Разведывательные J77.7 А. вертолетного типа
Вертикально взлетающий ДПЛА “Альбатрос”17-15015*, разработанный в ОКБ им А С. Яковлева, предполагается использовать для воздушного наблюдения и разведки в любое время суток, в том числе в интересах ВМФ (разведка, целеуказание, ретрансляция, спасательные операции) и народного хозяйства… Аппарат осиащен двумя поворотными в вертикальной плоскости трехлопастными винтами большого диаметра, прямым крылом, хвостовым V-образным оперением и убирающейся носовой стопкой шасси. Газотурбинная силовая установка размешена в мотогондоле под фюзеляжем, поток выхлопных газов для сниження заметности экранируется в боковой проекции V-образмым оперением. Бортовое оп і ико-элсктронпое оборудование размещено в носовой части фюзеляжа на поворотной шарообразной іурслп.
Авиационная система воздушного наблюдения с разведывательным ДПЛА вертолетною типа “Аист”5" включает: беспилотную привязную вертпкл чьио взлетающую платформу, наземный командный пункт дистанционного управления, приема и обработки информации с транспортно-пусковым контейнером. Расчет из грех человек обеспечивает до 15 взлетов-посадок аппарата в сутки. Привязная платформа, управляемая по волоконпо-ошическому каналу, оснащена двумя двухлопастными винтами в вер гика льных каналах. При стартовой массе 290 кг на аппарате размешено до 53 кг полезной нагрузки и до 35 кг топлива Двигатель М-17. Работы ведутся НПО “АВПКС"5".
Ухтомский вертолетный завод нм. Ы. И.Камова разработал дистанционно-пилотируемые вертолеты Ка-375““-,1’пКа-1376,-«.«’*’.
Прототип дистанционно пилотируемого вертолета Ка-37 совершил первый полег 3 марта 1993 года. Вертолет Ка-37 оснащен автоматической системой управления, обеспечивающей полет по заданной программой траектории с ограниченным вмешательством оператора. Варианты целевой нагрузки — аэрофотоаппаратура контейнеры для различных грузов, датчики излучений, оборудование для трансляции и ретрансляции телевизионных и радиосигналов Перевозка вертолета вместе с пультом управления осуществляется в транспортном контейнере на автомобиле. Испытания вертолета на привязи проведены в 1991 -1993 годах. По их резулыатам разработаны требования на вертолет Ка-137, предназначенный для серийного пpoнзвoдcтвal,,■lз’,.
Беспи зотный вертолет Ка-137lw, оснащенный ИК-аппаратурой, сменным комплектом целевого бортової о оборудования, может быть использован и для решения различных задач в интересах народного хозяйства, в том числе для патрулирования и контроля состояния нефте- и газопроводов. Его предполагается использовать при проведении экологического мониторинга, патрулировании лесов, рыборазведке и ледовой разведке (при базировании па судах).
Ка-137, оснащенный системой автоматического управления, использует бортовую навигационную систему сблоком спуі пиковой навигации для полета по сложному профилю. Опытный аппарат оснащен двухтактным двшатслем H1RT2706 R05 немецкой фирмы Gobler Hirimotoren,
серийные аппараты прсдполаї асзся оснащать отечссз венными аналогами этого двигателя. Быстросз. смпые модули с телевизионной, тепловпзн- оннон, радиолокационном и другой аппаратурой массой от 50 до 80 кі устанавливаю гея на БПЛА непосредственно перед вылетом исходя из поставленной задачи. Ка-137 предполагается использовать для ведения разведки (радиационная, химическая, биологическая) и наблюдения в интересах вооруженных сил, пограничной и таможенной служб.
машина, обеспечивающая перевозку двух ДПЛА в контейнерах; кран для погрузки выгрузки аппаратов. Наземное оборудование комплекса обеспечивает работу БПЛА на развернутой позиции в течении трех суток с использованием каждого аппарата не менее 8 летных часов в сутки. Управление БПЛА осуществляется на удалении до 50 км*1.
