Разведывательные J77.7 А. вертолетного типа

Вертикально взлетающий ДПЛА “Альбатрос”17-15015*, разработанный в ОКБ им А С. Яковлева, предпола­гается использовать для воздушного наблюдения и разведки в любое время суток, в том числе в интересах ВМФ (разведка, целеуказание, ретрансля­ция, спасательные операции) и народ­ного хозяйства… Аппарат осиащен двумя поворотными в вертикальной плоскости трехлопастными винтами большого диаметра, прямым крылом, хвостовым V-образным оперением и убирающейся носовой стопкой шасси. Газотурбинная силовая установка размешена в мотогондоле под фюзе­ляжем, поток выхлопных газов для сниження заметности экранируется в боковой проекции V-образмым опе­рением. Бортовое оп і ико-элсктронпое оборудование размещено в носовой части фюзеляжа на поворотной шарообразной іурслп.

Авиационная система воздуш­ного наблюдения с разведывательным ДПЛА вертолетною типа “Аист”5" включает: беспилотную привязную вертпкл чьио взлетающую платформу, наземный командный пункт дистан­ционного управления, приема и обработки информации с транс­портно-пусковым контейнером. Рас­чет из грех человек обеспечивает до 15 взлетов-посадок аппарата в сутки. Привязная платформа, управляемая по волоконпо-ошическому каналу, оснащена двумя двухлопастными винтами в вер гика льных каналах. При стартовой массе 290 кг на аппарате размешено до 53 кг полезной нагрузки и до 35 кг топлива Двигатель М-17. Работы ведутся НПО “АВПКС"5".

Ухтомский вертолетный завод нм. Ы. И.Камова разработал дистан­ционно-пилотируемые вертолеты Ка-375““-,1’пКа-1376,-«.«’*’.

Прототип дистанционно пилоти­руемого вертолета Ка-37 совершил первый полег 3 марта 1993 года. Вертолет Ка-37 оснащен автома­тической системой управления, обес­печивающей полет по заданной программой траектории с ограни­ченным вмешательством оператора. Варианты целевой нагрузки — аэро­фотоаппаратура контейнеры для различных грузов, датчики излучений, оборудование для трансляции и ретрансляции телевизионных и радио­сигналов Перевозка вертолета вместе с пультом управления осуществляется в транспортном контейнере на авто­мобиле. Испытания вертолета на при­вязи проведены в 1991 -1993 годах. По их резулыатам разработаны требова­ния на вертолет Ка-137, предназначен­ный для серийного пpoнзвoдcтвal,,■lз’,.

Беспи зотный вертолет Ка-137lw, оснащенный ИК-аппаратурой, смен­ным комплектом целевого бортової о оборудования, может быть исполь­зован и для решения различных задач в интересах народного хозяйства, в том числе для патрулирования и контроля состояния нефте- и газопро­водов. Его предполагается исполь­зовать при проведении экологичес­кого мониторинга, патрулировании лесов, рыборазведке и ледовой развед­ке (при базировании па судах).

Ка-137, оснащенный системой автоматического управления, исполь­зует бортовую навигационную сис­тему сблоком спуі пиковой навигации для полета по сложному профилю. Опытный аппарат оснащен двух­тактным двшатслем H1RT2706 R05 немецкой фирмы Gobler Hirimotoren,

Подпись: В состав мної оцслевого разве-дывательною комплекса МБВК-І37 входят два ДП Л Л; передвижной пуныПодпись:Подпись:Разведывательные J77.7 А. вертолетного типа

Подпись: Опытный беспилотный вертолет Ка-37 Макет беспилотного вертолета Ка-117 Макет беспилотного вертолета ha-137 (М і КС-97)

серийные аппараты прсдполаї асзся оснащать отечссз венными аналогами этого двигателя. Быстросз. смпые модули с телевизионной, тепловпзн- оннон, радиолокационном и другой аппаратурой массой от 50 до 80 кі устанавливаю гея на БПЛА непос­редственно перед вылетом исходя из поставленной задачи. Ка-137 пред­полагается использовать для ведения разведки (радиационная, химическая, биологическая) и наблюдения в интересах вооруженных сил, погра­ничной и таможенной служб.

Разведывательные J77.7 А. вертолетного типаРазведывательные J77.7 А. вертолетного типа

машина, обеспечивающая перевозку двух ДПЛА в контейнерах; кран для погрузки выгрузки аппаратов. Назем­ное оборудование комплекса обеспе­чивает работу БПЛА на развернутой позиции в течении трех суток с использованием каждого аппарата не менее 8 летных часов в сутки. Управ­ление БПЛА осуществляется на удалении до 50 км*1.

