Размагничивание деталей

Подпись: Рис. 4.17. Изменение на-пряженности Я во вре-мени t и индукции В в детали при размагничи-вании Кроме преднамеренного намагничивания для кон­троля детали летательного аппарата могут намагничиваться при электродуговой сварке, при случайном контакте с постоянным магнитом или с электромагнитом, при близ­ком нахождении ЛА от места грозового разряда. Детали, подвергающиеся вибра­циям или знакопеременным нагрузкам, мо- ..гут также намагнититься даже в слабом магнитном поле, например в поле Земли.

При вибрациях ослабляются силы трения между доменами и облегчается их ориен­тация в направлении внешнего поля, т. е. облегчается намагничивание. Намагничен­ные детали ЛА должны быть размагниче­ны, так как в противном случае к ним при­тягиваются ферромагнитные частицы (про­дукты износа), которые вызывают повы­шенный износ трущихся элементов деталей (подшипников, золотников, шестерен, валов и т. д.). Магнитные поля неразмагничен — Ных деталей могут также вызвать зна­чительные ошибки в показании компаса, непредусмотренное срабатывание электро­магнитных поляризованных реле, создавать помехи в работе высокочувствительных маг­нитных усилителей, приборов и элементов автоматики.

В условиях эксплуатации добиться пол­ной размагниченности деталей очень труд­но. Этого и не требуется. Применяемые спо­собы позволяют размагничивать их до уровня, при котором остаточная намагни­ченность не вызывает нарушений нормаль­ной работы приборов и агрегатов.

Для размагничивания деталь циклически перемагничивают магнитным полем, напряженность H(t) которого во времени изме­няется по направлению и постепенно уменьшается по амплитуде (рис. 4.17), При этом магнитное состояние материала меняется по уменьшающимся петлям гистерезиса. Когда напряженность раз­магничивающего поля будет равна нулю (момент ^р), остаточная индукция В в детали будет минимальной.

Подпись: іСпособы размагничивания деталей приведены в табл. 8.

Таблица 8

Способы размагничивания деталей Л А в эксплуатации

Устройство для размаг­ничивания

Вид тока

Способ уменьшения напряженности магнитного поля, воздействующего на деталь

Дефектоскоп, в котором реализован способ размагничивания

Катушка

(соленоид)

Переменный Постоянный [1] Выпрямленный *, двухполупериод — ный

Удалением дета­ли из соленоида

77ПМД-ЗМ, ПМД-70, МД-50П, У-601

Переменный

Постоянный * Выпрямленный *, двухполупериод — ный

Снижением тока до нуля

МД-50П, У-601

ПМД-70, МД-50П, У-601

Электро­

магнит

Постоянный * Выпрямленный *, двухполупериод — ный

Удалением элек­тромагнита от де­тали

77ПМД-ЗМ, ПМД-70, У-601, МД-50

Постоянный * Выпрямленный *, двухполуперио­дный

Снижением тока до нуля

ПМД-70, МД-50П,

У-601

Кабель

Переменный

Снижением тока до нуля

У-601, МД-50П

Электро­

контакты

Импульсный *

Снижением тока до нуля

МД-50П, ПМД-70

деталь помещают в соленоид так, чтобы ее продольная ось была примерно параллельна продольной оси соленоида, включают ток, удаляют деталь вдоль продольной оси соленоида на расстояние 0,5—0,7 м в течение 10—15 с и выключают ток в соленоиде.

Трудно размагничивающуюся деталь, извлекая из соленоида, одновременно вращают в разных плоскостях. Требуемая напря­женность магнитного поля в соленоиде при размагничивании с вращением в 2 раза меньше, чем без вращения.

Короткие детали при размагничивании в соленоиде, питаемом уменьшающимся током, укладывают одну за другой в цепочки (см. рис. 4.12).

Таблица 9

Технические данные приборов для определения размагниченности деталей

Характеристики приборов

Типы приборов

ПКР-І

МФ-20Ф

Питание

Батарейное

220 В, 50 Гц или ба­тарейное

Выполнение схемы

На полупроводниках

Единицы измерения

Относительные

А/см

Количество поддиапазо­нов

1

8

Тип преобразователя

Феррозондовый, по схеме градиентометра

Феррозондовый, по схеме градиентометра или полемера

Количество преобразова­телей

1

6

Диапазон измерения:

— напряженности по­ля

— градиента

8; 1.0—80 А/см

0,1—25 А/см

Масса

1,2 кг

4 кг

Габариты

10вХ 110X165 мм ■

330X270X130 мм

Размагничивание детали пропусканием разнополярных импуль­сов тока, уменьшающихся по амплитуде, оказывается эффектив­ным, если намагничивание проводилось также импульсным током, так как в этом случае вследствие поверхностного эффекта намаг­ничивается и размагничивается тонкий слой у поверхности детали. Размагничивание проводят по участкам, используя электрокон­такты. При автоматическом размагничивании время уменьшения тока от максимального значения до нуля в дефектоскопах ПМД-70 и МД-50П равно 40—50 с. Массивные детали, намагни­ченные по всему сечению импульсным током, размагнитить не удается.

Размагничивание крупногабаритной детали переменным током С применением кабеля проводят по участкам. Участком для раз­магничивания считают часть детали, охватываемую витками ка­беля. Расстояние между витками должно быть не более двух — пяти диаметров кабеля. Размагничивание начинают с середины детали. Начальное значение тока при размагничивании, как пра­вило, должно быть не менее значения тока, которым намагничи­валась деталь; время его уменьшения до нуля — 5—60 с. Воздей­ствие размагничивающим полем только на конец (полюс) детали практически не приводит к уменьшению намагниченности.

Размагничивание длинных деталей с помощью электромагнита проводят последовательно по контролируемым участкам, разме­ченным при намагничивании. Для этого электромагнит размещают на первом контролируемом участке и устанавливают максималь­ный ток в его обмотках. Периодически изменяют направление тока с одновременным его уменьшением или удалением электро­магнита от детали на расстояние 0,5—0,7 м в течение 10—15 с. Аналогично размагничивают другие участки детали.

Контроль степени размагниченности проводят с применением приборов ПКР-1, МФ-21Ф и др. (табл. 9). В приборе ПКР-1 на шкале нанесен сектор годности; при выходе стрелки из этого сек­тора деталь считается неразмагниченной.