Применение масла для уменьшения волнения

Во всех случаях производства работ у гидросамолета на волне рекомендуется выпускать масло для успокоения волнения.

Многолетняя практика показала, что масло представляет собой прекрасное средство для сглаживания верхушек волн при силь­ном волнении. Масло имеет свойство распространяться по воде с большой быстротой, образуя тонкий масляный слой на поверх­ности воды. Толщина этого слоя чрезвычайно мала, и неболь­шого количества масла совершенно достаточно, чтобы покрыть слоем очень большую поверхность.

Следует указать, что в открытом море действие масла более заметно, особенно на больших глубинах, когда волны образуются исключительно под действием ветра, чем на мелко­водье и особенно на прибое, когда действие его почти что сво­дится к нулю.

Правильное использование указанного выше свойства масла состоит в том, чтобы со стороны, откуда идет волнение, распро­странить вокруг гидросамолета возможно широкое масляное поле. Количество вылитого масла не усиливает его действия, оно отражается лишь на величине покрытой поверхности; важно только, чтобы оно распространялось непрерывно, ибо гидросамолет, благодаря дрейфу, будет выходить из окружающего его масле­ного поля. Если масло будет выливаться по каплям, то и этого уже будет достаточно для распространения его по воде.

Лучше других действуют животные масла, затем растительные и, наконец, минеральные. Смесь минерального масла с касторкой вполне пригодна для этой цели, но в холодное время года его нужно разбавлять бензином для разжижения.

Простейший масленый успокоитель можно сделать из свертка пакли, пропитанного маслом, завязанного в носовой платок и подвешенного к форштевню лодки, второй же пакет можно подвесить к хвостовому оперению. Стекающее масло по каплям будет падать в воду и таким образом создаст вокруг гидроса­молета зону спокойной воды. Если нет пакли, то можімо взять ветошь или набивку сидений.

Если волна бортовая, то рекомендуется мешочек с масленой паклей подвесить к тому крылу, откуда идет волна.

При буксировке буксирующий корабль вывешивает мешки с маслом с двух сторон форштевня и с крыльев мостика; тогда зона спокойной воды образуется около кормы корабля, т. е. как раз вокруг буксируемого гидросамолета.

Когда судно подходит к гидросамолету, чтобы взять его на буксир, то, проходя мимо него с наветренной стороны, оно должно лить на воду масло, чтобы создать возможно большее спокойное поле между собой и гидросамолетом.

Если гидросамолет несет на берег или на мелководье, то с носа и кормы нужно выпустить масленые мешки и, кроме того, бросить вперед, насколько возможно дальше, бутылку или банку с маслом; бутылка утонет, масло же всплывет и образует впереди гидросамолета в линии прибоя относительно спокойную поверхность, дав возможность гидросамолету достигнуть берега, быть может, с меньшими повреждениями.

На кораблях могут применяться мешки длиной до 0,5 м и шириной 15—20 см, сшитые из неплотного материала или из парусины с отверстиями для выхода масла; чем гуще применяе­мое масло, тем тоньше должен быть материал мешка.

Мешки заполняются пропитанной маслом паклей, которую не следует набивать туго; они доливаются еще маслом и натуго затягиваются. Длина концов, на которых висят мешки, должна быть такой, чтобы последние находились близко от поверхности воды и при качке попадали в воду.

Благодаря ветру и волнам капли масла будут широко раз­брасываться по воде, что несравненно выгоднее, чем если бы мешки, находясь в воде, буксировались судном; давление воды сильно затрудняло бы в последнем случае просачивание масла.

Приложение I

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПРОЧНОСТИ КАБОЛКИ

Длина в ле

Крепость каболки в кг

Трос бельный тросовой работы……………………………………

1,8

68

я „ кабельной работы…………………………………………………

1,8

61

Трое смоленый тросовой работы………………………………….

1,8

61,4

я,, кабельной работы………………………………………………..

