Беспилотные аппараты. . Ієни нградского. цистит} та авиационного. приборостроения *

0
202

Работы по роектированию и практической реализации ДПЛА в ЛИАП ведутся в Студенческом КБ с 1984 года и в Лаборатории техни­ческого моделирования с 1993 года Новая для института тематика была предложена начальником СКБ В. А.Воробьевым Работы в области проектирования и создания ДПЛА позволили использовать на практике наработки авиапрпборостроительных кафедр дтя использования на мало­размерных аппаратах, предназначен­ных для практического применения.

Аппаратура радиоуправления приборы бортовой автоматики и часть целевой нагрузки разраба­тывались также в сіснах института, что способствовало повышению уровня подготовки студентов по профильным для института специ­альностям.

Первые реализации ДПС в ЛИАП являлись продолжением опыта известных в стране авнамоделнеюв института. Созданные к лету 1985 года скоростной многоцелевой ДПС высо­кой тяговооружснностн СКБ-01 н двухбалочнын мотопланер СКБ-03 с крылом большого удлинения были выполнены с использование тради­ционной модельной технологии с применением двшатслен н аппара­туры управления спортивных мо­делей.

Радиоуправляемый самолет СКБ-1 (авторы проекта: В А Воробьев, А В. Киреев А Н Нестеровнч) со взлетной массой 5,7 кг нес полезную паїрузку до 1 кг

Радиоуправляемый моторный планер СКБ-03 (авторы проекта Э. А.Бычков, Ю. Г Шмняров)обладал полетной массой до 6,5 кі Кроме аппаратов с жестким крылом в 1986 году студентами А А. Семеновым и

На снимках (сверху вниз):

ДПЛА на испытаниях 1986 года,

— радиоуправляемый самолет (СКБ 01);

— радиоупраичяемыи моторный планер (СКБ 03);

мини мотопланср

Беспилотные аппараты. . Ієни нградского. цистит} та авиационного. приборостроения *Подпись: адиоуправляемын вертолетБеспилотные аппараты. . Ієни нградского. цистит} та авиационного. приборостроения *Беспилотные аппараты. . Ієни нградского. цистит} та авиационного. приборостроения *Подпись: Радиоуправляемый мини чотодельтаплан с управлением балансирного типа Радиоуправля- емый мини- мотоде іьта- плаи с управ гением аэро- динамического типа М. М.Игнатьевым под руководством

В. Г.ФеДЧСНКО быЛП Построены МИІІІІ — моготельтап. эаиы с управлением балансирного и аэродинамического типов (в последующие годы В. Г.Фел — ченко осуществил проектирование ряда пилотируемых мотодельтапла­нов и организовал серийный выпуск двухместного мотодельтаплана FO-2 для авиационно-химических работ)

Работа по созданию автоматики и борговон системы управления с передачей на наземный пункт опе­ратору данных о пространственном положении ДПЛА была прекращена на стадии испытаний макетного образца. По мнению Заказчика для управ ієния малоразмерных ДПЛА в пределах прямой видимости на даль­ности (на высоте) до 800-1000 м было достаточно наличие надежной аппа ратуры радиоуправления. На всех разработанных ранних ДПЛА при­менялась система радиоуправления без обратной связи с выведением аппарата в восходящую спираль при отсутствии радиосигнала.

Перечисленные аппараты в октябре 1985 года были испытаны в Кавказском государственном био­сферном заповеднике

В 1986году выпущен могон. іанср с крылом пятиметрового размаха, при взлетной массе 9 кг полезная паї рузкл достигала 5 кі.

Для осуществления общего прог­рессив ного направления работ и выполнения заказанныхпроектов было необходимо провести качест­венный переход к современному уровню формирования конструкций ДПЛА. Предметом разработки и освоения являлись конструкции из композиционных маїерналов. пено­пластовых и Сандвичевых. Парал­лельно выполнялись заказы некото­рых авиационных фирм на разработ ку и изготовление элементов бортовых систем ДПЛА различного назначения в і ом числе: малогабарн гной системы регистрации аэрометрических пара­метров, маломощного сервопривода с электромеханическими машинками типа "раздвижная тяга” и т. д. Все это применялось и в конструкциях ДПЛА собственного исполнения.

Чернобыльская катастрофа 1986 года поставила перед разработчиками техники задачу создания дистан­ционно управляемых средств для наблюдения за обстановкой и для

Спортивная модель

радиоуправляемого

вертолета


Разработки студенческих конструкторских бюро


Беспилотные аппараты. . Ієни нградского. цистит} та авиационного. приборостроения *

Радиоуправляемый вертолет
”Рубикон"

(два верхних сничка)

проведения дезак гивационных работ. Объединение СКБ ЛИАП активно по дключи юсь к работам по созданию дистанционно пилотируемый верто­лет для контроля обстановки в зоне повышенной радиации.

