Легенда о Дедале и Икаре. Планеры

Миф о Дедале и сыне его Икаре возник в Афинах и дошел до иас благодаря поэме Овидия «Метаморфозы». ‘

Дедал, потомок Эрехтея, был художником, скульптором, зодчим и инженером, изобрел множество инструментов, в частности — топор и бурав. Афинский ареопаг (суд) приговорил Дедала к смерти за убийство своего талантливого ученика и племянника Тала, поэто­му Дедал был вынужден бежать на остров Крит к могущественному царю Миносу, сыну Европы и Зевса. Знаменитый Лабиринт — г — дво­рец, из которого нельзя было найти выхода — одна из построек, вы­полненная Дедалом. В этом дворце Минос поселил своего сына — ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка. Чтобы спастись от Миноса и стать свободным, Дедал изготовил из перьев, льняных ниток и воска четыре больших крыла — для себя и сына Икара. И вот крылья укреплены на спинах, а руки продеты в специальные петли. Хорошо известно, что молодой Икар во время полета приблизился к Солнцу, воск растопился, перья рассыпались, и он погиб в морской пучине, дав части Эгейского моря, между ост­ровами Самос, Парос и берегами Малой Азии, название Икарийско — го. ,

Существуют и другие — отрывочные, но более правдоподобные сведения о Дедале: «крылья» он начал делать в «тюрьме», «камера» которой представляла собой просто-напросто глубокую яму, выко­панную на побережье. Таких ям было много, и охранники только из­редка убеждались в наличии всех узников. __

Дедал, будучи хорошим инженером, из своей ямы мог наблюдать лишь за полетом птиц, поэтому нет ничего удивительного в том, что у него возникла мысль построить себе огромные крылья. В ямах гнездились дикие пчелы и голуби, росли молодые побеги ивы. Ни­тки можно было выдернуть из одежды. По-видимому, не составило большого труда убедиться, что пчелиный воск — такой мягкий днем на Солнце, ночью, когда холодно, приобретает исключитель­ную прочность. Ивовые прутья — тоже уникальный строительный • материал — у них, кроме гибкости, большое отношение прочности к весу. Работа, по-видимому, продолжалась много месяцев, а то и лет. Не обошлось, конечно, и без экспериментов и тренировок. И вот в одну из ночей Дедал, как по лестнице, выбрался по крыльям из ямы, надел эти крылья иа себя и спланировал с их помощью на морской
берег к стоящим там лодкам. Все остальное придумали любители сочинять легенды, мифы и удивительные истории.

Дедала следует признать мифическим (а скорее всего — реаль­ным) основоположником первых летательных аппаратов — плане­ров, конструкция которых была подсказана самой природой — паре­нием птиц.

Легенда о Дедале и Икаре. ПланерыСреди’ хорошо известных первых планеров, то есть безмотор­ных летательных аппаратов тяжелее воздуха, использующих аэродинамическую подъемную силу, сле­дует назвать планеры конструкции Отто Лилиенталя (1848-1896 г.), на которых он с 1831 г. налетал более 5 ч. и совершил бо­лее 2000 полетов, пока не погиб в одном из них в возрасте 46 лет.

Графическая зависимость между коэф­фициентами подъемной силы Су и силы со­противления Сх (рис. 7) называется в его

честь полярой Лилиенталя,

До Лилиенталя были известны либо действующие модели планеров, либо при­вязные планера — воздушные змеи. В част­ности, создатель отечественного самолета А. Ф. Можайский (1825-1890 гг.) в 1876 г. построил змей-плаиер и дважды сам под­нимался на нем в воздух. Но это ие был свободнолетающий аппарат, как у О. Лилиенталя. Он буксировался тройкой лошадей.

Современная классификация планеров приведена в табл.1

Среди привязных планеров широко распространены воздушные змеи: декоративные, напоминающие своей формой-корабли, само­леты, ракеты, животных и насекомых, а также тренировочные жест­кие, мягкие и надувные. Даже простой спортивный парашют при его транспортировке легковой автомашиной за специальный леер (шнур) способен поднять человека на высоту до 150 м.

Экспериментальные привязные планеры используются для на­турных аэродинамических продувок, для испытаний на привязи сво­боднолетающих аппаратов в условиях реальной атмосферной турбу­лентности и т. д.

