ПРОИЗВОДСТВО ДЕРЕВЯННЫХ САМОЛЕТОВ

Широкое применение древесины в самолетостроении давно уже тре­бовало появления достаточно полного руководства по изготовлению деталей и агрегатов деревянных самолетов.

Авторы настоящей книги задались целью осветить все стороны ‘ производства деревянных самолетов, начиная с древесных материалов и кончая технологией лакокрасочных покрытий готовых агрегатов.

Из древесных материалов подробнее описаны те, которые находят наибольшее, применение в самолетостроении, причем, чтобы не загру­жать книгу излишними сведениями, охарактеризованы только те свой­ства, которые в первую очередь интересуют самолетостроителя.

Для правильного использования инструментов и станков при меха­нической обработке древесины в книгу включены основные сведения по теории резания древесины. Ори описании деревообрабатывающих станков рассмотрены долько, те из них, которые получили широкое при­менение в самоле^троеййи, причем приведены принципиальные схе­мы и характеристик^, одного-двух станков каждой группы. Описана также наладка стац^Ьв, ‘обеспечивающая их нормальную работу.

В главе «Склейка древесных материалов» приведены характери­стики не только применяемых сейчас в самолетостроении клеев (казеи­нового и смоляных), но также карбинольного и карбамидных клеев, так как в ближайшее время эти клеи могут найти широкое применение.

Методы выклейки обшивок из шпона описаны в той последователь­ности, в какой они применялись, начиная с гвоздевого метода и кончая методом котловой выклейки.

Так как подогрев, резко уменьшающий цикл производства изделий, является в настоящее время составной частью технологического про­цесса при изготовлении подавляющего большинства клееных заготовок, деталей й агрегатов, то авторы уделили много места описанию раз­личных способов подогрева, причем более подробно рассмотрен кон­тактный электроподогрев как основной способ подогрева при произ­водстве деревянных агрегатов самолета.

Технология изготовления деталей и сборки агрегатов самолета описана в соответствии с поточным методом производства и с учетом взаимозаменяемости, т. е. на основе передовой техники самолетострое*

ния. В книге описан также ©первые применяемый в производстве блоч­ный способ изготовления элементарных я узловых деталей.

Прн рассмотрении сборки агрегатов особое внимание уделено рас­члененной сборке как наиболее эффективной и зарекомендовавшей себя при производстве самолетов.

Технология нанесения лакокрасочных покрытий описана в соответ­ствии с действующими инструкциями, причем рассмотрены принципы механизированной окраски и описаны конвейерные тележки для окра­ски консоли крыла.

При поточном методе производства самолетов и при конвейерной сборке основных агрегатов транспортные операции тесно переплетают­ся с технологическими и поэтому хорошее знание внутризаводского транспорта обязательно для руководящего заводского работникаУПо этим соображениям авторы ввели в книгу главу «Внутризаводский транспорт», в которой кратко описаны применяемые в самолетострое­нии способы межцеховой и внутрицеховой транспортировки ч материа­лов, деталей и агрегатов.

При составлении настоящей книги — охвачен одень большой круг вопросов, причем по многим разделам приходилось использовать раз­розненные материалы в виде производственных инструкций, отчетов, журнальных статен и часто брать материал непосредственно с произ­водственных участков. Подобная работа выходит впервые н, возможно, не лишена недостатков. Все замечания читателей будут приняты авто­рами с благодарностью.