ПРОИЗВОДСТВО АВИАЦИОННЫХ НОРМАЛЕЙ

Производство авиационных нормалей, в основном болтов и га­ек, сосредоточено на специализированных ф|#рмах, в том числе на фирме «Кейлок».

Фирма «Кейлок» выпускает в основном самоконтрящиеся гай­ки. Номенклатура выпускаемых гаек, которые применяют все фирмы авиакосмической промышленности, включает более 4000 типоразмеров.

За счет снижения массы гаек, достигнутого фирмой «Кейлок», удалось снизить массу самолета В-747 на 260 кг.

Заготовки гаек изготавливают на холодновысадочных автома­тах из бунта проволоки или из прутка, заготовки титановых гаек— из мерных прессованных прутков.

Резьбу в гайках нарезают на резьбонакатных автоматах с ис­пользованием метчиков. Все автоматы имеют загрузочные вибро­бункеры. Гальванопокрытие гаек фирма «Кейлок» не проводит, эту операцию выполняет другая специализированная фирма. Фирма «Кейлок» /проводит только кадмирование гаек и термохимическую

т

обработку, а также выполняет термохимикомеханическое ‘покрытие гаек (для ГТД) из жаропрочных сталей специальной молибденовой смазкой фирмы «Драй Луп», выдерживающей температуру до 650° С.

Кроме гаек, фирма «Кейлок» осваивает и производство бол­тов, в том числе новых болтов с рифленой поверхностью стержня (вместо гладкой). Фирма «Кейлок» выпускает также детали кре­пежа из титанового сплава, но в ограниченном количестве, так как из-за высокой цены на него отсутствует спрос. Фирма «Боинг», применявшая вначале титановый крепеж на самолете В-747, заме­нила его алюминиевым крепежом. На самолете DC-10 доля тита­нового крепежа составляет свыше 50% (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Применение крепежных элементов в самолете DC-10*

‘Піп крепежа

Материал

Применение

Вид соединения

Количество деталей крепежа иа 1 самолет, шт.

Масса деталей крепежа на 1 самолете, кг

Сплошные

заклёпки

Алюминиевый

Сплав

В конструк­циях постоян­ной небольшой толщины

80% закле­почных соеди­нений

1250000

950

. Штыри

Титановый сплав, сталь

В конструк­циях постоян­ной небольшой толщины

100% штыре­вых соединений

400000

850

Винты и бол­ты (утоплеийые винты)

Титановый

сплав

В съемных конструкциях

50% винто­вых и болтовых соединений

ІІ00000

225 і

* Крепежный элемент из двух частей, например винт и гайка, считают как один.

‘ t ‘ ‘

Все новые болты и гайки проходят прочностные, усталостны^, коррозионные и другие испытания. Объем этих испытаний состав­ляет несколько тысяч часов. Конструкции гаек фирмы «Кейлок» соответствуют стандартам США на нормали.

На производственной площади 20250 м2, которой располагает фирма «Кейлок», размещено девять цехов. Всего на фирме работа­ет 500 человек, в том числе около десяти инженеров-разработчи — ков. На заводе фирмы установлено около 500 станков и применя­ется более 25000 различных приспособлений.

3.8. формование трубопроводов и других деталей

ИЗ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

При изготовлении элементов трубопроводных систем и других деталей из неметаллических материалов в производстве самолета В-747 широко применяют различные способы формования: выклад-

т


Рис. 3. 55. Гипсовые оправки после иаиесеиия разделительной лаковой

пленки

Рис. 3.56. Гипсовые оправки для изготовления малогабаритных стек­лопластиковых деталей

ка на оправки (гипсовые формы одноразового применения), фор­мование при сложном вращении, вакуумное формование, прессова­ние стекловолокнистого мата.