Момент демпфирования
Важной характеристикой, определяющей параметры вращения дельтаплана, является коэффициент демпфирования m*z. Как показано в разделе 1.3.1, этот момент направлен против вращения и замедляет его.
Исследования, проведенные на упругоподобной модели крыла дельтаплана “Славутнч-УТ” в аэродинамической трубе, показали интересные особенности. В районе околонулевых углов атаки, момент демпфирования изменяет знак с отрицательного на положительный, т. е. появляется антидемпфирование крыла. Это значит, что на околонулевых углах атаки антндемпфнрующнй момент раскру-
чивает крыло. На рис. 4.2.4-1 приведена характеристика продольного демпфирования крыла дельтаплана “Славутнч-УТ” фирмы Ан.
Этот парадокс объясняется тем, что при изменении знака Су на крыле обшивка «прохлопывает» вниз. У жесткого самолетного крыла такого антидемпфнрования не наблюдается.
Это важная особенность дельтаплана, способствующая затягиванию его в кувырок.