Эффективность дефектоскопического контроля авиационной техники

Эффективность контроля в основном определяется следующими показателями:

— достоверностью результатов;

— длительностью выполнения контроля и трудозатратами;

— отсутствием отрицательного влияния контроля на эксплуа — тационнные свойства деталей или систем ЛА (на коррозионную стойкость и прочность, на датчики курсовых индикаторов и т. д.);

— периодичностью контроля;

— уровнем подготовки дефектоскопистов;

— дефектоскопической технологичностью ЛА.

Периодичность контроля устана, вливают, исходя из

обеспечения заданной надежности. Она согласуется с планом тех* нической эксплуатации Л А данного типа. Исходными данными для определения периодичности дефектоскопического контроля деталей являются: фактические нагрузки, испытываемые данной деталью; скоро-сть развития трещин; чувствительность и достовер­ность метода (средства) контроля; уровень подготовки дефекто­скопистов.

Уровень подготовки дефектоскопистов—один из главных факторов, обеспечивающих эффективное применение МНК. Роль этого фактора определяется тем, что дефектоскопиче­ский контроль в эксплуатации является ручным. На ЛА практиче­ски нет возможности применять автоматизированные средства де­фектоскопии (за исключением средств встроенного дефектоскопи­ческого контроля, которые пока используются мало). Чтобы мак­симально снизить влияние субъективных факторов на результаты контроля, дефектоскопист должен иметь:

— хорошую теоретическую подготовку по дефектоскопии, пред­полагающую знание физических основ применяемых методов, их технических возможностей, преимуществ и недостатков, областей применения при эксплуатации авиационной техники, конструкции и правил эксплуатации дефектоскопов;

— достаточную подготовку по конструкции планера и двига­теля, предполагающую знание критических мест ответственных деталей, нагрузок, действующих на них, структуры и свойств их материалов, способов обработки при изготовлении, характера де­фектов, подлежащих обнаружению, методов технической эксплуа­тации, правил техники безопасности;

.— большой практический опыт проведения дефектоскопиче­ского контроля применяемыми в авиации методами, включающий навыки в настройке, проверке и применении дефектоскопических приборов и материалов, знание частных методик контроля дета­

лей, умение правильно расшифровывать результаты контроля (вы­делять показания при наличии дефектов от ложных показаний), правильно выбирать дублирующий метод, принимать решение пс выявленным дефектам.

Эффективность дефектоскопического контроля авиационной техникиУдовлетворять этим требованиям может человек, регулярно выпол­няющий дефектоскопический кон­троль.

Эффективный контроль ЛА в ряде случаев бывает невозможным из-за того, что конструкция ЛА или отдельных узлов не согла-

Трещина

х V *

о

■ к „

:/: ■ —

О

л« — —

О

Эффективность дефектоскопического контроля авиационной техники

Рис. 1.7. Дефектоскопически нетехнологичная (а, 1; б, d—d) и технологичная (а, 2; б, tn—m) конструкция элементов:

а, 1 — трещины в панели не могут быть выявлены; а, 2 — ■пэещины в панели могут быть выявлены токовихревым дефектоскопом или визуально; б, а —а—угол фаски полого ва­ла не обеспечивает контроля ультразвуком, вводимым через доступную поверхность 9 фланца; контроль проводится через зону С, что требует выполнения демонтажных работ, так как эта зона закрыта; б, m — m — наклон фаски под углом 45° позволяет выявлять трещину при вводе ультразвука через зону Я сована с возможностями имеющихся МНК — она дефектоскопиче­ски нетехнологична.

Под дефектоскопической технологичностью по­нимают совокупность свойств, придаваемых конструкции ЛА и ее деталям на этапах проектирования, изготовления и доводки и обес­печивающих возможность обоснованного дефектоскопического контроля высоконагруженных деталей и узлов в эксплуатации. Эти свойства предусматривают:

— приспособленность проверяемых деталей и узлов (по свой­ствам материалов, конструкции) к контролю одним методом или комплексом методов;

— инструментальную доступность контролируемых мест на ЛА при минимуме демонтажных работ и затрат времени для про­ведения контроля.

Примеры дефектоскопически технологичного и нетехнологич­ного выполнения элементов конструкции показаны на рис. 1.7.

Необходимым условием повышения эффективности МНК яв­ляется совершенствование средств контроля. По данным зарубеж­
ных специалистов, перспективными являются контроль радиаци­онными методами, применение метода акустической эмиссии, гум­мированных магнитных суспензий для контроля малодоступных зон, магнитно-люминесцентных порошков, цветных магнитных паст; материалов для цветной дефектоскопии длительного хране­ния при отрицательных температурах с большой скоростью проя­вления дефекта, материалов для цветной дефектоскопии в аэро­зольном варианте, комплектов химических очистителей поверх­ности деталей, более совершенных универсальных токовихревых и ультразвуковых дефектоскопов, оснащенных специальными механизмами для контроля деталей, расположенных в труднодо­ступных местах, дефектоскопов, основанных на анализе парамет­ров собственных колебаний деталей; комплектов управляемых оптических приборов и др. В перспективных ЛА значительный объем дефектоскопического контроля должен выполняться систе­мами встроенного (бортового) контроля состояния материала деталей.

Глава 2