Мероприятия по сохранению живучести гидросамолета

Общее состояние гидросамолета на воде определяется осмотром всех его частей и оценивается по следующим признакам:

а) количеством заполненных водой отсеков;

б) высотой надводного борта при положении на ровном киле;

в) величиной крена или диферента на плаву;

г) состоянием конструкции.

В зависимости от положения гидросамолета могут быть при­менены следующие работы:

а) поддержание гидросамолета на плову приданием ему до­бавочной пловучести;

б) уменьшение водоизмещения путем разгрузки;

в) заделка пробоин;

г) подкрепление переборок;

д) перенесение центра тяжести вниз для увеличения остой­чивости;

е) водонепроницаемое укрытие всех люков на палубе для предотвращения от заливания водой лодки.

Чрезвычайно важно в первую очередь локализировать про­никновение воды и прекратить дальнейшее заполнение отсеков, что достигается следующими мероприятиями.

В случае проникновения воды сквозь отверстия в переборках вода откачивается из отсека и отдельные отверстия в переборках заделываются.

Отверстия в переборках могут быть: для прохода ^тросов управления (их легко найти по проводке); для установки на переборках приборов, креплений труб и т. п. (они также легко видны) и, наконец, щели, появившиеся в результате аварии как в самой переборке, так и в местах присоединения ее к бортам и днищу. Последние, как менее заметные, могут быть обнаружены после заделки прочих отверстий я откачки воды, причем быстрота откачивания дает суждение о величине щелей..

В случае проникновения воды через пробоину или разошед­шиеся швы, последние заделываются, конопатятся промасленной паклей и к ним подводится пластырь, с последующей заделкой после откачки воды из отсека. ,

В случае просачивания воды сквозь деформировавшуюся переборку, она подкрепляется распорками и швы конопатятся.

Для заделки пробоин, в зависимости от их величины и состо­яния краев, могут быть применены различные способы. Наиболее действительными из них являются: подведение пластыря, заделка фанерой или листовым металлом изнутри гидросамолета, заты­кание пробками и т. п.

Необходимо отметить, что заделка пробоин хотя и является самым действительным средством борьбы с проникновением воды, но она сложна и требует большой опытности.

При наличии водолазов заделку следует применять как наи­более надежный способ удержания гидросамолета на плаву? В противном случае эта работа не всегда может дать благоприятный результат, поэтому следует параллельно с заделкой пробоин попытаться обеспечить пловучесть гидросамолета иными вспомо­гательными средствами: подвязыванием к гидросамолету пустых анкеров и бочек, подводкой под крылья шлюпок или запасных гидросамолетных поплавков, надувных резиновых мешков и лодок и т. п.

К работам по заделке пробоин следует приступать только в том случае, если гидросамолет плавает с достаточной остой­чивостью и нет опасений, что он может перевернуться; всегда нужно сначала обеспечить его от переворачивания, одновременно не давая воде распространяться в другие отсеки, а затем уже приступать к заделке пробоин и к откачиванию воды из повре­жденных отсеков.

Подкрепление переборок осуществляется яри помощи деревян­ных брусьев: поперечного (горизонтального) — приблизительно на V* высоты переборки от киля и вертикального — по диаме­тральной плоскости переборки. Наложенные бруски или доски подкрепляются горизонтальными или наклонными распорками, упираемыми в жесткие части набора.

Необходимо помнить, что при буксировке гидросамолета да­вление на кормовую переборку заполненного отсека значительно возрастает в зависимости от скорости хода (пропорционально квадрату скорости), что особенно заметно, если заполнен носовой — отсек и переборке приходится выдерживать полностью все давление воды. В этом случае подкрепление переборки обяза­тельно, а если она частично пострадала при аварии или недо­статочно прочна, то целесообразно буксировать гидросамолет за корму.

Меры для придания гидросамолету пловучести приходится применять, когда гидросамолет на ровном киле постепенно за­полняется водой или же когда он получает большой крен или диферент, благодаря заполнению концевых отсеков и, обладая достаточной пловучестью, рискует перевернуться, потеряв остой­чивость.

