Листы фанеры с дефектами следует раскраивать индивидуально

Для упрощения разметки фанерных листов на заготовки следует применять специальные комбинированные шаблоны. В этом случае раз — метка сводится к вычерчиванию конфигурации заготовок по наложенно­му на фанерный лист шаблону. Такие шаблоны вполне себя оправдали на ряде заводов. Продолжительность разметки по шаблону сокращается в несколько раз и на разметке можно использовать малоквалифициро­ванных рабочих.

Для увеличения полезного выхода следует для каждого типа вы­пускаемых самолетов разработать оптимальную спецификацию фанерных листов, конечно, с учетом возможностей завода—поставщика фанеры. Централизованный рациональный раскрой фанерных листов оптимальных’

размеров по комбинирован­ным шаблонам позволяет увеличить полезный выход заготовок на 30—50%.

При раскрое, когда за­готовки с учетом направ­ления волокон рубашки под углом 45° не укладываются в размер листа, целесооб­разно стыковать листы (фиг. 45). При Этом исполь­зуются листы меньших га­баритных размеров и уве­личивается полезный выход.

Прн раскрое. фанера про­ходит следующие техноло­гические операции: размет­ку по шаблонам, подбор листов й сколачивание их в пачки, распиловку по разметке, фуговку или фрезеровку кромок и контроль, I

Разметку ведут на разметочных столах ‘Следующим образом. На фа­нерный лист накладывают шаблон заготовки и очерчивают *его конфигу­рацию карандашом или металлической чертилкой. При выкраивании из листа нескольких заготовок разметка усложняется и для упрощения ее следует применять специальный комбинированный шаблон. Разметку по такому шаблону может вести и малоквалифицированный рабочий.

Комбинированные шаблоны надо делать с таким расчетом, чтобы мастерская каждую^ смену сдавала свою продукцию комплектно. По одному шаблону можйо размечать одновременно несколько листов. Для этого подбирают по внешнему виду четыре-пять фанерных листов оди­накового размера с общей толщиной не более 20—25 мм, сколачивают их в пачки гвоздями диаметром 1,0—1,3 мм и длиной 20—25 мм с фа­нерными шайбами размером 30X30 мм. Выступающие концы гвоздей в местах отходов загибают, а в контуре заготовки откусывают кусач­ками. Размеченные пачки-фанеры раскраивают на Ленточной пиле.

После раскроя заготовки направляют на фрезерный станок для обработки наружного контура. У заготовок, идущих на склейку, фу­гуют кромки на фуговочном станке и снимают ус на фрезерном или циркульном станке. При снятии уса, необходимо ‘обращать внимание на качество обработки его н иа ширину. Ширина уса иа всем протя­жении должна быть одинаковой и равной шестнадцатикратной тол­щине фанеры. Шероховатость й волнистая поверхность уса не до­пускаются.

Шпон применяется в самолетостроении главным образом для выклей — ки обшивок. Он проходит следующие виды обработки: укладывание в пачки; раскрой по ширине; торцовку; стыковку по длине внахлестку, когда требуется длинный шпон; зачистку нахлестки; прямолинейное или фигурное фрезерование; контроль н комплектовку.

Для раскраивания по ширине шпон укладывают в пачки по 25 ли­стов, скрепляют гвоздями нлн специальным зажимом н режут на ленточ­ной пиле вдоль волокон с припуском по 5 мм на каждую сторону. За­тем пачки торцуют на циркульном станке и направляют шпон на сты­ковку н фрезеровку.

Стыкуется по длине шпон на казеиновых или смоляных клеях внахлестку. Длина на­хлестки должна быть не ме­нее шестнадцатикратной тол­щины шпона. Стыкование ве­дут в пневматических или винтовых прессах (фиг. 46), обеспечивающих равномерное давление 1—3 кг/см* по всей склеиваемой поверхности без подогрева или с применением контактных электронагревате­лей. Одновременно в прессе следует зажимать не более 60—80 полос шпона.

Места стыков зачищают на шлифовальном станке или шлифовальным кругом при помощи пневмо — или электро­дрели.

Фрезеруют шпон на верти­кальном одношпиндельном фрезерном станке по шабло­нам. В шаблон закладывают до 100 и более полос шпоиа и плотно зажимают их винта­ми. В зависимости от назна­чения шпон укладывается в шаблоны для прямолинейной (фиг. 47) илн фигурной фрезеровки. *

Фрезерованный шпон комплектуют в пачки с учетом расположения различных лент на выклс-ечном болване и направляют на промежуточ­ный склад, где каждый номер ленты шпона помещают в специальную ячейку. • ‘ ‘ .

Планировка мастерской по раскрою фанеры и шпона должна преду­сматривать лоточный метод производства (фиг. 48). В мастерской следу­ет создать два самостоятельных потока: по раскрою шпона и по раскрою. фанеры. По середине мастерской должны проходить рельсовый путь для подачи материалов и деталей и ленточный транспортер для удале­ния отходов. Опилки, стружки и древесная пыль удаляются пневмати­ческой транспортной установкой. /