РАЗМЕЩЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ НА АЭРОДРОМЕ. § 1. ВЫБОР МЕСТ СТОЯНОК

К местам стоянок вертолетов предъявляются в основ­ном те же требования, что и к стоянкам самолетов. Места стоянок вертолетов должны располагаться в таком месте, которое наиболее защищено от господствующих направле­ний ветров; грунт должен быть сухим, достаточно прочным и ровным.

Первое требование является для вертолетов наиболее важным, чем для самолетов, так как на вертолетах уста­навливаются больших диаметров несущие и рулевые винты, динамическую балансировку которых при ветре проверять невозможно. Сильный порывистый ветер может также при­вести к поломке лопастей.

Наиболее удобными местами стоянок вертолетов, обес­печивающими защиту их от ветра, являются стоянки, рас­положенные на опушке леса, лесной поляне, окраине села (города), у подножья гор и т. д.

Наиболее сухими стоянками при всех прочих равных условиях являются стоянки, расположенные на возвышен­ности.

При выборе грунта для стоянок следует обращать вни­мание на то, чтобы он легко пропускал влагу при выпаде­нии осадков. В противном случае не будет обеспечено про­сихання стоянок после выпадения осадков, что может при­вести к образованию коррозии металлических деталей, а также к разрушению деревянных деталей и лакокрасочных покрытий вертолетов. Высокую густую траву с мест стоя-

нок вертолетов необходимо удалять, так как в ней скоп­ляется большое количество влаги и, кроме того, сухая трава может быть источником пожара.

Грунт для стоянок должен быть не только сухим, но и достаточно прочным, он должен обеспечивать постройку искусственных крепежных точек, выдерживающих большие динамические нагрузки при опробовании двигателя «на при­вязи». В связи с этим при выборе грунта нужно обращать внимание на то, чтобы подпочвенные воды в нем не за­легали высоко; при наличии последних встретятся большие трудности в устройстве крепежных точек.

Не следует устраивать стоянки вертолетов на пыльной или песчаной почве, а также на рыхлом снегу. На такой стоянке пыль, песок или снег под действием отбрасывае­мого вращающимся винтом потока воздуха поднимаются в воздух и осаждаются на деталях двигателя и вертолета. Пыль, осевшая на ребрах цилиндров или в сотах маслора — диатора, уменьшает теплоотдачу цилиндров, что может привести к перегреву двигателя в полете. Попавшие во всасывающую систему двигателя или в шарнирные сочле­нения вертолета пыль или песок могут вызвать повышен­ный износ деталей двигателя и вертолета. Осевший на де­талях вертолета рыхлый снег приводит к появлению кор­розии. При необходимости базирования вертолетов нй пыльной или песчаной почве, а также на рыхлом снегу стоянку вертолетов перед запуском двигателя в пер­вом случае нужно поливать водой, а во втором — укаты­вать.

Предметы аэродромного обслуживания на стоянке должны размещаться в таких местах, в которых отсутст­вует влияние потока от вращающегося несущего винта (около вертолета в ящиках или на удалении двух — трех диаметров несущих винтов).

К выбору рулежных дорожек для вертолетов и подъезд­ных путей для специального транспорта предъявляются менее жесткие требования, чем для самолетов, так как на вертолетах можно производить взлет и посадку непосред­ственно с места стоянки, не прибегая к рулению на старт. При необходимости дозаправку вертолетов горюче-смазоч­ными материалами, а также их загрузку можно произво­дить не на стоянке, а в другом месте, куда вертолеты мо­гут перелететь.

Места стоянок вертолетов могут располагаться и на льду. При выборе мест стоянок в этом случае нужно

264

прежде всего определить толщину льда. Опытом эксплуа­тации вертолетов Ми-4 установлено, что при нормальном полетном весе 6500—7000 кг для посадки вертолета на лед толщина льда должна быть не менее 60—70 см.

Следует указать на одно важное обстоятельство, кото­рое нужно иметь в виду при выборе мест стоянок на льду. Толщина льда на реках, а также на морях и озерах, где имеются подледные течения, неодинакова. Поэтому замеры толщины льда должны быть произведены во всех местах, где возможны посадка или руление вертолетов.