Ка-137 рассматривается как перспективное информационное сред­ство службы ГАИ (ГИБД Д) и перспек­тивного сторожевого ^ко^абля погра­ничных войск России

Одна из последних отечествен­ных разработок — дистанционно пилотируемый летательный летатель­ный аппарат вертикального взлета и посадки “Взлет” . Аппарат предназ­начен для обеспечения целеуказания средствам воздушного нападения (противокорабельным крылатым ракетам наземного и морского бази­рования); лазерной подсветки надвод­ных и наземных целей для управля­емых снарядов; поражения наземных и надводных целей собственными средствами; разведки мин и минных полей на суше и в прибрежной полосе; обнаружения низколетящих целей; постановки буев для обнаружения подводных лодок. На внешней подвеске вертолет может нести управ­ляемые ракеты, кроме того, аппарат может оснащаться осколочно-фугас­ной боевой частью и использоваться по типу “камикадзе”. ДПЛА способен осуществлять: мониторинг на суше и водной поверх ности; контроль радиа­ционной обстановки; дистанционное измерение метеопараметров; конт­роль состояния магистральных нефте — и газопроводов, шоссейных и желез­ных дорог; разведку ледовой обста­новки; охрану протяженных объектов и территорий; ретрансляцию радио­сигналов. Для обеспечения решения широкого спектра задач ДПЛА осна­щается модульной целевой аппарату­рой. Аппарат “Взлет" предлагается к размещению на наземных и морских носителях. Для транспортировки и старта аппарата “Взлет” применяется контейнер. На базе ДПЛА верти­кального взлета по заявлению разра­ботчиков может быть разработан ряд модификаций различного назначения со взлетной массой от 30 до 480 кг, массой полезной нагрузки 1,5-80 кг, с радиусом действия 5-180 км31.

Легкий вариант ДПЛА вертолет­ного типа “Сокол” — со взлетной массой 120 кг по конструкции анало­гичный ДПЛА “Взлет" был представ­
лен среди разработок беспилотных и пилотируемых летательных аппара­тов на аэродроме Борки (Нижегород­ская обл.) в 1997 году при их демонст­рации представителям “силовых” структур и МЧС.

Боевойразведывательный верто­летный комплекс “Сокол” — совмест­ная разработка ГНИКИ систем конт­роля и управления “Система”, ОАО “Кировский завод”, ПКБ “Автома­тика” . Летательный аппарат предназ­начен для разведки и доразведки объектов противника, слежения за вскрытыми объектами до момента их поражения,’обслуживания стрельбы артиллерии и пусков ракет, наблю­
дения за действиями противника и своих войск. Беспилотные вертолеты предполагается оснащать сменными модулями с РЛС, ИК или телевизион­ной системой наблюдения. Для раз­мещения командного пункта, транс­портировки и запуска ДПЛА проекти­руется самоходное гусеничное шасси. Гусеничное шасси предложено в двух вариантах (одно на базе основного танка типа Т-80), отличающихся базой и комплектацией — для транс­портировки одного или двух ап­паратов “Сокол”.

Московское ТОО “Аэротон” раз­работало малогабаритный ДПЛА, выполненный с соосным несущим

Подпись:Подпись:

винтом в кольцевом корпусе — торе. В корпусе размещены системы ДПЛА. топливо и полезная нагрузка. Система спасения обеспечивает безаварийный спуск с вмсоїьі до 40 метров. Аппарат совершает полет продолжительностью до 30 минут в пределах прямой видимости опера­тора командного пункта. Осна­щенный поршневым двигателем аппарат предполагается исполь-

зова і ь для аэрофотосъемок, анализа экологического состояния атмос­феры и радиационных замеров.

Разве (ыватслышо И. / 1
с поз (піш. їм стартом

Как уже отмечалось выше, в Советском Союзе до Великої! Отечест­венной войны и в 1950-х — 1960-х годах разрабатывались беспилотные аппа­
раты с воздушным стартом ссамолета — посиїеля. Наиболее крупные из них — самолет "100". проектировавшийся ОКБ-156 в пилотируемом и беспилот­ном вариантах, и РСР, проектировав­шийся в ОКБ-256 также в пилотируе­мом н беспилотном вариантах.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов в КБ ММ3 “Кулон" (ранее — ОКЬ-51 главного конструктора П. О.Су — хого) разрабатыва іся ДП 1А-развед — чик. доставляемый сверхзвуковым тяже іьім бомбардировщиком Т-4 в район проведения разведки. Бортовая вычислительная система разведки “Вектор-2" самолета Т -4 обеспечивала автоматическую обработку поступа­ющей информации радиотехнической и радиационной разведки о гбортовых средств и аппаратуры ДПЛА для ее передачи по радиоканалу на наземный командный пункт35,м.

