Автоматический радиокомпас АРК-11
Авиационный автоматический радиокомпас предназначен для самолетовождения по приводным, широковещательным станциям и радиомаякам. Он обеспечивает непрерывный отсчет курсового угла и позволяет решать следующие навигационные задачи: осуществлять полет на радиостанцию и от нее с визуальной индикацией курсового угла;
определять пеленг на радиостанцию по указателю курса (используя прибор, указывающий компасный курс);
совершать посадку по приборам по системе ОСП; принимать и прослушивать сигналы средневолновых станций в диапазоне частот 120-М340 кгц.
Состав АРК и назначение основных блоков.
Приемник осуществляет усиление и преобразование принятых сигналов радиостанций и сигналов управления; обеспечение дистанционной настройки радиокомпаса.
Пульт управления позволяет производить дистанционное управление радиокомпасом.
Антенные блоки служат для усиления сигнала дополнительной рамочной антенны и усиления сигнала ненаправленной антенны и согласование ее с нагрузкой.
Рамка производит направленный прием сигналов радиостанций.
Блок питания обеспечивает питание блоков радиокомпаса необходимыми переменными и постоянными (выпрямленными) напряжениями.
Эквивалент кабеля 15 м предназначен для согласования выхода настроенного антенного блока с входом приемника.
Коммутационная коробка применяется для подключения на вход приемника ненаправленной или дополнительной рамочной антенны.
Индикатор настройки позволяет осуществить точную настройку на радиостанцию (по максимуму).
Указателями курсового угла являются два прибора PMI1 (из комплекта «КУРС-МП-1») и указатель штурмана УШДБ-2.
Принцип действия.
Работа АРК основана на использовании направленной характеристики приемной антенны (рамки). Диаграмма направленности рамочной антенны имеет форму восьмерки. Максимальный сигнал в рамке наводится в том случае, когда плоскость ее витков совпадает с направлением на пеленгуемую радиостанцию. При перпендикулярном расположении этой плоскости относительно радиостанции сигнал равен нулю (положение пеленга). При повороте рамки влево или вправо от положения пеленга в ней наводятся ЭДС, фазы которых изменяются на 180° в зависимости от направления поворота. Одновременно с приемом на рамочную антенну прием ведется на шлейфовую антенну. Ее диаграмма направленности имеет форму круга. Величина и фаза сигнала, принимаемого этой антенной, не зависит от направления на радиостанцию. Сигналы обеих антенн усиливаются и преобразуются приемником таким образом, что на его выходе возникает напряжение, возвращающее рамку с помощью управляющей схемы в положение пеленга. Угол отклонения рамки в положение пеленга от направления полета самолета (КУР) передается на указатель курсового угла.
АРК может работать в четырех режимах: «Компас-1», «Антенна», «Рамка», «Компас-П».
Приемник компаса — супергетеродин с двойным преобразованием частоты. Диапазон частот 120-М340 кгц разбит на восемь поддиапазонов с перекрытием 160 кгц. Высокая точность настройки обеспечивается использованием высокостабильного первого гетеродина и кварцевого второго гетеродина. В компасе предусмотрена плавная и автоматическая настройка (на девять заранее выбранных частот).
Установка частоты для приема радиостанций при настройке обоих видов производится непосредственно по шкале пульта управления без дополнительной измерительной аппаратуры. Позывные принимаемых радиостанций контролируются на слух. ЛР1 имеет широкую и узкую полосы пропускания, что обеспечивает устойчивую работу в условиях помех. Управление компасом полностью электродистанционное.
Все основные органы управления компасом расположены на пульте (рис. 278).
Работа схемы. При пеленговании с помощью АРК прием ведется на две антенны: рамочную (направленную) и шлейфовую (ненаправленную). Наведенная в рамке ЭДС (рис. 279, а) после усиления подается на коммутатор фазы. Здесь фаза этого напряжения периодически с частотой местного звукового генератора изменяется на 180° (рис. 279, в). Преобразованный сигнал поступает в антенный контур («контур сложения»). В этот же контур вводится сигнал ненаправленной антенны (рис. 279, г). При совпадении фаз амплитуда результирующего сигнала увеличивается, при несовпадении — уменьшается.
Следует отметить, что сигналы от рамочной и шлейфовой антенн сдвинуты по фазе на 90°, но после преобразования в схеме радиокомпаса они приходят к контуру сложения софазнымн либо противофазными.
Вследствие периодического изменения фазы сигнала рамочной антенны на 180° результирующий сигнал модулируется по амплитуде (рис. 279, б). Частота модуляции равна частоте местного звукового генератора, амплитуда ее пропорциональна углу
Рис. 278. Органы уп-
равления компасом:
1 — переключатель рода работ; 2 — официроваииые кнопки 1—9 (девять штук); 3 — переключатель «Диапазон» с рычажком-фиксатором; 4 — ручка «Рег. громк.»; 5 — ручка «Настройка грубая» с рычажком-фиксатором; 6 — переключатель «Л—П рамка»; 7 — кнопка переключения пультов; 8 — переключатель «Узк-шир»; 9 — переключа
тель «Тлгтлф»; 10 — ручка
«Подсвет»; II — ручка «На-
стройка плавная»;
отклонения рамки, а фаза определяется направлением отклонения от положения пеленга. Следует помнить, что кроме этой модуляции, сигнал радиостанции может иметь собственную модуляцию. Собственная модуляция задерживается схемой компасного выхода и на работу системы пеленгации не влияет. Огибающая собственной модуляции после детектора усиливается в каскадах телефонного выхода, после чего поступает на телефоны.
