Листы фанеры с дефектами следует раскраивать индивидуально
Для упрощения разметки фанерных листов на заготовки следует применять специальные комбинированные шаблоны. В этом случае раз — метка сводится к вычерчиванию конфигурации заготовок по наложенному на фанерный лист шаблону. Такие шаблоны вполне себя оправдали на ряде заводов. Продолжительность разметки по шаблону сокращается в несколько раз и на разметке можно использовать малоквалифицированных рабочих.
Для увеличения полезного выхода следует для каждого типа выпускаемых самолетов разработать оптимальную спецификацию фанерных листов, конечно, с учетом возможностей завода—поставщика фанеры. Централизованный рациональный раскрой фанерных листов оптимальных’
размеров по комбинированным шаблонам позволяет увеличить полезный выход заготовок на 30—50%.
При раскрое, когда заготовки с учетом направления волокон рубашки под углом 45° не укладываются в размер листа, целесообразно стыковать листы (фиг. 45). При Этом используются листы меньших габаритных размеров и увеличивается полезный выход.
Прн раскрое. фанера проходит следующие технологические операции: разметку по шаблонам, подбор листов й сколачивание их в пачки, распиловку по разметке, фуговку или фрезеровку кромок и контроль, I
Разметку ведут на разметочных столах ‘Следующим образом. На фанерный лист накладывают шаблон заготовки и очерчивают *его конфигурацию карандашом или металлической чертилкой. При выкраивании из листа нескольких заготовок разметка усложняется и для упрощения ее следует применять специальный комбинированный шаблон. Разметку по такому шаблону может вести и малоквалифицированный рабочий.
Комбинированные шаблоны надо делать с таким расчетом, чтобы мастерская каждую^ смену сдавала свою продукцию комплектно. По одному шаблону можйо размечать одновременно несколько листов. Для этого подбирают по внешнему виду четыре-пять фанерных листов одинакового размера с общей толщиной не более 20—25 мм, сколачивают их в пачки гвоздями диаметром 1,0—1,3 мм и длиной 20—25 мм с фанерными шайбами размером 30X30 мм. Выступающие концы гвоздей в местах отходов загибают, а в контуре заготовки откусывают кусачками. Размеченные пачки-фанеры раскраивают на Ленточной пиле.
После раскроя заготовки направляют на фрезерный станок для обработки наружного контура. У заготовок, идущих на склейку, фугуют кромки на фуговочном станке и снимают ус на фрезерном или циркульном станке. При снятии уса, необходимо ‘обращать внимание на качество обработки его н иа ширину. Ширина уса иа всем протяжении должна быть одинаковой и равной шестнадцатикратной толщине фанеры. Шероховатость й волнистая поверхность уса не допускаются.
Шпон применяется в самолетостроении главным образом для выклей — ки обшивок. Он проходит следующие виды обработки: укладывание в пачки; раскрой по ширине; торцовку; стыковку по длине внахлестку, когда требуется длинный шпон; зачистку нахлестки; прямолинейное или фигурное фрезерование; контроль н комплектовку.
Для раскраивания по ширине шпон укладывают в пачки по 25 листов, скрепляют гвоздями нлн специальным зажимом н режут на ленточной пиле вдоль волокон с припуском по 5 мм на каждую сторону. Затем пачки торцуют на циркульном станке и направляют шпон на стыковку н фрезеровку.
Стыкуется по длине шпон на казеиновых или смоляных клеях внахлестку. Длина нахлестки должна быть не менее шестнадцатикратной толщины шпона. Стыкование ведут в пневматических или винтовых прессах (фиг. 46), обеспечивающих равномерное давление 1—3 кг/см* по всей склеиваемой поверхности без подогрева или с применением контактных электронагревателей. Одновременно в прессе следует зажимать не более 60—80 полос шпона.
Места стыков зачищают на шлифовальном станке или шлифовальным кругом при помощи пневмо — или электродрели.
Фрезеруют шпон на вертикальном одношпиндельном фрезерном станке по шаблонам. В шаблон закладывают до 100 и более полос шпоиа и плотно зажимают их винтами. В зависимости от назначения шпон укладывается в шаблоны для прямолинейной (фиг. 47) илн фигурной фрезеровки. *
Фрезерованный шпон комплектуют в пачки с учетом расположения различных лент на выклс-ечном болване и направляют на промежуточный склад, где каждый номер ленты шпона помещают в специальную ячейку. • ‘ ‘ .
Планировка мастерской по раскрою фанеры и шпона должна предусматривать лоточный метод производства (фиг. 48). В мастерской следует создать два самостоятельных потока: по раскрою шпона и по раскрою. фанеры. По середине мастерской должны проходить рельсовый путь для подачи материалов и деталей и ленточный транспортер для удаления отходов. Опилки, стружки и древесная пыль удаляются пневматической транспортной установкой. /