Мпикчш на

Отечественные беспилотные ми­шени в интересах ВМФ создавались в значительных количествах на базе устаревших или отслуживших іаран — 1ИИПЫЙ срок боевых противокора­бельных крыла пах ракеї ВМФ, например: РМ-5 (на базе ракет П-5). РМ-6 (на базе ракет типа Г1-6), РМ-15 и РМ-15М (па базе ракет семейства П-15), РМ-35 (па базе ракеї 11-35). 4К66РМ (па базе ракеты “Аметист"), ракет а-мнн1спы1а базе ракеї м “Мала­хит" и др.

Особенностями этих ракет-мише­ней являются: і раек тория полета, воспроизводящая траеыорню кора­бельных крылатых ракет потенци­ального противника; тип старта — надводный или подводный; возмож­ность за іповоіі стрельбы с одного и чп нескольких носиіслсй с навслснпсм па одну цель. Запуск ракет-мишеней для обеспечения учебно-боевых стрельб корабельных средств ПВО производился и производится со штатных пусковых усіаповок боевых кораблей ВМФ.

Обычно к участнюв двусторонних тактических учениях Военно-Морс­кого Флота привлекаются подводные лодки, надводные корабли, авиация и береговые ракетные часі и в составе однородных и разнородных соеди­нений. Учення сил флот а, как правило, проводятся в два этапа. На первом этапе от рабат ьіваюіся все элементы морского и противовоздушного боя с условным применением зенитного II ударного ракетного оружия и факти­ческим использованием радиотехни­ческих средств, средств разведки, целеуказания и радиоэлектронной

Беспи ютные мишени

Подпись:Мпикчш на

борьбы. Нанесение ударов крыла­тыми ракетами обозначается про­летом истребительной, штурмовой II морской ракетоносной авиации над кораблями Фактическое применение оружия осуществляется на втором этапе учений в отведенных для этого полигонах (районах) боевой подго­товки.

При выполнении зенитных ра­кетных стрельб и артиллерийских стрельб особое внимание обращается на выполнение требований по обес­печению безопасности. Точку прице — швання, іраекторіио полета и взаим­ное расположение стреляющих ко­раблей при выполнении стрельб по ракетам-мишеням па высотах 100 м и менее назначаются из расчета гаран­тированного обеспечения пролети ракет-мншеней на безопасном рас­стоянии от кораблей (ордера кораб­лей) с эеишнымн огневыми срсдс — ■ вами. Поражение ракет мишеней зенитными огневыми средствами кораблей осущссівляется на макси­мально возможных дальностях для обеспечения возможное) и повторных пусков ЭСНН1НЫХ ракет. При выпол­нении ракетных стрельб по ракетам — мшпеням, идущим на высотах менее 100 м. количество ЗУР для пуска по каждой РМ назначается из расчета уничтожения низко летящей пели с большой вероятностью. Зенитный ракетным и артиллерийский боезапас при ст рельбе по ннзколетяшим целям используется без ограничений. Обес­печивается надежное визуальное и радиолокационное наблюдение за ракетамн-мншенями с кораблей — носителей и кораблем, производящих зенитные стрельбы.

Так какдляупраплепня мишенями и контроля парамеїров их полсіа используются штатные средства корабс’н. ных нзшбереговых ракетных комплексов целесообразно кратко привести историю создания упомя­нутых ракетных комплексов и их разработчиков.

Противокорабельный комплекс реактивного вооружения “Дракон"” катеров с крылатой ракетой типа П-15 “■76,7-117 (самолет-снаряд П — 15|я, изделие 4К40 и 4К40Т152) разрабаты­вался по Постановлению СМ СССР от 18 августа 1955 года №1564ш — “■ ”. Головным разработчиком системы вооружения реактивного вооружения было КБ-1 (МКБ "Стрела’’, в насто-

Ракетный катер пр 205 с
пусковыми установками ракет
П-15 ангарного тина

Подпись: Погрузка ракеты 11-1$ на переходную балку при заряжении пусковой установки Подпись:

Подпись: Кры латая противокорабе льная ракета П-15

ящее время ЦКЬ “Алмаз”)*7, глав­ным конструктором был назначен Я. И.Павлов71,7*.

