РАМЫ ДВИГАТЕЛЕЙ

Рамы двигателей вертолетов не имеют принципиальных конструктивных отличий от рам звездообразных двигателей самолетов и выполняют аналогичные с ними функции. Ра­мы делаются легкими, но вместе с тем достаточно жесткими и вибростойкими.

В отличие от стержней рам самолетов стержни рам вер­толетов делаются съемными, а иногда и регулируемыми по длине. Это необходимо для обеспечения установки двига­теля в отсек фюзеляжа и правильной нивелировки его в этом отсеке—под строго определенным углом, заданным техническими условиями.

В зависимости от конструкции вертолета двигатели на них могут быть установлены под самыми различными угла­ми к горизонтальной оси вертолета. В эксплуатации имеют­ся вертолеты, у которых двигатель установлен горизонталь­но (Ми-1), вертикально и даже под углом (Ми-4) к гори­зонтальной оси. Однако независимо от расположения дви­гателя установка его на вертолет должна быть произведе­на весьма точно, с очень небольшими допусками.

В полете вертолета рама воспринимает нагрузки от веса двигателя, его реактивного момента, от инерционных сил, возникающих при неустановившемся движении вертолета и различных маневрах.

Кроме того, рама двигателя вертолета постоянно испы­тывает периодические знакопеременные нагрузки, возни­кающие от работы несущего винта, редукторов и трансмис­сии.

Чтобы предохранить раму от разрушения под действием на нее всех перечисленных сил и моментов, применяют амортизаторы. Однако при этом не всегда удается полно­стью смягчить эти силы и моменты, что может привести в эксплуатации к возникновению трещин на раме. Чаще всего трещины имеют усталостный характер.

Все это требует в эксплуатации систематического и тща­тельного осмотра рамы. Инструкция по эксплуатации тре­бует, чтобы рама двигателя осматривалась после каждого полета. Каких-либо других работ в процессе эксплуатации вертолета по раме двигателя не предусматривается.

Амортизаторы рамы двигателя обладают очень высоки­ми амортизационными качествами, для чего они изготавли­ваются обычно из натурального каучука. К сожалению, та­кая резина не является маслобензостойкой. Поэтому при обслуживании вертолета нужно следить, чтобы бензин или масло не попадали на амортизаторы. При случайном попа­дании бензина или масла на резиновые амортизаторы они должны быть немедленно далены с амортизаторов во из­бежание их разрушения.

*