Первый случай возможен, когда гидросамолет получил по­вреждение больших средних отсеков, оставшись с неповрежден­ными концевыми; второй случай, наиболее частый, когда постра­дали носовые или кормовые отсеки.

В первом случае можно предполагать, что гидросамолет со­хранит свою остойчивость до тех пор, пока вода не покроет верхнюю палубу, а значит, все старания должны быть направлены на поддержание гидросамолета на плаву. Для этого, кроме работ по заделке пробин и откачиванию воды, нужно придать гидро­самолету добавочную пловучесть, как это было указано выше.

Для обеспечения добавочной пловучести можно использовать бензиновые бочки.

Бензиновые бочки охватываются попарно концами, которые обносятся под килем лодки и притягиваются к борту. Между бортом и бочками прокладывают маты или кранцы; подкильные концы берутся из мягкого пенькового троса. Для повышения подъемного эффекта следует бочки притопить возможно глубже и в таком положении притянуть к борту гидросамолета. Прито­пить их можно, приложив усилия или же частично заполнив водой; в последнем случае, после закрепления их у борта гидро­самолета, воду выкачивают насосами.

Бочки располагаются равномерно с обоих бортов по всей длине лодки или в центральной ее части в один или несколько рядов, в зависимости от размеров гидросамолета, его положения на воде и количества принятой им воды. Весьма полезно в не­которых случаях подвести бочки под крыло (нижнее у биплана) и крепить их к лонжеронам крыла у борта лодки; привязывать бочки в этом случае нужно непосредственно к лонжеронам крыла, вскрыв обшивку.

Буксировка гидросамолета, удерживаемого на бочках, крайне затруднительна и может быть осуществлена лишь на небольшие расстояния и в совершенно тихую погоду.

Если гидросамолет плавает с большим диферентом на нос, то следует опасаться его переворачивания, и все старания должны быть направлены к тому, чтобы выровнять гидросамолет. Если есть возможность использовать стрелу, следует тотчас же завести хороший подкильный строп и слегка приподнять нос гидросамолета. Кроме того, целесообразно завести за втулку пропеллера добавочный конец, а за подкрыльные поплавки — оттяжки; первый подается на шлюпку, которая держится на веслах под кормой гидросамолета, вторые же берутся на катер или корабль для удержания гидросамолета на месте.

Описанные выше меры будут действительны только в тихую погоду. Если подъемные средства (кран или киллектор) не могут быть быстро доставлены, рекомендуется немедленно же присту­пить к съемке мотора для возможного понижения центра тяжести. Кроме того, всегда следует вязать надежный конец за подъемный рым гидросамолета, чтобы потом с его помощью поднять гидро­самолет, если он внезапно затонет до прихода подъемных средств. Бухта этого конца укладывается на катере вместе с привязан­ным к нему буйком и находится в полной готовности для выбрасывания его за борт, если гидросамолет начнет тонуть.

При наличии диферента на нос у поплавкового гидросамолета применяются те же меры, что и для лодочного, с той лишь разницей, что добавочная пловучесть в виде бочек, подвязываемых к форштевням поплавков, будет играть в этом случае менее действительную роль, так как восстанавливающий момент из-за меньшей длины поплавков будет меньше.

При плавании лодочного гидросамолета с диферентом на корму (пробиты кормовые отсеки) количество воды, проникающее внутрь, невелико из-за небольшой величины отсеков и их герметичности (нет люков в палубе). Кроме того, хвостовое оперение, дойдя до воды, в первый момент дает значительную пловучесть, которая постепенно уменьшается по мере заполнения водой стабилиза­тора и рулей. В данном случае даже незначительная поддержи­вающая сила, приложенная к хвостовой части, из-за большой длины плеча создает значительный эффект в смысле поддержания гидросамолета на плаву. Приподняв корму и подвязав бочки под хвостовую часть, можно буксировать гидросамолет.