Ракета П-15 разрабатывалась в ОКБ-155-2 (фи шал ОКБ-155, в нас­тоящее время МКБ “Радуга”) под руководством г іавного копегру ктора А. Я.Березняка. Эскизный проект комплекса и ракет ы был рассмотрен п утвержден на Президиуме СМ СССР по ВПВ в июле-августе 1956 юда75.

Первоначально ракета имела дальность стрельбы 8-25 км. Для
ракеты П-15 в ОКБ-41 под руковод­ством главного конструктора Н. Е.На — умова разрабатывалась РЛГСН с дальностью действия 10-20 км. Раз­работка варианта ракеты П-15Т с тепловой ГСН была задана Распо­ряжением СМ СССР от 13 мая 1957 года №11050ч.

В НИИ-49 МСП для ракетных катеров с ракетами П-15 под руко­водством главного конструктора

В. А.Кучсрова" началась разработка РЛС “Рангоут", в которой впервые в

ВМФ СССР был использован зффекі загорнзонтного распространения радиоволн, позволяют!!!! обеспечить целеуказание ракетному комплексу на заданных дальностях.

Для ракеты П-15Тв НИН-10 под ру ководством глави л о конструктора Д. П. П авлова разраба гы ва. іасі. ТГС11

Испытания ракеті. і прово шлись на двух экспсрнметальных катерах пр. 183Э в 1957 году — первый пуск состоялся 16 октября 1957 года на Черном море. Первый пуск с наземной неподвижной пусковой установки состоялся 28 октября 1958 года7* Совмс :тные (сдаточные) испытания комплекса реактивного вооружения системь П-15 начались вест ябре 1958 года и были завершены к сеніябрю 1959 года с ракетами П-15. в октябре 1959 года — с ракетами П-15Т. Поста­новление о серийной постройке катсров-носнтслен проста 205 н 183Р

с крылатыми противокорабел…………..

ракетами П-15 вышло в 1959 году за №1329-639.

Ракешый комплекс с крылатой ракетой П-15 (4К40) п П-15Т(4К4(1Т), оснащенной фугасно-кумулятивной боевой частью, принят па вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июля 1960 года №269-109

По Постановлению СМ СССР от 9 января 1959 года №69-21 техническая документация по ракешому оружию П-15 была передана в Китай для организации производства ракет.

Ракеїа П-15 одна из немногих отечественных противокорабельных ракет была успешно использована в

Мпикчш на

Подпись:Мпикчш наПодпись: Транспортпая машина дія перевозки ракет типа П-15 на базе автомобиля ЗиЛ-15! (Польша, 1980-е годы)Мпикчш наПодпись: Тртаюртная машина •‘ля перевозки ракет типа П-15 У и П-! ■ /'V на базе автомобиля КрАЗ-255Б(ГДР, 1980-е годы) Противокорабеїьная крылатая ракета П-15 на транспорптой течежке

Транспортная машина для пере­возки ракет пита П-15 на базе автомобиля ЗиЛ-I ЗI (ГДР 1980-е годы)

боевых действиях: 1967 и в 1970 годах Египтом, в 1971 году Индией, в том числе и при стрельбе по радиоконт- растным наземным целям.

