КАПСУЛЫ (ИСТОРИЯ РАЗРАБОТОК)
Стремление обеспечить летчикам высотных и скоростных самолетов максимальные удобства и безопасное аварийное покидание неизменно приводило конструкторов к поискам новых конструктивных решений. Недостаточная эффективность кресел, катапультируемых как вверх, так и вниз, и отсутствие решения по надежной защите летчика от воздушного потока при аварийном покидании привела конструкторов к мысли о создании капсул.
Фирма «Рипаблик» создала капсулу для аварийного покидания сверхзвуковых самолетов, обладающих скоростями полета, соответствующими М=2…3, и спутников с человеком на борту (рис. 31). Капсула должна была отделяться от летательного аппарата с помощью двух ракетных двигателей и снижаться на парашюте. Капсула могла также применяться для аварийного покидания на малых высотах и при небольших скоростях, например при взлете. Операции, показанные на рис. 31 слева направо,
Рис. 31. Капсула фирмы «Рипаблик» (США) |
Рис. 32. Капсула летчика с самолета
В-58 «Хаслер»
выполнялись менее чем за две секунды.
На первых бомбардировщиках В-58 была применена капсула веерного типа, находившаяся в серийном производстве (рис. 32). С капсулой, изображенной на рис. 31, были проведены исследования возможностей закрытия ее членами экипажа в условиях декомпрессии кабины на большой высоте полета.
В результате исследований, проведенных в барокамере, было установлено, что скорость закрытия капсулы зависела от степени натренированности членов экипажа. Минимальное время, необходимое для закрытия капсулы, находилось в пределах 2…3 с. При декомпрессии иа высотах более 15 000 м со временем менее 3 с члены экипажа могли подвергаться воздействию пониженного давления в течение 5…6 с, что вполне допустимо. При большей скорости декомпрессии до высоты, равной 18 300 м, совместное действие дыхания под повышенным давлением и гипоксии приводило к тому, что даже при очень малых затратах времени иа закрытие капсулы (1…2 с) исход не всегда мог оказаться успешным.
Надо полагать, что такие затраты времени в условиях аварии на малых высотах и больших скоростях, когда капсула используется для защиты от воздушного потока, не могли считаться удовлетворительными. В дальнейшем больше внимания уделялось автоматическому закрытию створок капсулы и разработкам систем отделения всей кабины, где затрата этого подготовительного времени не требуется. Однако отделяемая кабина имела свои недостатки, которые ограничивали ее применение.