Гаки ‘

Гаками называются крючки, употребляемые для различных работ, а именно:

а) гак вплеснивается в конец троса для того, чтобы пользо­ваться им при подъеме или, перемещении груза с одного места на другое;

Подпись: Рис. 249. Простой гак
Гаки '

б) гак вводится в коуш стропа или оковки блока для пользо­вания им в случаях, указанных выше;

в) гак закладывается (задевается) за обух (железное, особо сделанное толстое кольцо, надежно укрепленное в стенке или палубе корабля) или в рым (железное кольцо, введенное в обух или особое приспособление для удержания при тяге одного блока на месте).

Гаки выделываются из железа и иногда во избежание ржа­вления оцинковываются; при этом надо иметь в виду, что горячая оцинковка несколько снижает допустимую нагрузку на него.

У Рака (рис. 248) различают следующие части: А — обух с коушем для стропа, В — спинку, О—носок.

Гаки разделяющей на:

а) простые (рис. 249), у которых ПлоСкосТь носка перпен­дикулярна плоскости обуха;

Подпись: Рис. 250. Повернутый гак Подпись: Рис. 251. Храпцы Подпись: Рис. 252. Вертлюжний гак

б) повернутые (рис. 250), у которых носок и обух — в одной плоскости;

Гаки '
в) складные храпи, ы, или храпы (рис. 251), употребляются там, где нужно, чтобы снасть никоим образом* не могла выло­житься;

а — правильно; б — неправильно

г) вертлюжные (рис.252), которыми снабжаются канифас — блоки и т. п.

Простые гаки различаются по номерам. Номер гака выбивается на боковой стороне спинки. Всего выделывается 18 номеров.

Для грубых подсчетов рабочего сопротивления гаков (в кг) можно пользоваться формулой

Р = 0,6 • d2 кг,

где d — большая ось спинки гака, ed (см. рис. 248) в мм.

Если размеры гаков даны в дюймах, то их рабочая крепость может быть определена по формуле

Р= 0,4 — d2 кг,

где d — большая ось спинки в дм.

Гаки нужно закладывать в обухи или рымы так, чтобы они смотрели носком вверх (рис. 253 и 254), а не вниз, иначе носок может упереться в палубу, и ему придется принять на себя все усилие, отчего он может разогнуться.

Подпись: Рис. 265. Правильное закладывание гака

Во всех случаях надо гак закладывать так, чтобы держащая сила была приложена к середине загиба гака. Если гак обык­новенных блоков заложен горизонтально, то он должен смотреть носком по направлению тяги (рис. 255).

Чтобы раеходить заржавленный вертлюжный гак, нужно его трущиеся поверхности смочить скипидаром и раеходить его, после чего шейку смазать теплым салом.

2. Скобы

Скобы (рис. 256) имеют следующие части:

а) спинку (закругленная часть дужки),

Подпись: Рис. 266. Скоба б) лапки (прямые части дужки),

в) проушины (отверстия) для болта,

г) болт с головкой.

Болт удерживается или чекой, или шпилькой, пропущенной через него, ИЛИ гайкой, навинчиваемой на конец.

Самая слабая часть скобы — ее про­ушина.

•Рабочая нагрузка скобы приблизительно определяется по формуле

т> Й2

где d — диаметр стержня в см.

Если размеры даны в дюймах, то для прямой скобы P=sd2, и для закругленной Р—2,5-Р, где d — диаметр $ дюймах.

Приспособление, Состоящее из двух блоков с проведенным между ними и по их шкивам тросом, называется талями.

Назначение талей заключается в том, чтобы при подъеме тяжестей можно было приложить силу, меньшую, чем вес этой тяжести, тт е. добиться выигрыша в силе.

Подпись: Рис. 257. Схема подъема талями: п — м^сто закрепления верхнего блока, б — одношкивный блок; в — конец, за который тянут; г — первый конец; д — второй конец; е — одношкивный блок; як—груз При подъеме тяжестей непосредственно талями (рис. 257) выигрыш (теоретически) в силе зависит от числа шкивов в обоих блоках или от числа лопарей, на которых груз висит (не считая ходового). Если число шкивов в талях два, то сила выигрывается ‘ вдвое, если число шкивов три, то сила вы­игрывается втрое и т. д. Другими словами, если груз G висит на талях, положим, с двумя одношкивными блоками, то для удержания его в равновесии к ходовому лопарю талей гіадо приложить силу, вдвое меньшую, т. е. Р— 0,5 G.