Проектирование ДГ1ЛА для решения практических задач — ДПС "Азроробот" и ДГ1В "Рубикон" — осуществлялось под руководством

B. А. Воробьева при участии студентов

C. Амелина, Д. Воробьева. М. Ипа­тьева, А. Киреева, С. Чеснокова и др. Основой для проектирования верто­летов практического назначения послужили работы С. Аметипа, кото­рый впервые в городе на Неве пост­роил и испытал два типа радиоуп­равляемых вертолетов спортивного назначения с взлетной массой около 6 кт.

Первая спортивная моде п. радиоуправляемого вертолета

С. В.Амелина и А. В.Киреева была создана па основе изучения публи­каций© зарубежных аналої ах. Модель массой 6,5 кг несла полезную наї рузку 0,6 кг и совершала полеты в радиусе 500 м от оператора. Моде п, испыты­валась и па надувных поплавках.

По заказу городской Госавто — инспскции проецировался микро — вер юле I с размещением па борту ■ слскамсры тля оценки загру женности транспортных магистралей. На пер­вом э і апе нсслелова сельской работ ы быт использован элек і ровер голет В. С.Слепкова для подъема пятикило-‘ граммовой телекамеры на стомет­ровую высоту, питание осуществ­лялось по кабелю от наземного источника.

Аэродинамические расчеты по проектам вертолетов, их характе­ристик и режимов полета проводились В. С.Слспковым. Им же разработаны конструкции композитных лопастей несущих винтов, проведены их изго­товление и испытания.

По заданию ПО "СпсцАтом” под руководством В. А.Воробьева в 1989- 1990 годах коллектив СКБ ЛПАП спроекі провал и изготовил малораз­мерный диета ІШІІОІПІО-ПИЛО і ируемый вертолет "Рубикон" для проведения радиационной п визуальной разведки в зонах АЭС. В конструкции вертолета реализован принцип действия одно-

Радиоуправляе. чый вертолет
"Рубикон-2"

(два нижних снимка)

Подпись: винтового вертолета с хвостовым рулевым винтом. Стабилизация аппарата в полете и управление циклическим шагом лопастей несущего винта обеспечивалась посредством серволопатокПодпись:Подпись:Подпись: ДІІЛА "Аэроробот" Хиллера. В контуре управления полетом вертолета использовался демпфер курса, компенсирующий внешние возмущения, вызыва­ющие его изменение. Эту задачу решал малогабаритный двух­степенной гироскоп с электронным блоком суммирования сигналов гироскопа и активного сигнала управления по курсу, поступа­ющего от дешифратора команд радиоуправления с земли. Управ­ление вертолетом по всем степеням свободы и работой двигателя внутреннего сгорания осуществ­лялось в пропорциональном режиме. Система бортового эле­ктроснабжения обеспечивала ак­кумуляторное питание системы управления полетом и питание от генератора переменного тока гироскопов демпфера курса и пассивной стабилизации поло­жения бортовой телевизионной камеры.

Первый полет вертолет вы­полнил в 1991 году. Вертолет может быть использован для
оснащения аварийно-технических центров и отрядов для проведения дистанционных осмотров территорий, подвергшихся воздействию природ­ных катастрофических явлений, или при чрезвычайных ситуациях, воз­никших в результате аварий антропо — н техногенного происхождения.

Под руководством В. А.Воро­бьева в 1993 году был разработан проект вертолета "Рубикои-2". В обеспечение создания натурного дистанционно-плотируемого верто­лета и для иллюстрации результатов эскизной компоновочной проработки концепции малоразмерного беспи­лотного вертолета была создана компоновочная модельв масштабе 1/3 натуральной величины. Модель устанавливает взаимное расположе­ние внешних и внутренних устройств и является основой для дальнейшеї о уточненного проектирования, расче­тов на прочность и организации внутренних коммуникаций.

Радиоуправляемый самолет (дис­танционно пилотируемый самолет — ДПС) "А роробот" создан в СКВ в 1988 году под руководством В. А.Во­робьева при участии М. Игнатьева.

С. Дмитрнсва, С. Чеснокова.

ДПС "Аэроробот" выполнен по заданию НИИ систем связи и управ­ления и предназначен для решения задач, связанных с проектированием и эксплуатацией среде і в радиосвязи. Самолет может быть использован в качестве носителя любой исследо­вательской или целевой аппаратуры с параметрами, находящимися в пре­делах допустимой массы полезной нагрузки и ее габаритов (1100х200х 180 мм), для решения многих задач, связанных с наблюдением поверх­ности земли с высоты. Транспор­тировка аппарата, изготовленного с широким испьзованием композицион­ных материалов, осуществляется в разобранном виде, подготовка к применению ДПС занимает около 30 минут. Конструкция хвостового оперения позволяет использовать для запуска двигателя на земле электро­механический стартер, расположен­ный на тележке, подкатываемой под оперение сзади. В ходе летных испы­таний ДПС проведена отработка парашютной системы посадки.

В 1989 году был разработан проект ДПС на базе аппарата "Аэроробот" и проведено его полномасштабное макетирование.