Полученное результирующее напряжение из контура сложения поступает в обычный супергетеродинный приемник, где усиливается, дважды преобразуется по частоте и детектируется. Выделенная на детекторе огибающая частоты местного звукового генератора усиливается в компасном канале и подается на управляющую схему (рис. 279, е), которая вырабатывает напряжение частотой 400 гц (фаза этих напряжений одинакова).
С выхода управляющей схемы выработанное напряжение поступает на мотор вращения рамки (рис. 279, ж). Управляющая обмотка электродвигателя включена таким образом, что под воздействием поступившего сигнала он возвращает рамку в положение пеленга (рнс. 279, з). Угол между положением пеленга и направлением полета самолета с помощью сельсинной передачи отрабатывается указателем курса.
Режим «Компас-П» (рис. 280). В этом режиме вместо ненаправленной антенны включается дополнительная рамочная антенна, плоскость витков которой перпендикулярна плоскости витков основной рамки. Направление максимального приема этой антенны соответствует направлению пеленга основной рамки.
При отклонении рамки от положения пеленга в пределах ±90° АРК работает так же, как и в режиме «Компас-1». При отклонениях основной рамки, превышающих эти пределы, фаза напряжения от дополнительной рамки меняет знак на обратный. В результате этого изменяется таким же образом фаза напряжения амплитудно-модулированного сигнала на выходе коммутатора фазы и, следовательно, направление вращения мотора. Мотор поворачивает рамку в положение, отличающееся на 180° от положения нулевого пеленга основной рамки. Неоднозначность указания истинного пеленга в этом режиме производится переключением АРК в режим «Компас-1». Режим «Компас-П» используется при работе с большим уровнем электростатических помех.
Режим «Рамка». Коммутатор фазы работает как обычный усилитель высокой частоты. Звуковой генератор и управляющая схема отключаются, а приемник работает только для усиления сигнала рамочной антенны. Пеленгование производится по пропаданию сигнала пеленгуемой радиостанции в телефонах при повороте рамки (либо по минимальным показаниям индикатора настройки). Вращением рамки управляют с помощью переключателя «Л—П рамка». Напряжение на управляющую обмотку мотора подается через этот переключатель непосредственно от блока питания.
Режим «Антенна». Отключается зуковой генератор, управляющая схема и весь рамочный вход. АРК работает как обычный средневолновый приемник. Режим используется при настройке
на станцию либо при работе АРК в качестве резервного приемника.
Питание АРК осуществляется от бортовых сетей переменного тока напряжением 115 в, частотой 400 гц и постоянного тока напряжением 24 в.
Основные технические данные АРК-11
Дальность действия по приводу на высоте порядка 1000 м, км не менее 450 Диапазон частот, разбитый на восемь поддиапазонов с пере
Особенности эксплуатации АРК-11. Все работы по снятию н установке производятся только при полностью выключенном АРК — В открытые штепсельные разъемы не должна попадать влага, грязь и посторонние предметы, поэтому сразу же после расстыковки разъемов необходимо надеть на обе их части предохранительные чехлы. В процессе эксплуатации АРК-11 необходимо выполнять следующие требования:
не включать кнопки автоматической настройки при открытых рычажках-фиксаторах;
при плавной установке частоты ручкой «Настройка грубая» необходимо предварительно вытянуть ручку «Настройка плавная» «на себя» до упора;
в случае безостановочного вращения механизма автоперестройки после нажатия одной из номерных кнопок надо включить -.ругую кнопку для остановки механизма, а затем вернуться к нужной кнопке;
при работе АРК одна из 10 кнопок на пульте управления должна быть включена;
в случае работы с нестабильными по частоте приводными станциями надо производить подстройку ручкой «Настройка плавная» в пределах 2-нЗ кгц (от номинальной частоты радиостанции) до максимального отклонения стрелки индикатора настройки;
во избежание поломки блока направленной антенны необходимо при введении девиации рамку поворачивать плавно, без рывков, а вращать винты компенсации только после совмещения нулевой риски шкалы поправок с оцифрованной риской неподвижной шкалы рамки (0, 15, 30, 40° и. т. д.). При этом вращать только тот винт, который находится против нулевой риски шкалы поправок. В АРК-11 при эксплуатации производятся следующие проверки:
работоспособность в режиме плавной настройки;
установка фиксированных частот;
установка регулятора «Отзывчивость»;
установка регулятора «Усиление приемника»;
регулировка компенсатора радиодевиации.