Большой диферент поплавкового гидросамолета на корму из-за незначительной длины кормовых частей поплавков от центра тяжести гидросамолета может вызвать касание воды хвостовой частью фюзеляжа. Гидросамолет будет плавать, опираясь на три точки (два,, поплавка и оперение) до тех пор, пока оперение сохраняет свою пловучесть из-за медленного проникновения воды внутрь оперения. Однако, как только пловучесть оперения будет потеряна, гидросамолет неизбежно перевернется. Здесь поддержка хвоста на стреле будет действительна, так же как и подведение бочек под стабилизатор и укрепление их к кормовой части фюзеляжа. Если диферент вызван повреждением хвостовых частей поплавков, но проникновение воды в них локализовано, то гидросамолет может, с подведенными бочками плавать очень долго. После того как заведенный за хвост конец будет взят на стрелу и приготовлены бочки, обшивку стабилизатора и рулей следует разрезать, чтобы выпустить воду, иначе при подъеме лонжероны под тяжестью воды могут переломиться; то же самое нужно сделать и с обшивкой фюзеляжа. Если перекидывание гидросамолета на хвост произошло как следствие неудачной посадка а при этом поплавки не пострадали, то, подтягивая кверху хвостовую часть (срезая обшивку для выпуска воды), нетрудно возвратить гидросамолет в его нормальное поло­жение.

Для выравнивания гидросамолета лодочного типа, получившего крен в результате потери подкрыльного поплавка с повреждением или без повреждения части нижнего крыла, следует нагрузить противоположное крыло (посылкой на него человека), и, по возможности, приподняв пострадавшее крыло стрелою, подвести под него бочку или шлюпку. В противном случае при постепен­ном наполнении крыла водой крен увеличится, п гидросамолет неизбежно перевернется. При отсутствии стрелы можно подвести бочку под опущенное крыло у самой лодки и продвигать ее постепенно вдоль лонжерона, пока она не выровняет крен. Как только бочка будет доведена до первой стойки, у биплана для облегчения подъема срезают обшивку с конца крыла и выпу­скают из него воду. При поднимании стрелой следует подло­жить под крыло доску, за концы которой взять подъемный строп; этим будет предотвращено повреждение крыла. Подведя бочки или шлюпки под крыло, снимают мотор и, накренив гидро­самолет на другой борт, в таком положении буксируют его.

При наличии крена у гидросамолета поплавкового типа, в ре­зультате повреждения одного из поплавков, прежде всего ста­раются поддержать гидросамолет за конец крыла, подводят по обеим сторонам поплавка бочки и этим обеспечивают поперечную остойчивость гидросамолета. Предельное остойчивое положение гидросамолета будет при погружении поплавка до верхней кромки палубы; уход последней в воду повлечет потерю остой­чивости, перевертывание гидросамолета на бок и на нос и пол­ный капот.

Для надежности буксировки производят заделку поврежден­ного поплавка. Необходимо помнить, что во всех случаях, когда нужно поднимать из воды крылья или оперение, необходимо прорезать на них обшивку, чтобы вода сразу же вытекала из них при подъеме; иначе лонжероны могут не выдержать нагрузки и сломаться, чем гидросамолет будет поставлен в опасное по­ложение.

На практике встретятся, конечно, аварии, когда гидросамолет на плаву будет иметь одновременно и крен и диферент. Поэтому в каждом частном случае следует определить, что является наиболее опасным, после чего применять вышеописанные способы в определенной постепенности или одновременно, в зависимости от местных условий, состояния погоды и наличия спасательных средств.

В том случае, когда приходится иметь дело с гидросамолетом, общая целость которого нарушена, все стремление должно быть направлено на спасение отдельных ценных частей. При спешной разборке в трудных условиях нужно жертвовать менее ценным для спасения более ценного. Например, спасая мотор, вырубают или распиливают моторную раму; желая сохранить крыло, жер-

Тбуют стойками и центральным планом; для спасения поплавков жертвуют стойками шасси; бросают измятые, изломанные крылья, чтобы спасти фюзеляж или лодку и т. д.