Развитие авиационных средств спасения

Современные средства аварийного спасения экипажей летательных аппаратов представляют собой сложные автоматизиро­ванные технические комплексы. Они должны обеспечивать безо­пасность экипажей после попадания их в воздушный поток, при приземлении, а также выживание экипажей до обнаружения их поисковыми командами.

В настоящее время наиболее распространенными средствами спасения являются катапультные кресла, которые могут обеспе­чивать спасение на всех реальных скоростях и высотах покидания летательного аппарата, в том числе на предельно малых высотах и даже из перевернутого положения самолета.

Основные трудности при создании таких средств спасения вызваны ограниченными физиологическими возможностями чело­веческого организма в условиях воздействия на него ударных пе­регрузок катапультирования, что усложняет решение ряда конст­рукторских проблем. К ним относятся: автоматизация процесса ка­тапультирования, создание энергодатчиков, обеспечивающих наи­более выгодный по величине и направлению, вектор тяги; созда­ние средств стабилизации, надежной защиты летчика от воздей­ствия скоростного напора.

Как известно, при разгерметизации кабины давление в ней может упасть до давления окружающей среды в доли секунды. При полетах на высоте более 19 000 м в случае разгермети­зации кабины давление составит 626,6 Па (47 мм рт. ст.), что соответствует давлению, при котором жидкость, содержащаяся в тканях организма человека, закипает. В связи с этим для сохра­нения жизни летчика было создано специальное высотное сна­ряжение. Его использование в качестве защитного средства от на­пора набегающего потока воздуха позволило расширить диапазон применения катапультных кресел как по высоте, так и по ско­рости.

Непрерывное развитие самолетостроения, увеличение скорос­тей и высот полета, изменение тактики применения истребитель­ной авиации, повышение маневренности самолетов приводят к усложнению различных бортовых систем и увеличению их числа

з

на самолетах. Происходит это параллельно с повышением на­дежности указанных систем и самолетов в целом. Однако практи­чески всегда остается вероятность какого-либо повреждения, в результате которого дальнейший полет становится невоз­можным.

Многолетний опыт эксплуатации боевых самолетов подтвер­ждает, что, как бы ни были совершенны бортовые системы, и в тренировочных, и в боевых полетах необходимость в поки­дании самолета для спасения жизни человека остается. Предус­мотреть же положение самолета в воздухе в момент его покидания зачастую бывает невозможно.

Летчикам в полете не всегда удается определить причину возникновения аварийной ситуации. Часто, пытаясь ее найти, они теряют драгоценное время. В результате этого аварийные поки­дания самолетов нередко происходят в быстро усложняющихся условиях, а иногда уже за пределами реальных возможностей средств спасения. Все это доказывает необходимость высоко­эффективных многорежимных автоматизированных средств спа­сения.

В настоящее время число источников информации, имеющихся в отечественной литературе по этой тематике, невелико. Наиболее полными фактически являются лишь две книги: «Основы расчета и конструирования парашютов» Лобанова Н. А. и «Средства спасения экипажа самолета» Алексеева С. М. и др., выпущенные издательством «Машиностроение» в период с 1961 по 1975 гг. (вторая была переиздана в 1975 г.).

Помещенные во второй книге материалы по методам расчета аэродинамики, динамики, баллистики, прочности катапультных кресел и их элементов могут с успехом быть использованы и в настоящее время.

Конструкция катапультных кресел, их автоматика, энергодат­чики, средства стабилизации и ряд других агрегатов претерпе­ли за последние годы большие изменения и имеют новые, более эффективные технические решения и рекомендации. В настоящей книге эти вопросы рассмотрены с позиций сегодняшнего дня с перспективой на будущее.

Средства спасения путем катапультирования имеют относи­тельно короткую историю (около 50-ти лет), однако накопленный опыт разработки и эксплуатации их достаточен для того, чтобы выбрать оптимальные параметры характеристик кресла, обеспечи­вающие надежное спасение экипажей.

Конечно, технические возможности любой системы не безгра­ничны, но стремление к максимальной эффективности вполне есте­ственно, тем более в столь важном и благородном деле, как спасение человека.

Из приведенных в книге материалов будет видно, что в современных катапультных креслах использованы пока далеко не

все технические возможности. Использование средств, повышаю­щих эффективность кресла, позволяет утверждать, что именно они еще долгое время будут единственным средством спасения экипа­жа самолета, попавшего в аварийную ситуацию.

Кратко рассматриваются в книге и технические проблемы обеспечения спасения экипажей вертолетов. В случае их аварий условия покидания экипажем машины значительно затруднены из-за наличия над кабиной вертолета вращающихся лопастей винта.

Термины в описаниях отечественных катапультных кресел, созданных до 1973 г., и зарубежных катапультных кресел могут не совпадать с ГОСТ 22284—76 «Установки катапульт­ные».

Авторы благодарят рецензентов канд. техн. наук Н. В. Кир­санова и С. В. Дроздова за замечания, направленные на повы­шение качества рукописи, а также С. М. Алексеева, А. А. Чумачен — ко, В. В. Бардонова, В. А. Архипова и С. А. Плясункова за полез­ные советы, сделанные ими по содержанию книги.