Основные особенности систем управления с бортовой цифровой вычислительной машиной

Цифровым бортовым системам управления присущ ряд особен­ностей, отличающих их от аналоговых.

Цифровые системы позволяют реализовать значительно более сложные алгоритмы управления по сравнению с традиционными законами управления аналоговых систем. Это относится прежде всего к случаям, когда выражение для закона управления не может быть получено в замкнутой форме, но реализуется в виде итераци­онных процедур. При непрерывном решении это вызывает дополни­тельные трудности, связанные с вопросами устойчивости решений, а часто с невозможностью реализации из-за громоздкости вычисли­теля. Так как закон, реализуемый аналоговым вычислителем, опре­деляется типом элементов и способом их соединения, то всякое усложнение алгоритма приводит к увеличению их числа и количест­ва связей,

Усложнение алгоритмов_ цифровых систем приводит лишь к_

увеличению объема программы.

К другим достоинствам"цифровых систем относится возможность повышения точности вычислений. Она может быть получена про­граммным путем (счет с двойной точностью) или увеличением числа элементов. В аналоговых вычислителях повышение точности связа­но с улучшением характеристик элементов или с применением новых.

В цифровых вычислителях с помощью перестройки программы легко осуществляется изменение режима и алгоритма вычислителя управляющих воздействий.

Для цифровых вычислителей легко решаются вопросы согласо­вания отдельных узлов, блоков и элементов. Они менее критичны к изменениям питающих напряжений и внешним условиям, более

ЭКОНОМИЧНЫ.

Реализация даже относительно простых законов управления угловыми движениями и движением центра масс самолета в анало — ювых системах связана с применением решающих элементов с большими постоянными времени — до нескольких десятков секунд, а также разного рода нелинейных элементов (в первую очередь, ограничителей сигналов).

Реализация как больших постоянных времени так и нелинейных функций не представляет алгоритмических трудностей.

Особенностью бортовых систем_управления самолетов (в отли — ‘1110 от ракетных систем} является то, что пилот принимает участие и управлении либо как активный контролирующий, либо как^управг лиющий элемент системы.

Преимущества цифровых систем проявляются в легкости реалн — ьацни контроля, выбора и представления информации в удобной форме, позволяющей реализовать интерактивный режим.

Применение ЦВМ на борту ЛА дает возможность обеспечить высокий уровень надежности с помощью комбинации схемных и программных методов избыточности и контроля.

Реализация этих возможностей приводит к увеличению объема. мн пческих задач, решение которых на аналоговых вычислителях кшплыю сложно, а для цифровых — принципиальных трудностей їв вызывает.