Ка-137 рассматривается как перспективное информационное средство службы ГАИ (ГИБД Д) и перспективного сторожевого ^ко^абля пограничных войск России
Одна из последних отечественных разработок — дистанционно пилотируемый летательный летательный аппарат вертикального взлета и посадки “Взлет” . Аппарат предназначен для обеспечения целеуказания средствам воздушного нападения (противокорабельным крылатым ракетам наземного и морского базирования); лазерной подсветки надводных и наземных целей для управляемых снарядов; поражения наземных и надводных целей собственными средствами; разведки мин и минных полей на суше и в прибрежной полосе; обнаружения низколетящих целей; постановки буев для обнаружения подводных лодок. На внешней подвеске вертолет может нести управляемые ракеты, кроме того, аппарат может оснащаться осколочно-фугасной боевой частью и использоваться по типу “камикадзе”. ДПЛА способен осуществлять: мониторинг на суше и водной поверх ности; контроль радиационной обстановки; дистанционное измерение метеопараметров; контроль состояния магистральных нефте — и газопроводов, шоссейных и железных дорог; разведку ледовой обстановки; охрану протяженных объектов и территорий; ретрансляцию радиосигналов. Для обеспечения решения широкого спектра задач ДПЛА оснащается модульной целевой аппаратурой. Аппарат “Взлет" предлагается к размещению на наземных и морских носителях. Для транспортировки и старта аппарата “Взлет” применяется контейнер. На базе ДПЛА вертикального взлета по заявлению разработчиков может быть разработан ряд модификаций различного назначения со взлетной массой от 30 до 480 кг, массой полезной нагрузки 1,5-80 кг, с радиусом действия 5-180 км31.
Легкий вариант ДПЛА вертолетного типа “Сокол” — со взлетной массой 120 кг по конструкции аналогичный ДПЛА “Взлет" был представ
лен среди разработок беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов на аэродроме Борки (Нижегородская обл.) в 1997 году при их демонстрации представителям “силовых” структур и МЧС.
Боевойразведывательный вертолетный комплекс “Сокол” — совместная разработка ГНИКИ систем контроля и управления “Система”, ОАО “Кировский завод”, ПКБ “Автоматика” . Летательный аппарат предназначен для разведки и доразведки объектов противника, слежения за вскрытыми объектами до момента их поражения,’обслуживания стрельбы артиллерии и пусков ракет, наблю
дения за действиями противника и своих войск. Беспилотные вертолеты предполагается оснащать сменными модулями с РЛС, ИК или телевизионной системой наблюдения. Для размещения командного пункта, транспортировки и запуска ДПЛА проектируется самоходное гусеничное шасси. Гусеничное шасси предложено в двух вариантах (одно на базе основного танка типа Т-80), отличающихся базой и комплектацией — для транспортировки одного или двух аппаратов “Сокол”.
Московское ТОО “Аэротон” разработало малогабаритный ДПЛА, выполненный с соосным несущим
винтом в кольцевом корпусе — торе. В корпусе размещены системы ДПЛА. топливо и полезная нагрузка. Система спасения обеспечивает безаварийный спуск с вмсоїьі до 40 метров. Аппарат совершает полет продолжительностью до 30 минут в пределах прямой видимости оператора командного пункта. Оснащенный поршневым двигателем аппарат предполагается исполь-
зова і ь для аэрофотосъемок, анализа экологического состояния атмосферы и радиационных замеров.
Разве (ыватслышо И. / 1
с поз (піш. їм стартом
Как уже отмечалось выше, в Советском Союзе до Великої! Отечественной войны и в 1950-х — 1960-х годах разрабатывались беспилотные аппа
раты с воздушным стартом ссамолета — посиїеля. Наиболее крупные из них — самолет "100". проектировавшийся ОКБ-156 в пилотируемом и беспилотном вариантах, и РСР, проектировавшийся в ОКБ-256 также в пилотируемом н беспилотном вариантах.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов в КБ ММ3 “Кулон" (ранее — ОКЬ-51 главного конструктора П. О.Су — хого) разрабатыва іся ДП 1А-развед — чик. доставляемый сверхзвуковым тяже іьім бомбардировщиком Т-4 в район проведения разведки. Бортовая вычислительная система разведки “Вектор-2" самолета Т -4 обеспечивала автоматическую обработку поступающей информации радиотехнической и радиационной разведки о гбортовых средств и аппаратуры ДПЛА для ее передачи по радиоканалу на наземный командный пункт35,м.