Спор­

тивные

Экспе­

римен­

тальные

Энерге­

тические

Инфор­

мацион­

ные

Спор­

тивные

Экспе­

римен­

тальные

Целевые

Космиче с кие

Декора­

тивные

Жесткие

Тянущие

Сигналь­

ные

Парнте-

лн

Жесткие

Транс­

портные

Орби­

тальный

корабль

Жесткие

Мягкие

Ветро­

вые

станции

Радиопе- редаю — ’ щие

Дельтап­

ланы

Мягкие

Десант­

ные

«Буран»

Мягкие

Надув-

Солнеч-

Фото-

Пило-

Надув-

Разведи-

«Спейс

Надув­

ные

ные

ные

станции

Атмос­

ферно-

статиче­

ские

графи-

рующне

тажные

Рекорд­

ные

ные

натель­

ные

Пасса­

жирские

Шаттл»

Современная классификация планеров

Привязные (транспортируемые)

Свободнолетающие

Энергетическое использование привязных планеров — воздуш­ных змеев — пока весьма ограничено. Они могут, в частности, слу­жить эффективным парусом для судов и сухопутных средств: ведь на высоте скорость ветра больше, и парус делается более эффек­тивным. Ветровые электростанции по этой же причине также мо­гут располагаться на змеях, где они более эффективны по сравне­нию с наземными. Большие площади солнечных батарей и их срав­нительно невысокая масса позволяют применять змей-электростаи — цию в тех местах, где поверхность суши и моря не позволяют ис­пользовать их в стационарных условиях. Кроме того, известно не­сколько проектов змеев-электростанций, работающих от атмосфер­ного электричества, особенно в период грозы.

Информационные плаиеры-змеи широко использовались против США во вьетнамской войне в качестве сигнальных средств, антенн и, возможно, носителей фоторазведовательной аппаратуры.

Свободнолетающие планеры используются намного чаще при­вязных. Из спортивных парителей (планёр — слово французское, означающее паритель) можно отметить высокие качества немецкого планера «Нимбус-ЗД», созданного в 1986 г. (Размах крыла 24,6 м, площадь крыла 16,85 м2, удлинение, то есть отношение длины к по-

перечному размеру или средней аэродинамической хорде САХ-36, максимальное аэродинамическое качество Кюах= Су/Сх =57, ско­рость полета при Кшахравна 125 км/ч. Взлетная масса планера 750

кг, а пустого — 400 кг). Широко известны спортивные дельтапла­ны, пилотажные планеры, способные выполнять фигуры высшего пилотажа и специально созданные рекордные машины, предназна­ченные для установления рекордов дальности, продолжительности или маневренности полета. На взлете большинство планеров явля­ются привязными, так как их тянут наземные транспортные средст­ва, стационарные мотолебедки, резиновые амортизаторы или другие летательные аппараты (чаще всего — самолеты). Иногда для старта мотопланера используются поршневые, реактивные или даже ракет­ные двигатели-ускорители. В настоящее время спортивные планеры сертифицируются на стандартные (размах крыла 15 м), открытого класса ( без ограничений размеров) и клубного класса. При этом все они в зависимости от назначения могут быть учебными, тренировоч­ными и целевыми (пилотажными или рекордными).

Экспериментальное планеростроение получило широкий размах в 20-30-е гг. На Всесоюзные соревнования в Коктебель (Планер — ское) в Крыму почти ежегодно привозили все новые и новые конст­рукции О. К.Антонов, К. К. Арцеулов, В. К. Грибовский, Г. Ф. Грошев, В. И. Емельянов, С. В. Ильюшин, С. П. Королев, В. М. Мясищев, В. С. Пышнов, М.К. Тихонравов, А. Н. Туполев, Б. Н, Шереметев, А. В. Улы — бин, Б. Н. Юрьев, А. С. Яковлев и другие. В 1935 г. в ОКБ П. И. Гро­ховского был построен первый надувной резиновый одноместный планер. С. П. Королев построил планер «Красная звезда», способ­ный выполнять «петлю Нестерова». О. К. Антонов в 1942 г. разрабо­тал планер КТ (крылья танка) для десантирования легких танков. Под руководством М. В. Суханова был построен планер с дискооб­разным крылом и оперением «Дископлан И*.

Подпись:В 1932 г. по проекту Б. Д. Урлапова был построен первый в мире 18-местный пассажирско-десантный плаиер.

Целевые планеры, особенно транспортные и десантные, широко использовались во время Великой Отечественной войны и находились на вооружении армий ССР (Ил-32,

Як-14, Ц-25), США, Великобрита­нии, Франции, Германии, Японии и

других стран. На рис. 8 показан один из оригинальных отечествен­ных планеров с дискообразным крылом.

Космические корабли «Буран» (СССР) и «Спейс Шатл» (США) — это тоже планеры, поскольку они совершают в атмосфере Земли безмоторный планирующий полет. Таким образом, планеры достиг­ли космических высот полета (свыше 100 км) и космических скоро­стей входа в атмосферу (свыше 7 км/с или 27 М, где число М — отношение скорости полета к скорости звука). Для таких пла­неров первостепенное значение имеет решение ряда теплофизиче­ских проблем: теплозащиты, теплоизоляции, хранения на борту кри­огенных топлив для двигателей, обеспечивающих управление поле­том в верхних слоях атмосферы, где аэродинамические органы име­ют недостаточную эффективность, и др.