Производство широкофюзеляжных самолетов в США

22 декабря 1976 г. совершил свой первый полет советский самолет-аэробус Ил-86 на 350 пассажиров, созданный в чрезвычайно короткий срок в конструкторском бюро, возглавляемом Героем Социалистического Труда Г. В. Новожиловым.

На самолете установлено четыре турбореактивных двигателя, конструкция которых разработана под руководством Героя Социалистического Труда, академика Н. Д. Кузнецова. Эти двига­тели имеют отличные характеристики тяги, они экономичны, на­дежны и имеют хороший ресурс.

Первым в мире широкофюзеляжным самолетом был советский, самолет Ан-22 («Антей»), созданный коллективом конструкторов и производственников под руководством Героя Социалистического Труда, академика О. К — Антонова.

За границей уже несколько лет эксплуатируются американские широкофюзеляжные самолеты [5] В-747, L-1011 «Тристар» и DC-10 и европейский самолет-аэробус А-300В.

Все широкофюзеляжные самолеты имеют диаметр фюзеляжа ~6 м.

Создание самолетов-гигантов и использование их для перевозок пассажиров было вызвано .бурным ростом авиаперевозок во всех экономически развитых странах.

Объем воздушных перевозок в капиталистических странах за последние 20 лет увеличивался в среднем на 14% в год, что харак­теризует авиацию, как одну из наиболее быстроразвивающихся отраслей транспорта. Прогнозы начала шестидесятых годов пока­зывали, что к 1976 г. объем пассажирских перевозок в капиталис­тических странах должен возрасти в три раза, а объем грузовых перевозок — в шесть — восемь раз по сравнению с 1966 г.

Эксплуатировавшиеся в тот период самолеты не могли удовлет­ворить потребностям увеличивающегося роста перевозок и неизбеж­но привели бы к образованию «пробок» в аэропортах в часы «пик». Подсчитано, что к 1980 г. потребовалось бы 24 млн. самолето-выле­тов в год. Фирма «Боинг» одной из первых приступила к созданию нового поколения гражданских транспортных реактивных самоле­тов большой вместимости и дальности полета В-747. Фирмы «М. ак —

доннел — Дуглас» и «Локхид» также осуществили программу стро­ительства такого же класса самолетов DC-10 и L-1011, получивших название «широкофюзеляжных».

Ввод в эксплуатацию подобного класса самолетов позволяет избежать перегрузки аэропортов благодаря резкому сокращению количества самолетов-вылетов.

Проектирование широкофюзеляжного самолета В-747 было на­чато в июле 1965 г., а летные испытания — в феврале 1969 г. С ян­варя 1970 г. до середины 1978 г. фирма «Боинг» поставила заказчи­кам 330 самолетов В-747. Три крупнейшие авиационные корпора­ции США, изготавливающие широкофюзеляжные самолеты — «Боинг», «ЇЧакдоннелл — Дуглас» и «Локхид»,—в начале 1973 г. имели заказы на 618 самолетов В-747, DC-10 и L-1011.

Создание широкофюзеляжных самолетов стало возможным бла­годаря разработке новых мощных турбореактивных двигателей (ТРД) с большим коэффициентом двухконтурности, обладающими большой взлетной и крейсерской тягой, меньшим удельным расхо­дом топлива и обеспечивающими большую дальность полета, боль­шую тяговооруженность и более низкий уровень шума.

Три крупнейшие двпгателеетроительиые фирмы «Роллс-Ройс» (Великобритания), «Дженерал электрик» (США) и «Пратт-Уитни» (США) создали примерно в одно и то же время двигатели RB-211, CF-6 и JT9, близкие по своим эксплуатационным данным. Эти дви­гатели развивают тягу порядка 20 тс и обладают высокими эконо­мическими показателями. Двигатель фирмы «Роллс-Ройс» предназ­начался, в частности, для широкофюзеляжного самолета «Тристар» L-1011 фирмы «Локхид». В настоящее время находятся в эксплуа­тации модификации самолета В-747 с двигателями RB-211.

Разработка и производство широкофюзеляжных самолетов име­ют хорошую перспективу, поэтому понятен интерес, проявляемый к этим типам самолетов как за рубежом, так и в СССР.

Автор выражает глубокую благодарность В. Ф. Васькиной, С. А. Голубеву, И. В. Семенченко, М. И. Слесаревой, В. Б. Стулову и доктору техн. наук В. В. Швецу за помощь, оказанную при работе над книгой.