Для разведчиков Е-155РД (МнГ — 25Р)вОКБ ММ3 “Зепи і ’’ (ранесОКЬ — 155 А. И.Микояна) в начале 1970-х годов разрабатывался беспилотный дора ведчнк подвешиваемый под фюзеляжем на месте подвесного топливного бака. Доразвсдчнк должен был сбрасываться за 150-200 километров до объекта разведки н со снижением производить разведку (круглосуточная разветка, производящаяся ниже кромки облаков), а заісм по маловысотному профилю возвратиться в заданный район посадки. Разведданные должны были передаваться по радиолинии на борт самочета-носіпеля. находящегося послеразворота надзаданным районом, а затем с боріа самолета на наземный командный пункт. Разведданные сохранялись на борту’доразведчика и после его посадки.
На международных авиасалонах МАКС-93 и МАКС-95была представлена новая разработка НИЦ "ЭНИКС" — одноразовый малоразмерный беспилотный разведывательный аппарат Р90131, і». Первый полет опытного аппарата Р90 состоялся в 1990 году. БЛА, предназначенный для разведки и оценки боевого применения РСЗО, выполнен по іаніемпой схеме со складными консолями крыла н двухкилевого оперения, оснащен пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
В район применения аппарат доставляется в контейнере на внешней подвеске самолеіа или в головной части ракеты типа РСЗО “Смерч". После выхода БЛА из контейнера или отделения от ракеты он стабилизируется с помощью парашюта, пиросистема раскрывает крылья, запускается
www. vokb-Ia. spb. ru — Самолёт своими руками?!
Ртвідьгватс іьньїе деспи ютиые аппараты
ПуВРД. Полет над районом разведки осуществляется на постоянной высоте с постепенным удалением от центра района по траектории с программными разворотами на 90 . Радиолиния обеспечивает дальность передачи развединформации в реальном масштабе времени на наземный мобильный пункт до 70 км. Аппарат Р90 оснащен спутниковой системой навигации и іиростабнлизированной т елекамерой (масса 6.S кг), информация с которой передается на командный пункт с ■ очной юної рафичсскоп привязкой Управление ДГ1ЛА осуществляется элеронами, расположенными на сужающихся частях заднего крыла. Продолжительность полета БЛА до 30 минут (патрулирование на высоте 3000 м со скоростью 30-40 м/с). Прорабатывается возможность приземления Р90 на парашюте или но — само. летному151. Аппарат Р90 прошел испытания и готов к передаче в серийное производство и может использоваться в составе разведывательно-ударного комплекса, включающею реактивную систему залпового от ия “Смерч”.
•i* jfcV-A | 4ГІ _______ __________________ „ |
PC Ю “Смерч” разработана в НПП "Сплав" в 1986 тситу под руководством Г. Депежкнна н принята на вооружение 1989 году. Пусковтя установка9А52-2 смоніированнаяпа базе шасси высокой проходимости MA3-543M. создана в КБ АО "Мото — вплнхинскин завод” под руково (- ством главною конструктора Ю. Ка-
лачникова и включает двенадцать направляющих для запуска реактивных снарядов. Снаряды калибра 300 мм массой около 800 кг могут поражать цели на дальности от 20 до 70 километров.
В ОКБ им. А. С.Яковлева в середине 1990-х годов разработан и испытан малоразмерный аппарат одноразового применения ДПЛА-110. Аппарат не имеет собственного дви-
ЦПЛА "ИНАЛЕТ-Д"
ДПЛА фирмы "Аэротон"
гателя и запускается в район проведения разведки реактивным снарядом РСЗО27, |50,БЛА оборудован телевизионной камерой дневного видения и системой передачи данных на наземный командный пункт — пункт сбора информации.