Размагничивание деталей
Кроме преднамеренного намагничивания для контроля детали летательного аппарата могут намагничиваться при электродуговой сварке, при случайном контакте с постоянным магнитом или с электромагнитом, при близком нахождении ЛА от места грозового разряда. Детали, подвергающиеся вибрациям или знакопеременным нагрузкам, мо- ..гут также намагнититься даже в слабом магнитном поле, например в поле Земли.
При вибрациях ослабляются силы трения между доменами и облегчается их ориентация в направлении внешнего поля, т. е. облегчается намагничивание. Намагниченные детали ЛА должны быть размагничены, так как в противном случае к ним притягиваются ферромагнитные частицы (продукты износа), которые вызывают повышенный износ трущихся элементов деталей (подшипников, золотников, шестерен, валов и т. д.). Магнитные поля неразмагничен — Ных деталей могут также вызвать значительные ошибки в показании компаса, непредусмотренное срабатывание электромагнитных поляризованных реле, создавать помехи в работе высокочувствительных магнитных усилителей, приборов и элементов автоматики.
В условиях эксплуатации добиться полной размагниченности деталей очень трудно. Этого и не требуется. Применяемые способы позволяют размагничивать их до уровня, при котором остаточная намагниченность не вызывает нарушений нормальной работы приборов и агрегатов.
Для размагничивания деталь циклически перемагничивают магнитным полем, напряженность H(t) которого во времени изменяется по направлению и постепенно уменьшается по амплитуде (рис. 4.17), При этом магнитное состояние материала меняется по уменьшающимся петлям гистерезиса. Когда напряженность размагничивающего поля будет равна нулю (момент ^р), остаточная индукция В в детали будет минимальной.
Способы размагничивания деталей приведены в табл. 8.
Таблица 8 Способы размагничивания деталей Л А в эксплуатации
|
деталь помещают в соленоид так, чтобы ее продольная ось была примерно параллельна продольной оси соленоида, включают ток, удаляют деталь вдоль продольной оси соленоида на расстояние 0,5—0,7 м в течение 10—15 с и выключают ток в соленоиде.
Трудно размагничивающуюся деталь, извлекая из соленоида, одновременно вращают в разных плоскостях. Требуемая напряженность магнитного поля в соленоиде при размагничивании с вращением в 2 раза меньше, чем без вращения.
Короткие детали при размагничивании в соленоиде, питаемом уменьшающимся током, укладывают одну за другой в цепочки (см. рис. 4.12).
Таблица 9 Технические данные приборов для определения размагниченности деталей
|
Размагничивание детали пропусканием разнополярных импульсов тока, уменьшающихся по амплитуде, оказывается эффективным, если намагничивание проводилось также импульсным током, так как в этом случае вследствие поверхностного эффекта намагничивается и размагничивается тонкий слой у поверхности детали. Размагничивание проводят по участкам, используя электроконтакты. При автоматическом размагничивании время уменьшения тока от максимального значения до нуля в дефектоскопах ПМД-70 и МД-50П равно 40—50 с. Массивные детали, намагниченные по всему сечению импульсным током, размагнитить не удается.
Размагничивание крупногабаритной детали переменным током С применением кабеля проводят по участкам. Участком для размагничивания считают часть детали, охватываемую витками кабеля. Расстояние между витками должно быть не более двух — пяти диаметров кабеля. Размагничивание начинают с середины детали. Начальное значение тока при размагничивании, как правило, должно быть не менее значения тока, которым намагничивалась деталь; время его уменьшения до нуля — 5—60 с. Воздействие размагничивающим полем только на конец (полюс) детали практически не приводит к уменьшению намагниченности.
Размагничивание длинных деталей с помощью электромагнита проводят последовательно по контролируемым участкам, размеченным при намагничивании. Для этого электромагнит размещают на первом контролируемом участке и устанавливают максимальный ток в его обмотках. Периодически изменяют направление тока с одновременным его уменьшением или удалением электромагнита от детали на расстояние 0,5—0,7 м в течение 10—15 с. Аналогично размагничивают другие участки детали.
Контроль степени размагниченности проводят с применением приборов ПКР-1, МФ-21Ф и др. (табл. 9). В приборе ПКР-1 на шкале нанесен сектор годности; при выходе стрелки из этого сектора деталь считается неразмагниченной.