ВХОД В НЕУПРАВЛЯЕМОЕ ПИКИРОВАНИЕ

Рассмотрим теперь, каким образом дельтаплан попадает на режим неуправляемого пикирования.

Если у дельтаплана небольшой момент на кабрирование на малых углак атаки, то при энергичном взятии “на себя” ручки управления на большой скорости дельтаплан может выйти на малые углы атаки, где момент равен нулю, и остаться на этом режиме.

Другой причиной может быть воздействие нисходящего потока, который уменьшает угол атаки.

Как показано на рисунке, изменение угла атаки определяется по формуле Да * arctg [Wy f V]. Угол атаки при действии нисхо­дящего порыва определится по формуле

а-£ » а + Да.

Например, на дельтаплан, летящий со скоростью 12 м/с, по­действовал нисходящий порыв ветра Wy — -6 м/с. Угол атаки изме­нится на величину

Да — arctg [-6 /12h -26.5*.

Следовательно, такой порыв может вывести аппарат в опасную зону углов атаки. Особенно сильное изменение угла атаки происхо­дит, когда дельтаплан “вываливается” из восходящего потока в нисходящий.

В обоих случаях пилот почувствует, как трос подвесной сис­темы провис, аппарат начинает стремительно проваливаться вниз, опускает нос и переходит в отвесное пикирование, быстро набирая скорость. Посколько подъмная сила равна нулю, то пилот не имеет возможности создать управляющий момент, как показано в разде­ле 1.2, и вывести дельтаплан из пикирования. Поэтому этот режим назьіваеіся неуправляемым пикированием.

Следует заметить, что при медленном нарастании порыва за счет своей продольной устойчивости, дельтаплан успевает отреаги­ровать на изменение угла атаки в процессе его нарастания, поэтому заброс по углу атаки небольшой.