ОБОРУДОВАНИЕ СТОЯНОК

При опробовании двигателя, установленного на само­лет, тяга винта или тяга реактивного двигателя направлена вперед и, чтобы исключить в данном случае перемещение самолета вперед, под его колеса устанавливают тормоз­ные колодки или затормаживают колеса[4]. На вертолете же при опробовании двигателя тяга несущего винта направ­лена вверх. Удержать вертолет на земле (у земли) при этом можно тремя способами:

— привязыванием вертолета за специальные крепеж­ные точки;

— загружением вертолета с таким расчетом, чтобы максимальная тяга несущего винта была меньше или рав­на весу вертолета;

— установкой специальных тормозов (пластин) на ло­пасти несущего винта (в этом случае при опробовании двигателя создаваемая несущим винтом максимальная тяга должна быть меньше веса вертолета).

Первый и второй способы дают возможность не только опробовать двигатель, но и осуществить регулировку несу­щего и рулевого винтов. Третий способ позволяет опро­бовать только двигатель, но не обеспечивает регулировку несущих винтов.

Для вертолетов малой грузоподъемности наиболее рас­пространен первый способ. В данном случае действующие при опробовании двигателя на крепежные точки динамиче­ские нагрузки имеют незначительную величину, поэтому заделка крепежных приспособлений в землю особых труд­ностей не представляет и легко может быть осуществлена на полевых посадочных площадках.

При эксплуатации вертолетов большой грзоподъемно — сти, у которых при опробовании двигателя динамические нагрузки достигают значительных величин, крепежные при­способления должны быть заделаны в землю прочно. Очень часто их закрепляют бетоном, но это не всегда можно осуществить в полевых условиях. Одна из схем крепежных точек показана на рис. 88. Наиболее целесооб­разным для тяжелых типов вертолетов является сочета­ние третьего способа с первым, т. е. для осуществления опробования двигателя необходимо иметь на каждый вер-

толет комплект приспособлении, создающий необходимое торможение вращению несущего винта, а для осуществле­ния регулировки несущих винтов после их замены или при нарушении регулировки целесообразно иметь одну обору­дованную крепежными точками стоянку.

При отсутствии приспособлений, создающих необходи­мое торможение вращению несущего винта, а также спе­циально оборудованных крепежных точек частичное опро­бование двигателя можно осуществить при висении верто­лета у земли. Полное опробование двигателя и проверку регулировки несущего винта в данном случае можно осу­ществить, загрузив вертолет таким образом, чтобы его вес был больше тяги несущего винта.

Заделка крепежных приспособлений в землю и перио­дическая проверка надежности этой заделки являются очень важными элементами оборудования и эксплуатации стоянок вертолетов. После заделки крепежного приспособ­ления в землю нужно испытать надежность его на расчет­ные нагрузки. Проверку надежности заделки на расчетные нагрузки следует производить периодически и в процессе эксплуатации, особенно после дождей. Необходимо также периодически контролировать состояние швартовочных тросов и их узлов крепления. Все это делается для того, чтобы предотвратить обрыв (вырыв) крепежного приспо­собления. При обрыве (вырыве) приспособления находя­щийся «на привязи» вертолет опрокидывается, что может привести к его поломке.

Для загрузки вертолета с целью снятия полной мощно­сти двигателя без отрыва его от земли необходимо знать величину максимальной тяги, развиваемую несущим вин­том. Затем из максимальной тяги вычесть вес незагружен­ного вертолета и определить вес требуемой загрузки, ко­торую произвести с учетом центровки. Смещение центров­ки относительно продольной или поперечной оси верто­лета может вызвать при опробовании двигателя появле­ние опрокидывающего момента, что усложнит опробова* ние двигателя или же может привести к поломке вертоле­та. Ввиду сложности управления загруженным вертолетом опробование двигателя необходимо производить только летному составу.