Применение линейной модели человека-оператора к задаче пилотирования вертолета

Ограничим дальнейшее рассмотрение случаем пилотирования на ка­ком-либо установившемся режиме полета в условиях воздействия на вертолет случайных атмосферных возмущений. При этом самонастраи­вающееся (адаптивное) поведение человека, выступающего в роли ре­гулятора, характерно следующими функциями [32, 50].

Структурная организация замкнутой системы:

1. Построение контуров обратной связи — летчик выбирает и ис­пользует те параметры движения (из числа параметров, которые он спо­собен воспринимать), которые более всего приемлемы для использова­ния в качестве обратных связей при решении задачи управления.

2. Построение прямых связей — внутренняя организация таких пу­тей обработки информации в центральной нервной системе, которые бы обеспечили наилучшее (с точки зрения каких-то заданных критериев) решение задачи управления.

«Настройка» системы■—количественное задание параметров пря-

[49] Следует сказать, что величина Кя не является определяющей для оценки летчи­ка. Оценка в гораздо большей мере зависит от постоянных времени Тх и Г2. Опытные данные показывают, что оценка ухудшается с увеличением Т или Г2.

[50] Дальнейшее уточнение этого вопроса нуждается в экспериментальных исследо ваниях.