ОБШИВОК И ПАНЕЛЕЙ

В конструкциях широкофюзеляжных пассажирских самолетов фирмы «Боинг», «Макдоннелл — Дуглас» и «Локхид» широко при­меняют листовые обшивки из алюминиевых (редко титановых) сплавов толщиной до 10 мм. Обшивки из алюминиевых сплавов подвергают обработке на фрезерных станках. Объем химического травления деталей в последнее время стал заметно сокращаться.

Длина листовых фюзеляжных обшивок самолета В-747 доходит до 11 м, а в ряде случаев — до 15 м, длина фрезерованных обши­вок крыла достигает 35 м. Часть обшивок выполняют из титановых сплавов. Как уже отмечалось, масса титановых деталей в планере около 4000 кг. Основные конструкционные материалы приведены в табл. 3.1.

Конструкционные материалы, применяемые при изготовлении листовых обшивок широкофюзеляжных самолетов

Материал

Свойства

Применение

Алюминиевые сплавы: 2024-ТЗ, 2024-Т4 (типа Д16)

Прочные, с хорошей усталост­ной прочностью, сопротивляемо­стью

Обшивки фюзеляжа, нижняя обшивка крыла, обшивки поверхностей управления и ребра жест­кости

7075-Т6 (типа В95)

Высокопрочный

Шпангоуты фюзеляжа н лонжероны

7075-Т73 (типа В95)

Хорош ая сопротивл я ем ость коррозии, вызванной * перена­пряжением металла; хорошая жесткость

Штамповки большого сечения, фитинги, под­вергаемые предваритель­ному нагружению

Титановые сплавы (Ті—6А1—4V)

Жаропрочные, высокопроч­ные, с хорошим усталостным сопротивлением, хорошей вязко­стью

Жаропрочные перего­родки, узлы предкрыл­ков и закрылков

Стали:

4340

НУ-TUF

300М

Высокопрочные, с хорошей усталостной прочностью

Шарниры для закрыл­ков, фитинги