВС;

на готовые изделия и запчасти к ним, КПА — гарантийные сроки службы (ре­сурсы), установленные их поставщиками.