Развитие авиационных средств спасения
Современные средства аварийного спасения экипажей летательных аппаратов представляют собой сложные автоматизированные технические комплексы. Они должны обеспечивать безопасность экипажей после попадания их в воздушный поток, при приземлении, а также выживание экипажей до обнаружения их поисковыми командами.
В настоящее время наиболее распространенными средствами спасения являются катапультные кресла, которые могут обеспечивать спасение на всех реальных скоростях и высотах покидания летательного аппарата, в том числе на предельно малых высотах и даже из перевернутого положения самолета.
Основные трудности при создании таких средств спасения вызваны ограниченными физиологическими возможностями человеческого организма в условиях воздействия на него ударных перегрузок катапультирования, что усложняет решение ряда конструкторских проблем. К ним относятся: автоматизация процесса катапультирования, создание энергодатчиков, обеспечивающих наиболее выгодный по величине и направлению, вектор тяги; создание средств стабилизации, надежной защиты летчика от воздействия скоростного напора.
Как известно, при разгерметизации кабины давление в ней может упасть до давления окружающей среды в доли секунды. При полетах на высоте более 19 000 м в случае разгерметизации кабины давление составит 626,6 Па (47 мм рт. ст.), что соответствует давлению, при котором жидкость, содержащаяся в тканях организма человека, закипает. В связи с этим для сохранения жизни летчика было создано специальное высотное снаряжение. Его использование в качестве защитного средства от напора набегающего потока воздуха позволило расширить диапазон применения катапультных кресел как по высоте, так и по скорости.
Непрерывное развитие самолетостроения, увеличение скоростей и высот полета, изменение тактики применения истребительной авиации, повышение маневренности самолетов приводят к усложнению различных бортовых систем и увеличению их числа
з
на самолетах. Происходит это параллельно с повышением надежности указанных систем и самолетов в целом. Однако практически всегда остается вероятность какого-либо повреждения, в результате которого дальнейший полет становится невозможным.
Многолетний опыт эксплуатации боевых самолетов подтверждает, что, как бы ни были совершенны бортовые системы, и в тренировочных, и в боевых полетах необходимость в покидании самолета для спасения жизни человека остается. Предусмотреть же положение самолета в воздухе в момент его покидания зачастую бывает невозможно.
Летчикам в полете не всегда удается определить причину возникновения аварийной ситуации. Часто, пытаясь ее найти, они теряют драгоценное время. В результате этого аварийные покидания самолетов нередко происходят в быстро усложняющихся условиях, а иногда уже за пределами реальных возможностей средств спасения. Все это доказывает необходимость высокоэффективных многорежимных автоматизированных средств спасения.
В настоящее время число источников информации, имеющихся в отечественной литературе по этой тематике, невелико. Наиболее полными фактически являются лишь две книги: «Основы расчета и конструирования парашютов» Лобанова Н. А. и «Средства спасения экипажа самолета» Алексеева С. М. и др., выпущенные издательством «Машиностроение» в период с 1961 по 1975 гг. (вторая была переиздана в 1975 г.).
Помещенные во второй книге материалы по методам расчета аэродинамики, динамики, баллистики, прочности катапультных кресел и их элементов могут с успехом быть использованы и в настоящее время.
Конструкция катапультных кресел, их автоматика, энергодатчики, средства стабилизации и ряд других агрегатов претерпели за последние годы большие изменения и имеют новые, более эффективные технические решения и рекомендации. В настоящей книге эти вопросы рассмотрены с позиций сегодняшнего дня с перспективой на будущее.
Средства спасения путем катапультирования имеют относительно короткую историю (около 50-ти лет), однако накопленный опыт разработки и эксплуатации их достаточен для того, чтобы выбрать оптимальные параметры характеристик кресла, обеспечивающие надежное спасение экипажей.
Конечно, технические возможности любой системы не безграничны, но стремление к максимальной эффективности вполне естественно, тем более в столь важном и благородном деле, как спасение человека.
Из приведенных в книге материалов будет видно, что в современных катапультных креслах использованы пока далеко не
все технические возможности. Использование средств, повышающих эффективность кресла, позволяет утверждать, что именно они еще долгое время будут единственным средством спасения экипажа самолета, попавшего в аварийную ситуацию.
Кратко рассматриваются в книге и технические проблемы обеспечения спасения экипажей вертолетов. В случае их аварий условия покидания экипажем машины значительно затруднены из-за наличия над кабиной вертолета вращающихся лопастей винта.
Термины в описаниях отечественных катапультных кресел, созданных до 1973 г., и зарубежных катапультных кресел могут не совпадать с ГОСТ 22284—76 «Установки катапультные».
Авторы благодарят рецензентов канд. техн. наук Н. В. Кирсанова и С. В. Дроздова за замечания, направленные на повышение качества рукописи, а также С. М. Алексеева, А. А. Чумачен — ко, В. В. Бардонова, В. А. Архипова и С. А. Плясункова за полезные советы, сделанные ими по содержанию книги.