Статистические мето­ды оценки состояния авиационной техники

Оценке состояния авиационной техники посвящено немало исследований. Внимание их авторов в основном сосредоточено на выборе параметров, измеряя которые можно достоверно судить о состоянии изделий авиаци­онной техники и способах организации контроля состоя­ния. В большинстве исследований используются вероят­ностные модели связи состояния изделий с измеряемыми параметрами. Однако собрать сведения, достаточные для точного задания параметров таких моделей, как правило, не удается. Возникшие здесь трудности моле­но успешно преодолеть, используя приемы современной математической статистики для идентификации моделей связи состояния с результатами эксплуатационного контроля. Соответствующие исследования в прилолеении к оценке состояния авиационной техники в течение ря­да лет проводились авторами книги.

Статистические методы анализа собранных в эксплу­атации данных прочно вошли в арсенал средств, ис­пользуемых и работниками исследовательских органи­заций гражданской авиации, и июкенерами специализи­рованных подразделений по наделсности авиационной техники крупных авиационных предприятий. Эта отрасль знаний в последнее время активно развивается. С неко­торыми новыми достижениями, апробированными при анализе наделсности авиационной техники и изучении изменения ее состояния в эксплуатации авторы хотели бы познакомить читателя в этой книге.

Замысел книги и предмет исследования предопреде­лили широкое использование в ней математических ме­тодов. Авторы не стремились, однако, к строгим мате­матическим доказательствам в излагаемом материале, считая, что заинтересованный читатель сможет найти их в публикациях, на которые в тексте есть ссылки. Разделы математики, не вошедшие в программы подго­товки инженеров ГА, в книге не использовались.

з

Первая глава посвящена постановке задач и кратко­му изложению некоторых сведений из классической тео­рии надежности и математической статистики, которые необходимы для дальнейшего чтения книги. Содержание следующих двух глав составляет методика использова­ния результатов эксплуатационного контроля для опи­сания состояния авиационной техники. В них показано, как оценить состояние авиационной техники по сведе­ниям об изменении ее параметров в эксплуатации, и да­ны способы прогнозирования значений этих параметров.

В книге приводятся статистические методы, позволя­ющие оценить старение авиационной техники в эксплуа­тации по сведениям о ее отказах. Эти материалы бази­руются на современных исследованиях в области надеж­ности и ■ на математических методах ее оценивания. Применяемый аппарат построения оценок по цензури­рованным выборкам дает возможность получить харак­теристики изменения надежности с ростом наработки по сведениям,’ условия сбора которых значительно отлича­ются от условий проведения специальных испытаний на надежность. Отличительной чертой предлагаемых в книге методик является использование в качестве исход­ных данных только тех сведений, которые собираются в эксплуатирующих предприятиях гражданской ‘авиации.

Предложенные методы статистического анализа со­стояния авиационной техники ориентированы на обра­ботку с помощью ЭВМ больших массивов собираемых в эксплуатации данных. Опыт построения специализи­рованных вычислительных систем гражданской авиации для обработки таких данных нашел отражение в по­следней главе книги. В ней рассмотрены вопросы опти­мизация структуры базы данных и информационного обеспечения вычислительной системы, реализующей алгоритмы статистического анализа.