Развитием ракет П ■ 15 и П-І5Т стали ракеты П 15У и П-І5УТ с раскрывающимся посте старіа за пределами надстроек корабля несу­щим крылом. Во всем остальном, а также по системе бортовой аппа­ратуры управления и другим комп­лектующим изделиям ракеты П — 15У и П-І5УТ не имеют принципиальных отличий от ракет П-15 и П-І5Т. В корабельной части комплекса стар­товые установки ангарного типа заменялись на малогабаритные пус­ковые контейнеры. Работа прово­дилась по совместному решению ВМФ, Государственных комитетов по авиационной технике и судостроению за № С-8/ІІ42 о 7 июня 1961 года. После проведення испытании ком­плекс средств управляемого ракет­ного оружия с ракетами П-15У (П — І5УТ) был принят па вооружение ВМФ Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 мая 1964 года №451- 185.

В 1965 году на вооружение принята усовершенствованная ракета П-І5У со складным крылом, которая разме­щалась в пусковых контейнерах на катерах пр. 205У. В 1972-1975 годах на вооружение была принята сле­дующая модификация ракеты ГІ-15М, которая в составе комплекса П-15 размещалась на ракетных катерах пр. 205У, пр. 206МР, пр. 12411, а также па БРК пр. 56У, пр. 61М, пр. 61МЭ, пр. 1234Э. Сверхзвуковая крылатая раксіа П-І5М использовалась и в составе прошвокорабслыюго бере­гового ракетного комплекса "Рубеж”, разрабоїка которого была начата в 1970 году. Комплекс “Рубеж" принят на вооружение в 1978 году.

Подпись: 99невский плстион

Подпись: НЄБСКИЙ БАСТИОНМпикчш на

Подпись: 100

Ракета-мишень РМ-15 (РМ-15М), созданная па базе ракет семейства П-15, обладает дальностью действия до 80 км, полег совершается па высоз ах 25-50-100-200-300 ме гро в при скорости 320 м/с. Отражающая по­верхность мишени 0,3-1.7 ч2.

Стрельбы ракетами-мишенями РМ-15М на дальность, превыша­ющую тальпость прямой радиоло­кационной видимости, и ракетами — мишенячн PM-15 с ракетных катеров пр.205 мод. и пр. 205У производятся из назначенной і очки по заданному пелені у н на заданную дальность Стрельбы с ракетных катеров пр. 205, 205мод. ракезамн-мішісііямн РМ-15 и РМ-15М производятся только с контролирующим кораблем.

Работы по созданию крылатой ракеты П-5 с дальностью езрельбы 350 кч для вооружения подводных лодок заданы ОКБ-52 главного конст­руктора В. Н Челомея Постанов­лением Правительства 19 нюня 1955 года Бросковме испытания ракеты П-5 проводились на испытательной базе ОКБ в Фаустовс. Первый пуск ракеты П-5 состоялся 12 марта 1957 года с качающею стенда СН-49 на Белом море. С ПЛ пр. П-613 первый испытательный пуск состоялся 22

На спішках сверху вниз.

— пусковые установки ракет П-І5У контейнерного типа;

— противокорабельная крылатая ракета П-15У;

— противокорабечьная крьпатая ракета 11-І5М
ноября 1957 года с поли юна в Белом море

Ракет П-5 (4К34, 4К77) в осна­щении ф>гасноГі или ядерпон боевой частью принята па вооружение 19 июня 1959 года Постановлением СМ №0685-313.

Ракета на ПЛ гранспор і нровалась в герметичном контейнере, запол­ненном азотом. Время подъема 6 контейнеров на ПЛ пр. 659 на угол пуска — 14° — составляет 125 секунд.

В 1959 году создава шсь ракеты П-5СН с радиовысотомером, П-5М и П-5РТ с системой самонаведения, а также ракета П-5 с протнворадиоло — кационным покрытием В-10. Набазе ракеты П-5 создан фронтовой ракет­ный комп іекс ФКР с ракетой С-5.

Модернизированный вариант ра­кеты (самолета-снаряда) П-5 с увели­ченной дальностью стрельбы и улуч­шенной точностью попадання1’1 — П-5Д (4К95) — разрабатывался в ОКБ-52 с 1958 года. В состав бортовой аппаратуры был введен доплеровский измерите ть скорости и сноса, что по­высило точность стрельбы в 2-3 раза.

