Особенности эксплуатации вертолетов

С появлением в эксплуатации вертолетов летный и инже­нерно-технический состав, ранее имевший дело с самолета­ми, встретил ряд трудностей, так как в эксплуатации появились новые агрегаты, которых ранее на самолетах во­обще не было (несущий винт, автомат перекоса, редукторы, валы трансмиссии, рулевой винт, загрузочные механизмы управления и т. п.). На приборной доске вертолета появился ряд специальных приборов, которых не было на самолетах, например сдвоенный счетчик оборотов несущего винта и двигателя, указатель общего шага несущего винта и др. Кроме того, показания ряда «самолетных» приборов, уста­новленных на вертолете, — авиагоризонта или указателя скорости — стали иными, непривычными для летчика, ранее летавшего только на самолетах.

Все это потребовало от эксплуатационников выработки специфических способов и методов технического обслужи­вания и эксплуатации новых агрегатов и приборов, чтобы обеспечить правильную и безотказную их работу в полете.

Но не только появление в эксплуатации агрегатов и при­боров, присущих вертолетам, определило возникновение особых способов их обслуживания и использования. Суще­ственное, если не решающее, значение в деле эксплуатации вертолетов имеют характерные только для этих аппаратов нагрузки, возникающие в силовых элементах конструкции и определяющие их прочность.

Вращающийся несущий винт вертолета является по­стоянным источником самых разнообразных вибраций, а также периодически действующих и знакопеременных на­грузок различной частоты и величины. Эти вибрации и на­грузки являются постоянным источником знакопеременных напряжений в узлах конструкции, которая при этом, как принято говорить, работает «на усталость».

Такое своеобразие напряжений в наиболее ответствен­ных агрегатах и узлах вертолета — лопастях несущего и ру­левого винтов, агрегатах трансмиссии и управления — при­ближает вертолеты по характеру работы их конструкции ближе к двигателям, чем к самолетам. Это обстоятельство еще более усиливается большим числом установленных на вертолет вращающихся и трущихся узлов и деталей (редук­торы, валы трансмиссии, автомат перекоса и т. п.). Поэтому агрегаты вертолетов, работающие при переменных нагруз­ках, до проведения летных испытаний обязательно подвер­гаются специальным испытаниям.

Однако в практике эксплуатации вертолетов за рубежом встречаются случаи появления усталостного разрушения отдельных узлов вертолетов даже после успешного прохо­ждения ими всех видов испытаний. Это происходит из-за невозможности достаточно точного расчета и выявления величины всех фактически действующих на узлы вертолета динамических напряжений и, следовательно, изменения ха­рактера действия некоторых нагрузок на отдельных экзем­плярах вертолетов в зависимости от специфических усло­вий их эксплуатации и изготовления.

Указанные обстоятельства вызывают необходимость при эксплуатации постоянно следить за сохранением точности регулировки всех частей и агрегатов вертолета, системати­чески проверять ее и тем самым своевременно предупре­ждать возможность усталостного разрушения отдельных элементов их конструкции. Для осуществления проверки точности регулировки частей и агрегатов в эксплуатации

появился ряд приборов и приспособлений, ранее не приме­нявшихся при техническом обслуживании самолетов.

Определенное своеобразие Енесли вертолеты также и в такой элемент эксплуатации, как опробование двигателя. Как известно, вертолет обладает свойством взлетать вер­тикально, а следовательно, если попытаться произвести опробование двигателя на полной мощности при включен­ном несущем винте, то благодаря подъемной силе, разви­ваемой при вращении винта, вертолет отделится от земли и взлетит. Во избежание этого опробование двигателя произ­водится на вертолете, укрепленном к земле при помощи спе­циальных приспособлений, как говорят «на привязи», пре­пятствующей взлету вертолета в процессе опробования дви­гателя. *

Своеобразен и запуск двигателя на вертолете. На само­лете с поршневым или турбовинтовым двигателем запуск двигателя производится с воздушным винтом, находящимся на его валу. На вертолете запуск двигателя приходится производить с отключенным несущим винтом и включение его осуществлять лишь после прогрева двигателя и обеспе­чения его устойчивой работы на определенной мощности, достаточной для вращения несущего винта. На некоторых вертолетах приведение в движение несущего винта (или, что более правильно, включение трансмиссии, так как одно­временно с несущим винтом приводятся в движение все валы трансмиссии, редукторы и рулевой винт) осущест­вляется механически, ручным приводом, на других вертоле­тах— электрическим или гидравлическим приводом. Но этот элемент, как и ряд других, приведенных выше, является специфическим лишь для вертолета и будет подробно разо­бран при дальнейшем изложении.

Особое место при эксплуатации вертолетов занимают работы по регулировке и обеспечению надежной эксплуата­ции несущего винта. Несущий винт, являясь основным агре­гатом любого вертолета, требует наиболее тщательной регу­лировки и постоянного внимания при техническом обслужи­вании. При регулировке несущего винта применяются ори­гинальные приспособления и даже оптические приборы, ко­торые никогда не употреблялись при эксплуатации самоле­тов. Так, например, для установки валов трансмиссии, регулировки углов отклонения тарелки автомата перекоса и для ряда других работ применяется оптический угломер. Специальное приспособление используется также при про­верке соконусности лопастей несущего винта.

Это перечисление можно было бы продолжить, однако авторы считают целосообразным во введении ограничиться лишь этими краткими замечаниями с тем, чтобы в дальней­шем достаточно подробно остановиться на всех новых эле­ментах эксплуатации и технического обслуживания верто­летов.

Авторы считают своим долгом выразить благодарность тов. Лаписову В. П., просмотревшему данный труд и сде­лавшему ряд полезных замечаний по его содержанию.

Авторы будут^признательны всем лицам, которые поже­лают выразить свое мнение о данной книге и высказать свои критические замечания.