Стимулирующие и дестабилизирующие эксплуатационные факторы

Приведенное выше разделение эксплуатационных факторов на естествен­ные и искусственные позволило рассмотреть нагрузки, действующие на ЛА в процессе эксплуатации, с точки зрения их происхождения. Те­перь рассмотрим классификацию эксплуатационных факторов еще по одному признаку, определяемому как отношение той или иной сис­темы ЛА к тому или иному эксплуатационному фактору. По этому признаку эксплуатационные факторы можно разделить на две группы [124]:

• основные, на которые та или иная система ЛА должна реагиро­вать в соответствии со своим назначением (например, система терморегулирования (СТР) должна в первую очередь реагиро­вать на изменение температуры ЛА). Такие полезные эксплуа­тационные факторы называются стимулирующими и способству­ющими функционированию объекта;

• негативные (вредные), на которые та или иная система ЛА не должна реагировать, т. е. должна достаточно эффективно про­тивостоять воздействию этих факторов. Вредные, не способ­ствующие нормальному функционированию той или иной сис­темы ЛА факторы называют дестабилизирующими.

Такое разделение эксплуатационных факторов определяется не источником возникновения и не физической природой фактора, а отношением к этому фактору различных систем ЛА, так как воздей­

ствие одного и того же фактора для одной системы ЛА может рас­сматриваться как полезное действие, а для другой — как вредное, дестабилизирующее ее работу. Так, повышение температуры являет­ся основным стимулирующим фактором для СТР и в то же время оказывает вредное дестабилизирующие воздействие на другие систе­мы КА. Тем не менее такое разделение факторов важно с точки зре­ния установления очередности наземных испытаний систем ЛА. Оче­видно, что в первую очередь необходимо испытать и оценить качество работы той или иной системы ЛА при воздействии основных факто­ров и только затем испытывать и выявлять характер поведения испы­тываемой системы при воздействии негативных (вредных) дестаби­лизирующих факторов.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит роль информации об эксплуатационных условиях в создании ЛА?

2. На какие две группы подразделяются действующие на ЛА эксплуата­ционные факторы по источнику их возникновения?

3. На какие классы подразделяются естественные эксплуатационные факторы, действующие на ЛА?

4. На какие классы подразделяются искусственные эксплуатационные факторы, действующие на ЛА?

5. Приведите и кратко охарактеризуйте факторы космического простран­ства.

6. Сформулируйте три категории силового воздействия на летательный аппарат.

7. Сформулируйте виды динамических механических нагрузок, действу­ющих на ЛА.

8. В чем заключаются особенности изделий авиационной и ракетно — космической техники как колебательной системы?

9. Сформулируйте основные характеристики вибрации.

10. Сформулируйте основные характеристики удара.

И. Что понимается под перегрузкой, действующей на ЛА?

12. Приведите группы возмущающих факторов, действующих на ЛА.

13. Дайте формулировку стимулирующих и дестабилизирующих эксплу­атационных факторов.

Глава 6