Летные испытания проходили в 1959-1961 годах с наземного стенда СМ-49 и самоходной ПУ 2П30. На заводе "Красное Сормово" с августа 1960 гола по сентябрь 1961 юла. ия испытаний ракеты по проекту 644-Д была переоборудована ПЛ проекта 644. Испытания, при которых было выполнено 9 пусков с подводной лодки, были завершены в 1961 году** Ракета П-5Д принята на вооружение 2 марта 1962 года.

Размещение ракет типа П-5 в составе корабельного ракетного комплекса предполагалось на под­водных лодках пр. 644, пр. 659, пр.675 и пр. 651, которые проектировались во второй половине 1950-х годов.

Ракета-мишень РМ-5Д (4К95, Р11 -5Д). созданная на базе противоко­рабельной крылатой ракеты П-5, обладает дальностью действия до 480 км, полет совершается на высоте 200 метров при скорости 350 м/с. Отра­жающая поверхность 5-7 м:.

Подпись: ! Іропшвокораое 1ышя крьиатая ракета П-5 Подпись:Мпикчш наПодпись:Подпись:Подпись:Мпикчш на

Подпись: 101

На базе противокорабельной ракеты П-6 создана ракета-мишепь

Подпись:Подпись:Подпись:полета РМ на траектории 100 меіров с подводных лодок производятся из назначенном точки по заданному пеленгу и на заданную дальность. Факт наведення телеуправляемой на траек­тории ракеты-мшнеин типа РМ-6 на корабль контролируется по изобра­жению на индикаторах наведения.

Разработка ракетного комплекса с загорнзонтным поражением над­водных целен, оснащенного крыла гой рэкетом (реактивным самолеюм — снарядом) П-6 (4К88), для воору жемия подводных лодок в ОКБ-52 главного конструктора В. Н Челомся началась по Постановлению СМ от 17 августа 1956 года44.

Ракета П-6 создана на базе планера ракеты П-5. Разработка системы управлення протнвокорабе іьііммн крылатыми ракетами с эагорнзонт — ным поражением надводных целен ком 11 ттскса ра кеті того оружия П -6 была поручена НИИ-49, главным конст­руктор М. В.Янковским (в 1961-1962 годах главным конструктором был назначен И А. Чарнн)44. Радиовнзнро — вание цели производилось через снаряд с помощью корабельном системы управления “Аргумент”, оснащенной специальной ск талион антенной.

При разработке комплекса ра­кет ного оружия впсрнис в мире была решена задача залповом стрельбы ИКР с избирательным поражением кораблей, находящихся в составе корабельных соединении. С одной подводной лодки можно было про­извести 4-х ракетный залп ракет П-6 Время залпа из 4-х ракет — 15 минут, а для 2-х залпов — 20-30 минут с у четом времени на всплытие, подготовку к пуску, запуск н доведение раксг до цели. Комп тексом аппаратуры обес­печивался одновременным обстрел одной цели не более 12 ракетами П-6 с разных носителем.

Старі ракет П-6 производился из поднятого контейнера при нахож­дении подводной лодки в надводном положеним. Выбор траектории полета ракеты зависел от дальности до цели, необходимости постоянного сопро­вождения цели по ответчику н обес­печения радиолокационного контакта стреляющей подводной лодки с целью через ракету. При обнаружении цели устройством визирования ракеты, она передавала радиолокационное изоб­ражение на корабль-носитель, іде пронзво тнлась обработка н оценка обстановки выбор главной цели и распределение ракет в залпе по целям ордера’’. Отработанное на корабле

Подпись: Разрабоїка само ісла-снаряда П-35'- г (4К44. изделие “Б" и “Д") пач.ыа в ОКБ-52 і.ілвною кон і- зукчора В.П.Челомся в августе 1956 Подпись:решение передавалось по радиолинии ив ракету для обеспечения ею атаки выбраипоп цели5. При захвате радио­локационным визиром ракезы П-6 назначенной пели по команде опера­тора с корабля-носителя ракеїв снижалась на малую высоту и осу — шествля іа самонаведение на задан­ную петь.

