Особенности эксплуатации систем кислородного питания и высотного снаряжения экипажей

Состоянию систем кислородного питания и высотного снаря­жения экипажа и пассажиров в процессе эксплуатации должно уделяться особое внимание, поскольку от этого зависит не толь­ко выполнение полета, но и жизнь людей.

Прежде всего необходимо во всех случаях следить, чтобы на элементы кислородной системы и вблизи источников возможных утечек кислорода (клапаны, штуцеры, регуляторы давлений и т. д.) не попадали масло и вазелин. Нарушение этого требования в ря­де случаев приводило к появлению взрывов, пожаров. Следует контролировать, чтобы в местах сочленений кислородных прибо­ров и трубопроводов отсутствовали утечки кислорода. О нали­чии утечек можно судить по показаниям манометров в замк­нутой системе кислородных приборов и трубопроводов после их отключения при помощи вентилей от источников кисло­рода.

Технический состав, производящий работы с кислородным обо­рудованием, должен иметь чистую (без масляных пятен) одежду и использовать специальный хромированный инструмент.

Чтобы исключить возможность попадания посторонних газооб­разных п механических примесей в кислородную систему, нельзя допускать полного падения давления в кислородных баллонах. Для обеспечения нормальной работы кислородного прибора ми­нимальное давление кислорода в баллоне должно быть в 2—2,5 раза больше установочного давления редуктора прибора.

Если по какой-либо причине давление в кислородных баллонах уменьшается до атмосферного, то баллоны должны быть сняты с летательного аппарата, два-три раза продуты чистым кислоро­дом, заряжены кислородом до номинального давления и снова установлены на летательный аппарат. Кислородные емкости при наличии в них воды, окалины, коррозии и других посторонних примесей к эксплуатации не допускаются.

В практике встречались случаи, когда баллоны системы жизне­обеспечения заполнялись не медицинским, а техническим кислоро­дом, который предназначается для системы подпитки авиадвига­телей при их запуске. Для исключения таких случаев бортовые кис­лородные системы любого назначения заряжаются медицинским кислородом.

Зарядка бортовых систем газообразным кислородом произво­дится с помощью автомобильных кислородно-зарядных станций (АКЗС) до полного рабочего давления. Лишь в исключительных случаях при отсутствии АКЗС можно использовать для зарядки медицинский кислород, хранящийся в транспортных кислородных баллонах.

При обращении с жидким кислородом следует быть очень осторожным с тем, чтобы капли его не попали на кожу человека. Пары кислорода, появляющиеся при заправке системы кислоро­дом, длительное время сохраняются в волосах, в шерстяной одеж­де. При этом пламя спички, тлеющий огонь папиросы, электриче­ская искра могут вызвать воспламенение одежды и тяжелые ожо­ги тела. Поэтому после участия в заправке систем кислородом необходимо тщательно проветривать свою одежду и некоторое время остерегаться близости огня. В процессе предполетной под­готовки следует проверить по манометру давление кислорода в баллонах, герметичность кислородной системы, работу кислород­ного прибора при избыточном давлении и без него, крепление объ­единенного разъема кислородной системы.

Для создания избыточного давления кислорода в маске на зем­ле рукоятка автомата подсоса ставится в положение «100% 02», чем выключается подсос воздуха из атмосферы. Укрепив на лице маску, следует плавным поворотом специального маховичка создать в системе избыточное давление 300 мм вод. ст., наблюдая за показаниями манометра М-1000.

О правильной работе кислородной системы при отсутствии избыточного давления можно судить по поведению прибора-инди — 11* 115

катора кислорода и по величине сопротивления вдоху и выдоху. На мембрану индикатора кислорода воздействуют давления и разрежения, появляющиеся под мембраной кислородного прибора при дыхании. Это вызывает периодическое открытие и закрытие двух шторок кислородного индикатора, установленного на при­борной доске члена экипажа. Если кислородная магистраль между кислородным прибором и маской негерметична (или негерметич­на сама маска), то шторки индикатора будут открыты, показывая непрерывный расход кислорода.

В процессе предварительной подготовки система кислородного оборудования проверяется специальной переносной установкой КУ-6 или КУ-8.

В полете члены экипажа должны быть очень внимательны к со­стоянию кислородного оборудования. Следует помнить, что человек может не ощутить начальных признаков кислородного голода­ния, являющегося следствием неполного прилегания маски, негер- метичности кислородного шланга. В результате развития кислород­ного голодания наступает внезапное обморочное состояние. Если в полете возникают затруднения дыхания или плохое самочувст­вие, то необходимо включить аварийную подачу кислорода с по­мощью специальной рукоятки на кислородном приборе. В этом случае кислород в маску будет поступать непрерывным потоком.