РЕМОНТНЫЕ И РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ

§ 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ РЕМОНТА

Г> процессе эксплуатации любого самолета физиче — ^ ски изнашиваются как его отдельные элементы, так и вся конструкция в целом. Под физическим изна­шиванием понимается материальный износ деталей, узлов и агрегатов самолета, в результате которого изме­няются рабочие параметры авиационной техники и сни­жается надежность ее работы. Самолет изнашивается и тогда, когда он не используется, т. е. находится на хра­нении. Следовательно, периодически его надо частично или полностью восстанавливать, т. е. выполнять ремонт­ные работы большего или меньшего объема. Таким обра­зом, эксплуатация самолета немыслима без его ремонта.

Под ремонтом следует понимать совокупность орга­низационно-технических мероприятий, направленных на устранение дефектов и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации авиационной техники, с целью со­хранения или восстановления летно-технических харак­теристик. Высококачественный ремонт обеспечивает вы­сокую надежность работы самолетного парка.

Общее техническое состояние авиационной техники до известной степени характеризуется числом часов ра­боты в воздухе или количеством совершенных посадок. Чем больший период времени авиационная техника на­ходится в эксплуатации, тем в большей степени она те­ряет свою работоспособность. Для исключения возмож­ности резкого снижения работоспособности того или ино­го элемента конструкции через определенные промежутки времени на самолете проводятся осмотры и регламент­ные работы, при этом определяется техническое состоя­ло

ние элементов конструкции, вскрываются появившиеся дефекты и неисправности, устранение которых осуществ­ляется с помощью ремонта.

С течением времени, несмотря на выполнение в про­цессе эксплуатации указанных выше работ, усталость материала, естественные износы в деталях и механиз­мах достигают таких значений, при которых нарушается их нормальная работа. Наступает такой период эксплуа­тации авиационной техники, когда износы в элементах конструкции достигают недопустимо большой величины, а совместное действие усталости материала и износов приводит к резкому снижению надежности конструкции. В таких случаях авиационная техника нуждается в ка­питальном ремонте, при котором восстанавливаются или заменяются наиболее изношенные или поврежденные элементы конструкции, а всему самолету устанавливает­ся новый срок службы.

Допустимая наработка (срок службы) авиационной техники, в течение которой (которого) обеспечивается ее надежная работа при соблюдении правил эксплуатации, ремонта и хранения, определяет технический ре­сурс. .

Под межремонтным ресурсом понимается допустимая наработка (срок службы) авиационной тех­ники до очередного капитального ремонта.

В процессе эксплуатации авиационной техники и вос­становления ее технического ресурса объем ремонтных работ может значительно изменяться в зависимости от степени изношенности техники, характера повреждений и др. В связи с этим в практику работы введена опре­деленная классификация ремонта с разделением его на следующие виды: текущий, профилактический (средний) и капитальный (восстановительный).

Видами ремонта называются различные по объему и содержанию восстановительные работы, характеризую­щие техническое состояние авиационной техники.

Работы, связанные с устранением повреждений и не­исправностей отдельных узлов и агрегатов авиационной техники, появившихся в результате ее применения или в процессе эксплуатации, относятся к текущему виду ремонта. Заключается он главным образом в замене поврежденных агрегатов, узлов и деталей с последующей отладкой и регулировкой механизмов и устройств.

По мере увеличения срока службы авиационной тех­ники в ее деталях, узлах и агрегатах износы нарастают, начинают появляться дефекты, связанные с усталостью материала. В связи с этим объем ремонтных работ по их устранению будет больше, а сами работы значительно сложнее.

Профилактический (средний) ремонт производится для восстановления ресурса отдельных си­стем, агрегатов и механизмов или их восстановления при повреждениях, а также для поддержания высокой на­дежности авиационной техники, обеспечивающей выра­ботку установленного ей ресурса. Он проводится через определенное количество часов наработки (налета) или после определенного количества лет эксплуатации.

При профилактическом ремонте проверяются систе­мы, узлы и детали, которые предусмотрены действующей технологической документацией, и устраняются все выяв­ленные неисправности.

Капитальный (восстановительный) ре­монт производится для восстановления ресурса авиа­ционной техники после выработки установленного меж­ремонтного ресурса или при повреждении (выходе из строя) основных элементов конструкции и систем авиа­ционной техники.

При капитальном ремонте производится проверка всех систем, узлов и деталей авиационной техники и их восстановление в зависимости от выявленных неисправ­ностей.

Авиационной технике, прошедшей капитальный ре­монт, устанавливается новый межремонтный ресурс.

Эксплуатация самолетов, подвергшихся капитальному или профилактическому ремонту, разрешается только после проверки их в контрольном полете. Результаты контрольного полета и заключение летчика записывают­ся в формуляр самолета.