Постановлением Правії ісльства от июля 1959 года НПИ-49 быта поручена разработка станции “Мол­ния" с целью вьірабоїки ЛВ1ОІЮМП01 о целеуказания дія КР П-6 за счет использования явления тропосфер­ною рассеивания СВЧ радиоволн. Руководство работами было возло­жено на главною конструктора

А. П.Цветкова. В декабре 1969 гола станция "Молния" принята на воору­жение ВМФ для установки на ПЛ проектов 651 н 675“.

Мспьпання раксі проходити па полигоне под Ба іакзавой с декабря 1959 годи по июль I960 года. В феврале-июне I960 года на Госу­дарственном центратьном по пионе №4 (ГЦІІ-4) под Капустиным Яром успешно прошти автономные лсшо- коиструкторские испытания ракеты П-6 с бортовон аппарагурон в непол­ном комплектации — использовались ракеты без радиотехнической аппа­ратуры системы управления*4. На Государсівспном неп гра н. ном мор­ском полигоне (ГЦМП. пос. Нснокса) с июля по октябрь I960 года прово­дились лспю-копсірукторскіїс испы­тания ракетною комплекса с ПКР П-6 н снег смой управления в полной комплектации. После проведения работ по ЮПОЛНИІС іьной наземной отработке бортовон радиотехни­ческой апгглра туры бортовон систсхнл управлення (БСУ) ракеты П-6 н введению доработанной контрольно- проверочной аппараіурьі в авіусте — декабрс 1961 гола нспьплння бы ш продолжены". В мае-декабре 1962 года были проведены совместные береговые ислы гапня системы управ­ления в составе ракетного комплекса П-6. С подводных лодок пр. 651 (юловнон) и 675 (привлечено чеплре корабля) ракета П-6 проходи іа контрольные испытания с мая но декабрь 1963 года Всего га время раз шчных этапов испытаний вы­полнено 46 пусков ракет. После успешного завершения испытании ракетный комплекс П-6 26 нюня 1964 года прнпяі на вооружение подводных лодок ВМФ Позднее на вооружение был прнняі усовершенствованный вариант ракеты — П-6М (4К48).

года. Дія нсішіаннн ракет П-35 в ЦКБ-34 бы пі разработаны проекты степ юв — пусковых установок: одно — кои теПыерп 1.1 її СМ-81: трехкоп-

Характеристики противокорабельных крылатых ракет
Военно-Морского Флота, послуживших базой при создании ракет-мишеней


Подпись: Характеристики П-І5/П-І5У (4К40) П-І5М "Термит” П-5 (4К34, 4К77) П-5Д7 (4К95)1 Разработчик ОКБ-15 НПО "Радуга" ОКБ-52 ОКБ-52 Состояние в эксплуатации Размеры, м: - длина (габаритная) 5.8 / 5.8 6.5 10,8 10,8 - размах крыла 2.3-2.4 2,4 3.7 3,7 - диаметр фюзеляжа II ступени 0.76 / 0.78 0.78 1.0 1,0 - высота 1,58 1.58 Масса, кг - взлетная (стартовая) 2300 / 2500 2500 5200-5370 5360 - полетная 4300 4300 - пустой ракеты (II ступень) около 1500 около 1500 2880 Маршевый двигатель, тип: ЖРД ЖРД ТРД ТРД - марка С5.7222-7 С5.722 РД-26 РД-26 - разработчик ОКБ-2 ОКБ-2 НИИ-26 НИИ-26 - тяга, кг 515-1200 515-1200 2250 2250 - топливо ТГ-02 - АК-20К ТГ-02 ♦ АК-20К керосин Т-1 керосин Т-1 Тип стартового двигателя ПРД-307 ПРД-30 ПРД ПРД - тяга, кг . 36000 36000 36600 36600 Дальность полета, км 8-40 до 80 350 (400-500) 500-550(600) Скорость полета, м/с: 0.9М І.ЗМ 300-320 300-320 Высоты полета, м: - максимальная 100-400 100-400 300 (800-900) - в районе цели 150-300 Тип ПУ ангарная / контейнерная контейнерная контейнерная КАСУ "Клен-183Р’7 "Клен-205” "Юпитер” ”Клен-205"7 РЛС "Рангоут”7 Надводные корабли-носители І83Р. 205 205 (номера проектов) Подводные лодки-носители 613, 644. 646, 651. 613. 644. 659, 675, (номера проектов) 659, 665, 651. 665, 644Д 670 (700К), 675