1,8

57,3

Приложение 11

ТАБЛИЦА РАЗРЫВНЫХ УСИЛИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРОСОВ

Диаметр проюлоки в мм

Испытание на изгиб

Испытание

на кручение

при разрывном сопротивлении в кг^мм3

радиус закру­гления зажимов в мм

число

изгибов

при разрывном сопротивлении в кг! мм2

число круче­ний для длины в 200 л. н

0,40

120—140

5

120

120-140

125

0,50

120—140

5

90

120-140

100

0,60

— 120-140

5

74

120—140

82

0,70

120—140

5

58

120—140

68

0,80

120—140

5

46

120—140

56

0,90

120—140

5

37

120-140

49

1,00

120-140

5

32

120—140

45

1,10

120—140

5

27

120—140

40

1,20

120—140

5

‘ 23

120—140

38

1,30

120-140

5

21

120—140

37

1,40

120—140

5

19

120-140

36

1,50

120—140

5

17

120-140

35

1,60

120—140

5

15

120-140

34

1,70

120 -140

5

14′

120-140

32

1,80 .

120—140

5

13

120—140

30

1,90

120—140

5

12

120—140

28

2,00

120—140

5

10

120—140

26

2,10

120—140

5

10

120—140

23

2,20

120—140

5

9

120—140

21

2,30

120—140

5

9

120—140

19

2,40

120—140

5

8

120-140

17

2,50

120—140

5

8

120—140

16

2,60

120—140

5

7

120—140

15

2,80

120—140

5

6

120—140

14

3,00

120—140

5

5

120-140

13

Приложение lit

ТАБЛИЦІ ВЕСА И РАЗРЫВНЫХ УСИЛИЙ ПЕНЬКОВЫХ
СМОЛЕНЫХ КАНАТОВ

Размеры по окружности

Тросовые

Кабельные (отворотные)

трехпрядные

четырехпрядйые

девяти Прядиые

двенадцатипрядпые

3

*

и

И

rt

Я

а

к

и

приблизитель — ныи вес 100 м каната в кг

, разрывное 1 усилие в кг

[ приблизитель­ный вес 100 м каната в кг

разрывное усилие в кг

| приблизнтель — | ный вес 100 м і каната в кг

—————-

разрывное усилие в кг

приблизитель­ный вес 100 м каната в кг

разрывное усилие в кг

20

зл

3,4

192

3,3

160

26

і

5,5

384

5,3

310

, —

32

і’Л

9,0

555

8,7

450

38

17а

13,5

890

13,0

740

44

174

17,0

1100

16,5

910

50

2

23,5

1550

25,5

1 290

63

2’/3

36,0

2 350

34,5

1 950

76

3

51,5

3 300

50,0

2 800

89

37 а

71,0

4 550

68,5

,* 3 800

102

4

92,0

5 950

88

4 900

90

4 700

86

3 900

Hl5

472

115

7 400

111

6100

105

5 600

10(0

4 600

128

5

144

9 250

139

7 600

125

6 550

120

5 400

141

57з

170

11 000

164

9100

160

8 400

155

6 900

154

6

200

13 200

193

11000

185

9 800

175

8 000

179

7

275

18 000

265

15 000

250

13100

240

. 10 700

204

8

365

23 500

352

19 500

330

17 300

315

14 200

229

9

460

30 000

440

25 000

420

22 000

400

18 000

254

10

569

36 600

550

30 000

520

27 000

495

22 000

279

И

690

44 500

660

37 000

625

33 000

595

27 000

304

12

820

53 000

790

44 000

740

39000

700

33 000

329

13

965

62 000

930

51000

880

46 000

840

38 000

354

14

1 110

72 000

і

070

60 000

1000,

53 000

950

44 000

381

15

1 280

82 000

і

230

68 000

1170

60 000

1 110

49 000

407

16

1 450

92 000

і

400

76 000

1 330

68 С00

1260

56 000

432

17

1640

105 000

і

580

87 000

1 500

77 000

1 430 •

63 000

457

18

1840

118 000

і

770

97 000

1 680

86 0С0

1 600

70 000

483

19

2 050

132 000

і

970

109 000

1 880

96 000

1 780 >

79 000

508

20

2 280

146 000

2

200

120 000

2 070

106 000

1 970

87 000

[1] Общие сведения

Умение хорошо управлять гидросамолетом на воде при раз­лично складывающейся обстановке на море обеспечивает летчику сохранность гидросамолета и дает ему возможность правильно выполнить необходимый маневр.

Ввиду того что обстановка на море бывает чрезвычайно разно­образной, летчик должен хорошо знать в каждый момент соот­ношение сил, действующих на гидросамолет в целом и его органы управления, для принятия решения о применении пра­вильного маневра.

Хотя управление гидросамолетом на воде следует в большей части тем же законам, как и управление вполне оснащенным кораблем, но мореплавателю не приходится иметь дело с воз-