Гаки '

Подпись: Рис. 258. Выгода применения талей тт. т

При тяге талями снастей (рис. 258), как это бывает обычно на судах, выигрыш в силе (теоретически) равен числу Шкивов + 1 или числу лопарей в талях вместе с ходовым. Если шкивов два, то сила выигрывается в 2 + 1, т. е. в три раза; если шкивов три, то сила выигрывается в з-f 1, т. е. в четыре раза, и т. д. Сравнивая эти системы талей, мы видим, что во втором случае (тяга снастей) сила выигрывается в большее число раз, чем в первом (подъем тяжестей). При этом тяга ходового лопаря талей направлена вниз и подвижный блок идет также вниз. В первом случае тяга ходового лопаря так же направлена вниз, как и во втором, а подвижный блок с тяжестью идет вверх. Отсюда следует, что больший выигрыш в силе получается тогда, когда подвижный блок перемещается в ту сторону, кудагнаправлена тяга.

Вот почему при надобности передвинуть груз в горизонтальном направлении, выгоднее закладывать тали так, чтобы тяга их была направлена в ту же сторону, в какую требуется переместить груз.

В действительности выигрыш в силе, при пользовании талями, бывает меньше теоретического, так как на преодоление жесткости тросов и трение в блоках необходимо приложить еще некоторую силу сверх требуемой для удержания. груза в равновесии.

Когда тали находятся в покое, то вес висящего на них груза распределяется равномерно на все лопари, и поэтому они испыты­вают одинаковое напряжение. При подъеме же груза наименьшее напряжение испытывает коренной лопарь талей. Следующий за

Гаки '

Рис. 259. Механические таїи

ним лопарь испытывает такое же напряжение, плюс трение одного шкива; третий лопарь имеет такое же напряжение, как коренной, плюс трение двух шкивов и т. д. Таким образом, при выбирании талей наибольшее напряжение падает на долю ходового лопаря, а наименьшее — на долю коренного, а при потравливании талей — наоборот.

На практике считают, что трение шкивов и жесткость тросов, в зависимости от толщины и материала последних, увеличивают общее напряжение талей на 0,1 С? (поднимаемого груза), на каждый шкив.

Если вес поднимаемого груза G, а Число шкивов п, то общее напряжение всех лопарей будет равно

G — f — 0,1 G-w,

т. е., другими словами, вес поднимаемого груза будет как бы увеличен на 0,1 G-n (произведение веса груза на число шкивов). уПолагая в талях два одношкивных блока, мы увидим, что для подъема груза G к ходовому лопарю надо приложить силу не 0,5 G, а

Подпись: G + 0,1 G х 2 2 J + 0,1 G = 0,6 G.

Наиболее часто применяются механические тали (рис. 259), состоящие из двух железных блоков и бесконечной цепи. Верхний блок имеет два шкива разных диаметров: один большой, другой меньший. Шкивы эти имеют общий нагель и представляют собой одно целое, так как изготовлены из одного куска металла. Кипы верхних шкивов имеют гнезда для звеньев цепи, которая проходит через эти шкивы и нижний одношкивный блок обыкновенного устройства. Преимуществом такого рода талей перед обыкновен­ными является возможность поднимать значительный груз при помощи сравнительно небольшой силы, а также перемещать груз (поднимать или опускать) по желанию на очень малую высоту и притом плавно, без сотрясений. Сверх этого выбирание или протравливание цепи можно прекратить в любой момент, и груз останется спокойно висеть на талях без необходимости крепить лопарь талей.

При обычном соотношении диаметров шкивов верхнего блока, равному ys, выигрыш в силе (теоретически) получается в 16 раз.

Описанные механические тали называются диференциаль — ными.

Допустимая нагрузка на тали обычно клеймится на них, так, например, если на блоках или ином месте будет клеймо 200 кг, то это значит, что этими талями можно поднимать груз не более 200 кг.