Момент демпфирования

Важной характеристикой, определяющей параметры вращения дельтаплана, является коэффициент демпфирования m*z. Как пока­зано в разделе 1.3.1, этот момент направлен против вращения и замедляет его.

Исследования, проведенные на упругоподобной модели крыла дельтаплана “Славутнч-УТ” в аэродинамической трубе, показали интересные особенности. В районе околонулевых углов атаки, мо­мент демпфирования изменяет знак с отрицательного на положи­тельный, т. е. появляется антидемпфирование крыла. Это значит, что на околонулевых углах атаки антндемпфнрующнй момент раскру-

чивает крыло. На рис. 4.2.4-1 приведена характеристика продольного демпфирования крыла дельтаплана “Славутнч-УТ” фирмы Ан.

Этот парадокс объясняется тем, что при изменении знака Су на крыле обшивка «прохлопывает» вниз. У жесткого самолетного крыла такого антидемпфнрования не наблюдается.

Это важная особенность дельтаплана, способствующая затяги­ванию его в кувырок.