Для разведчиков Е-155РД (МнГ — 25Р)вОКБ ММ3 “Зепи і ’’ (ранесОКЬ — 155 А. И.Микояна) в начале 1970-х годов разрабатывался беспилотный дора ведчнк подвешиваемый под фюзеляжем на месте подвесного топ­ливного бака. Доразвсдчнк должен был сбрасываться за 150-200 километров до объекта разведки н со снижением производить разведку (круглосуточная разветка, производящаяся ниже кромки облаков), а заісм по маловысотному профилю возвратиться в заданный район посадки. Разведданные должны были передаваться по радиолинии на борт самочета-носіпеля. находящегося послеразворота надзаданным районом, а затем с боріа самолета на наземный командный пункт. Разведданные сох­ранялись на борту’доразведчика и после его посадки.

На международных авиасалонах МАКС-93 и МАКС-95была представ­лена новая разработка НИЦ "ЭНИКС" — одноразовый малоразмерный беспи­лотный разведывательный аппарат Р90131, і». Первый полет опытного аппарата Р90 состоялся в 1990 году. БЛА, предназначенный для разведки и оценки боевого применения РСЗО, выполнен по іаніемпой схеме со складными консолями крыла н двух­килевого оперения, оснащен пульси­рующим воздушно-реактивным дви­гателем.

В район применения аппарат доставляется в контейнере на внешней подвеске самолеіа или в головной части ракеты типа РСЗО “Смерч". После выхода БЛА из контейнера или отделения от ракеты он стабилизиру­ется с помощью парашюта, пиросис­тема раскрывает крылья, запускается

www. vokb-Ia. spb. ru — Самолёт своими руками?!

Ртвідьгватс іьньїе деспи ютиые аппараты

ПуВРД. Полет над районом разведки осуществляется на постоянной высоте с постепенным удалением от центра района по траектории с програм­мными разворотами на 90 . Радиоли­ния обеспечивает дальность передачи развединформации в реальном масш­табе времени на наземный мобильный пункт до 70 км. Аппарат Р90 оснащен спутниковой системой навигации и іиростабнлизированной т елекамерой (масса 6.S кг), информация с которой передается на командный пункт с ■ очной юної рафичсскоп привязкой Управление ДГ1ЛА осуществляется элеронами, расположенными на сужающихся частях заднего крыла. Продолжительность полета БЛА до 30 минут (патрулирование на высоте 3000 м со скоростью 30-40 м/с). Прорабатывается возможность при­земления Р90 на парашюте или но — само. летному151. Аппарат Р90 прошел испытания и готов к передаче в се­рийное производство и может ис­пользоваться в составе разведыватель­но-ударного комплекса, включаю­щею реактивную систему залпового от ия “Смерч”.

•i* jfcV-A | 4ГІ

_______ __________________ „

Подпись: И////.7.-І РУ<^ транспортная и шпетная коифи 'рации)Подпись: РСЗО "Смерч"Разведывательные J77.7 А. вертолетного типаПодпись: В 59 PC Ю “Смерч” разработана в НПП "Сплав" в 1986 тситу под руко­водством Г. Депежкнна н принята на вооружение 1989 году. Пусковтя установка9А52-2 смоніированнаяпа базе шасси высокой проходимости MA3-543M. создана в КБ АО "Мото — вплнхинскин завод” под руково (- ством главною конструктора Ю. Ка-

Разведывательные J77.7 А. вертолетного типаРазведывательные J77.7 А. вертолетного типаПодпись:Разведывательные J77.7 А. вертолетного типа

лачникова и включает двенадцать направляющих для запуска реактив­ных снарядов. Снаряды калибра 300 мм массой около 800 кг могут пора­жать цели на дальности от 20 до 70 километров.

В ОКБ им. А. С.Яковлева в середине 1990-х годов разработан и испытан малоразмерный аппарат одноразового применения ДПЛА-110. Аппарат не имеет собственного дви-

ЦПЛА "ИНАЛЕТ-Д"
ДПЛА фирмы "Аэротон"

гателя и запускается в район прове­дения разведки реактивным снарядом РСЗО27, |50,БЛА оборудован телеви­зионной камерой дневного видения и системой передачи данных на назем­ный командный пункт — пункт сбора информации.