Мпикчш на

тейнерныйСМ-82; одноконтейнерный СМ-Э142.

Крылья ракеты складывающиеся, автоматически раскрываются после старта. Телеуправление основано на принципе радиовизирования цели через снаряд, что дает возможность производить избирательное пораже­ние целей. Для целеуказаний комп­лексу используется авиационная система целеуказания “Успех” с самолетом ТУ-95РЦ или вертолетом Ка-25Ц.

Предварительные морские испы­тания комплекса с ракетой П-35 проходили на плавающем стенде (первый пуск — 21.10.1959) позднее — на Каспийском море, а Государственные

испытания на ракетном крейсере пр. 58 “Грозный” в 1963 году. В даль­нейшем испытания проводились с опытного судна ОС-15 на Каспийском море. і

Стрельба ракетами-мишенями РМ-35 основным способом выпол­няется непосредственно по кораблю с обеспечением полета на высотах 400, 4000 или 7000 м без снижения РМ на высоту 100 метров. Стрельбы РМ-35с высотой полета РМ на траектории 100 метров с подводных лодок произ­водятся из назначенной точки по заданному пеленгу и на заданную дальность. Факт наведения телеуп­равляемой на траектории ракеты — мишени типа РМ-35 на корабль

Примечание:

таблица составлена на основании материалов следующих публикаций:

1- Морской сборник №9-1997;

2 — Ф. И. Новоселов “Вооружение Военно — Морского Флота” — "Советская военная мощь ”, М: “Военный парад”. 1999:

3 — “Российская наука — Военно-морскому флоту ” под редакцией академика А. А. С арки — зова — “Наука”, М: 1997;

4 — “МКБ “Радуга ” — 45" — “Техника воздуш­ного флота

5 — “ЦМКБ “Алмаз” • 50 лет” — “Военный парад ” N95-1997;

6 — “Центральный научно-исследовательский институт “Гранит ” в событиях и датах за 75 лет”. СПб: ЦНИИ “Гранит”. 1996;

1 — “Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования*’, СПб: Галерея Принт, 1999;

8 — “Военно-морское историческое обозре — ние‘* №2-1997;

9 — COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute.

В графах таблицы "надводные корабли — носители" и "подводные лодки-носители" приведены номера проектов боевых кораблей и ПЛ, принятых на вооружение и нахо­дившихся только в разработке.

Противокорабельная крылатая ракета П-35


Характеристики противокорабельных крылатых ракет
Иосино Морского Флота. нос. пж шов их базой при создании ракет-лшптеиеи

Характеристики

П-6, П-6М (4К881-6. 4К48)

П-35

(4К44)

Аметист’" 1 (4К66)

П-120 ’Малахит" (4К85)в

Разработчик

ЦКБМ (ОКБ-52)

Состояние

в эксплуатации

Размеры. м

— длина (габаритная)

— размах крыла

— диаметр фюзеляжа II ступени

— высота

10.82

2,52

0.9

1,6

9.45-10,0г 2,67 (1.544) 1,5

8.2

0.552

9 15(8.84-9 0)

