Снятие гидросамолета с мели

Если аварийный гидросамолет стоит на мели, то задача спа­сения заключается либо в разборке гидросамолета на месте на части и транспортировании их в базу, либо в стаскивании гидро­самолета с мели и его буксировке до крана, вызванного к месту аварии, но не могущего подойти к гидросамолету из-за мелко­водья. Необходимо помнить, что съемка гидросамолета с мели должна быть произведена как можно скорее, так как ухудшение погоды может повести за собою гибель гидросамолета.

Если гидросамолет мало или совсем не поврежден, то, заделав мелкие повреждения и по возможности разгрузив его (в случае необходимости — снять мотор), нужно попробовать стащить его с мели, пользуясь соответствующими пловучими средствами. Предварительно должен быть обследован район посадки гидро — ‘ самолета на мель и выбрано направление для стягивания его, наиболее благоприятное в смысле качества грунта, отсутствия камней и наличия достаточных глубин.

Гидросамолет с повреждениями плавающих частей предвари­тельно исправляется указанными выше способами, а затем, если это нужно, разбирается и лишь после этого стягивается с мели. Для облегчения схода с мели рекомендуется во время стягивания раскачивание гидросамолета (продольное и поперечное), что во многих случаях дает хорошие результаты.

Буксирные концы для стягивания гидросамолета должны кре­питься за наиболее прочные его части (реданный уступ, башмаки крепления подмоторной рамы или лонжеронов и т. п.). Число мест крепления должно быть таково, чтобы распределить дей­ствующие усилия на возможно большую площадь, уменьшив этим напряжения в местах закрепления тросов.

Перед началом стягивания рекомендуется заготовить некоторое количество бочек на тот случай, если заделки повреждений бортов или днища гидросамолета пострадают при стягивании и появится необходимость при помощи бочек поддержать гидро­самолет на плаву или выровнять его диферент.

Если аварийный гидросамолет выбросило на берег, то реко­мендуется первым делом оттянуть его от воды, чтобы обеспечить от ударов прибоя и заноса песком, для чего в помощь людям можно нрименятьчгали или ворот, укрепляя их к кольям, вбитым в землю, а также доски и катки. Гидросамолет следует поста­вить на доски и затем катить по каткам. Бттащив гидросамолет, надлежит прочнб установить его на продольных досках, что зна­чительно облегчит впоследствии спуск его на воду после ремонта.

После этого из баков гидросамолета, принимая все меры пре­досторожности, перекачивают бензин в бочки, откатывают их от места стоянки и выставляют охрану.

Если повреждения днища нейелийй и осмотр его можно про­извести с внутренней части гидросамолета, то поднимать его не стоит и проще подкопать песок между продольными распер­тыми досками, чтобы работать у днища. [Если грунт не позво­ляет таким способом добраться до днища, то гидросамолет не­обходимо приподнять при помощи домкратов, подкладывая бруски или доски так, чтобы они не мешали при производстве работ.

Когда гидросамолет установлен в удобное для работ положе­ние, его укрепляют,^тросами, ввязанными в колья или штопоры, чтобы обеспечить от перекидывания порывами ветра.

В дальнейшем в зависимости от состояния гидросамолета и расстояния, отделяющего место посадки гидросамолета от базы, решается вопрос об его полной разборке и транспортировании частей на базу или об исправлении повреждений на месте аварии и спуске его на воду.

Спуск гидросамолета на воду, если нет тележки, производится по временному спуску на катках. Для облегчения работы по спуску на воду тяжелого гидросамолета с успехом применяется буксировка с помощью наличных пловучих средств, а в случае невозможности их подхода к берегу заводятся якоря, и гидро­самолет спускается на талях.

Стаскивание гидросамолета с помощью пловучих средств требует большой сноровки и осторожности. Не следует при этом прибегать к работе машин, а лучше стаскивать гидросамолет, тодбирая стравленную в достаточном количестве якорьцепь.

Перед спуском необходимо произвести обследование глубин и убедиться в отсутствии камней, соответственно отмечая вешками безопасный фарватер.