КАПСУЛЫ (ИСТОРИЯ РАЗРАБОТОК)

Стремление обеспечить летчикам высотных и скоростных само­летов максимальные удобства и безопасное аварийное покидание неизменно приводило конструкторов к поискам новых конструк­тивных решений. Недостаточная эффективность кресел, катапуль­тируемых как вверх, так и вниз, и отсутствие решения по надеж­ной защите летчика от воздушного потока при аварийном покида­нии привела конструкторов к мысли о создании капсул.

Фирма «Рипаблик» создала капсулу для аварийного покидания сверхзвуковых самолетов, обладающих скоростями полета, соот­ветствующими М=2…3, и спутников с человеком на борту (рис. 31). Капсула должна была отделяться от летательного аппа­рата с помощью двух ракетных двигателей и снижаться на парашюте. Капсула могла также применяться для аварийного покидания на малых высотах и при небольших скоростях, напри­мер при взлете. Операции, показанные на рис. 31 слева направо,

image34

Рис. 31. Капсула фирмы «Рипаблик» (США)

Рис. 32. Капсула летчика с самолета
В-58 «Хаслер»

image35выполнялись менее чем за две секунды.

На первых бомбардировщи­ках В-58 была применена кап­сула веерного типа, находив­шаяся в серийном производст­ве (рис. 32). С капсулой, изображенной на рис. 31, были проведены исследования воз­можностей закрытия ее членами экипажа в условиях декомпрес­сии кабины на большой высо­те полета.

В результате исследований, проведенных в барокамере, было установлено, что скорость закрытия капсулы зависела от степени натренированности членов экипажа. Минимальное время, необхо­димое для закрытия капсулы, находилось в пределах 2…3 с. При декомпрессии иа высотах более 15 000 м со временем менее 3 с члены экипажа могли подвергаться воздействию пониженного давления в течение 5…6 с, что вполне допустимо. При большей скорости декомпрессии до высоты, равной 18 300 м, совместное действие дыхания под повышенным давлением и гипоксии приво­дило к тому, что даже при очень малых затратах времени иа закрытие капсулы (1…2 с) исход не всегда мог оказаться ус­пешным.

Надо полагать, что такие затраты времени в условиях аварии на малых высотах и больших скоростях, когда капсула использует­ся для защиты от воздушного потока, не могли считаться удовлет­ворительными. В дальнейшем больше внимания уделялось автома­тическому закрытию створок капсулы и разработкам систем отде­ления всей кабины, где затрата этого подготовительного времени не требуется. Однако отделяемая кабина имела свои недостатки, которые ограничивали ее применение.