2,5

0.82

Масса, кг

— взлетная (стартовая)

— полетная

— пустой ракеты (II ступень)

5300

4035-4200

2330

3650

2700-2900

3800 (3300)г

Маршевый двигатель тип

— марка

— разработчик

— тяга, кг

— топливо

Тил стартового двигателя тяга, кг

ТРД

4Д48

керосин Т-1 ПРД

40000

ТРД

керосин ПРД 4Л44

РДТТ 293-П КБ-2 ГКАТ

ЛТС-2К1

РДТТ

РДТТ

ПРД 4Л85 (4Л86)

Дальность полета км

35-380 (450)

15-250 (80-350)

60-80»

15-110

Скорость полета, м/с

1.3М

500

ЗЮ2

0.9М

Высоты полета, м. — максимальная □ районе цели

400-7500

100

100/4000/7000 100

60

60

Тип ПУ

СМ-77

контейнерная ■ СМ-70, СМ81. СМ-82, КТ-82, КТ-35-1134

ТПК

СМ-97. СМ-101 СМ107

контейнерная

КАСУ

‘Агрумент»

"Бином-1134" "Аргонавт-35"

"Дельфин"

Надводные корабли-носители (номера проектов)

901, 63

901, 902. 58, 61 Б, 1134, 64. 159Р

1231

1234 12341, 1240

Подводные лодки-носители (номера проектов)

675, 675У, 683 651 651 А.610

661.661М684 686 (705А), 669. 670, 613АД

670М 686 (705А). 688

Мпикчш наПодпись: Размещение противокорабельной крылатой ракеты П-35 в пусковой установке (макет)

коитролнр>стся по изображению на индикаторах наведения.

Постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 2 июля 1958 года и от I апреля 1959 года №363-470 задана разработка ракетного комплекса с твердотопливном КР “Аметист" (4К66) с подводным стартом для вооружения подводных лодок про­ектов 661 н 670 Впервые был создан по шостыо автоматизированным комплекс ракетного оружия для подводных лодок — автономная бор — юнля снсісма управлення ракеты “Аметист” решает задачу избира­тельного поражения цели ‘ радиоло­кационная головка самонаведення позволяет выборочно поражать наи­более крупные цели. После выхода ракеты нз пусковой установки она осуществляла автономный полет на малой высоте к це ш с самонаведением на конечном участке траектории Система управления разрабат ывалась в НИН-49 под руководством главных копсірукторов системы управления

Подпись: Противокорабельная крьиатаяракета "Аметист" Подпись:комплекса в целом Б. А Митрофанова и С. Т.Зайцсва.

Для выдачи целеуказания ракет­ному комплексу использовалась система управления стрельбой проти­володочным оружием “Брест", соз­данная в 1967 году ЦНИИ АП сов местно с заводом им. А. А.Кулакова под руководством главного конст­руктора Т. Н.Шереметьева4′. Для целеуказания используется ГАС “Рубии” с дальностью шумопелсиго — вання крупные подводных целей до 150 км

Разработка неподвижного и под — ви жного стендов для исп ыта кия ракет “Аметист" и проекта переоборудо­вания ПЛ производилась в ЦКБ-16 под руководством Н Н Исаннна. С июля 1961 года по июль 1962 года на ГЦП-4 под Капустиным Яром и на мысе Фиолеит под Севастополем были проведены ЛКИ крылатой ракеты “Аметист” с наземного и притапли — ваемого стендов для отработки движения ракеты иа подводном и начальном воздушном участках старта44. Испытания ракеты “Аме­тист” с подвижного стенда — переобо­рудованной подводной лодки проекта 61 ЗА проводились с ноября 1962 года по октябрь 1966 года на полигоне под Феодосией44. ЛКИ и СЛИ комплекса были завершены в сентябре 1966 года. В шотс-иоябре 1967 года во время сдачи головной подводной лодки пр. 670 проведены Государственные испытания ракеты девятью пусками. После успешного завершения испы­таний ракетный комплекс “Аметист" принят на вооружение подводных лодок ВМФ

В августе 1970 года во время учений Северного флота с подводной лодки пр. 670, находившоїся в Белом море, был произведен успешный залп шестью крылатыми ракетами “Аме­тист"44.

В декабре 1970 года успешно проведены Государственные испы­тания ракетного комплекса “Аметист" с подводной лодки пр. 66144.

На базе противокорабельной ракеты “Аметист” создана ракета — мишень 4К66РМ Стрельбы с подвод­ных лодок РМ “Аметист” произво­дятся только с контролирующим кораблем.

Разработка противокорабельной крылатой ракеты П-120(4К85) “Мала­хит” началась под руководством главного конструктора В Н Челомея в 1962 году, Посзановленис СМ па разработку №250-89 вышло 28 фев­раля 1963 года. В 1964 году был

Подпись: Ракетный катер пр. 206МР Подпись: Противокорабельная крыютаяракета "Малахит"Подпись:Мпикчш навыполнен эскизным проект ракеты, оснащенном инерциальной системой управления с комбинированной (ак — I іншая РЛГСН н инфракрасная ГСН, разработчик — НПО “Альтаир”) системой самонаведения со стартом нз подводного положения из кон­тейнера заполненного водой ("мок­рый стар г”).

Для испытаний ракеты, прово­дившихся в 1963-1968 годах, был разрабо іанпроект переоборудования стенда Г1С-А, созданного для испы­тания ракет “Аметист”, под Г1КР "Малахиг” — стенд ПС-120 (разработ­чик ЦПБ "Волна”, їлавньїн консі — руктор Я Е. Евграфов1). Испытания ракеты проходили с 25 сентября 1968 года, в 19691 оду раке і а испытывалась с лої руженного на 50 м стенда, позднее нспыт ання был п продо. гженые боевых кораблем.

В 1970-1972 годах комплекс прохо­дил испытания с малого ракетною корабля пр. 1234 (“Буря”) с пусками из ПУ типа КТ-120-1234, а в 1974-1975 годах с ПЛ пр. 670М с пусками нз ПУ СМ-156 (пусковой контейнер КТ-84) под углами старта около 32”.

Ракета П-І20, выпускавшаяся на таволс нм. С. А.Лавочкина принята на вооружение 17 марта 1972 тди для надводных ракетных кораблей пр. 1234 м 21 ноября 1973 года для ПЛ пр. 670М

Стрельба РМ "Мала. хіп”, создан­ными на базе боевых ракет, на дальность прямой радиолокационной видимости производится при радио­локационном сопровождении кораб­ля, ведущего раке німе стрельбы, с введением поправки в пеленге стрель бы. Стрельбы ракетами-мишенями "Малахит” с подводных лодок (произ­водя ІСЯ только с контролирующим кораблем) и с малых ракетных ко­раблей производятся нз назначенной ■очки по заданному пеленгу и па заданную да пдюсть.

Следует отмешть, что мишени, переоборудованные из боевых ракеї н предназначенные для обеспечения стрс 11.6 корабельных зенитных комп­лексов, несмотря на инертное сна­ряжение н отсутсіине бортовой системы самонаведения гем не менее несут потенциальную опасность для кораблей.

Так, например, при проведении учебно боевых стрельб кораблями Тихоокеанского флота в 1987 юду из — за с течения ряда событий и нарушения требований техники безопасности произошла катастрофа — раксга
мишень типа РМ-15 поразила малый ракетный корабль проекта 1234 "Муссон". Кинетическойзнсрі пн РМ хватило для частичного разрушения
корабля, разлившиеся остатки ком­понентов ракет ного топлива привези к пожару, по шос і ью унич і ожившему корабль.

Мпикчш на