РАЗНЫЕ МАНЕВРЫ В ЛЕТУ

При желании продолжать опыты с построенным само — етом, можно дать такие советы.

^ Нетрудно заставить модель описывать в воздухе руги или летать не по горизонтальной тразктории, с набором высоты. Этого можно добиться, регулируя оответствующвм образом хвостовое оперение, крылья їли резино-мотор.

Для кружения достаточно пославить киль под углом ! — сью моторной рейки; при этом его можно несколько отнести назад. Для полета в высоту надо в модели, уже опробованной в лету, дать хвостовой поверхности отри­цательный угол встречи, т. е. расположить ее с уклоном передней кромки вниз или задней кромки вверх (срав­нительно с осью моторной рейки). Можно добиться того же и иначе: или некоторым увеличением, путем ре­гулировки, угла встречи крыльев, или установкой резино­мотора и вала пропеллера с некоторым уклоном в пе­редней части вверх. В последнем случае надо простым нажимом пальцами опустить ниже крючок в хвостовом костыле и соответственно несколько переставить голов­ную оковку с подшипником.

Но интереснее испытать в самолете свои органы управления — рули, заставив его подчиняться им, при сохранении обычной регулировки всех других органов, Если это допускает качество взятой проволоки, то ру­лями высоты и поворота могут быть сделаны задние части описанных выше поверхностей—хвостовой и киле­вой; при некотором отгибании их вверх или вниз и влево или вправо будет получаться изменение полета по высоте или по направлению в горизонтальной плоскости. Не лучше дать неподвижным поверхностям в хвосте форм) полукруга (для стабилизатора) и сектора (для киля), со­орудив рули особо и сделав их подвижными с помощью перевязей из шелковинок. Закрепление рулевых поверх ностей в нужном положении делается тогда с помощью нитяных тяг или маленьких скобок из тонкой прово лочки.

Не менее интересны опыты для увеличения скорості и продолжительности полета. Для этого надо усилит: мотор, увеличив в нем число нитей и даже удлинив его Закрепив костыль в самом хвосте моторной рейка например, вонзив его в самый торец, увеличиваю длину мотора на 8 —10 см, а вес его до 15 — 20 г; тогда при 15—-20 нитях сечения 1X1 мм завод будет на 200—220 оборотов, а время работы—до 12 секунд. При этом полезно несколько иначе отрегулировать крылья: а) дав им меньший угол встречи, для чего верхнюю рейку надо опустить спереди на 1 — 2 мм, и б) уменьшив поперечное V крыльев, для чего надо подпружины сжать снизу на меньшую длину. Обязательно следует проверить прочность корпуса, усилив в нем при необходимости моторную рейку, напр., до сечения в 8 X 7 мм, или удлинив ы несколько подняв задний гребешок.

Надо заметить, однако, что при увеличениях силы резино-мотора нужно менять и пропеллер, увеличивая в нем шаг, так как иначе не всегда можно повысить ско­рость. Применительно к данным винта, приведенным выше, заинтересованному читателю предоставляется самому раз­работать шаблоны для пропеллера с большим шагом.

Хорошо ознакомившись с различной регулировкой самолета, можно заставить его делать в воздухе даже фигуры. Взлеты по спирали, крутые виражи, перевороты через крыло и даже мертвые петли, — вот те весьма красивые маневры, которые доступны и для ручного са­молета при надлежащей регулировке его органов. Как общее требование, — самолет должен обладать при этом запасом мощности, т. е. мотор его должен быть сильнее того, который является достаточным для нормального полета по горизонтали. В соответствии с этим должно быть обращено внимание и на прочность, так как при выходе из нормального положения в лету самолет испы­тывает значительные добавочные усилия.

При уразумении всех основных вопросов летания аэроплана, вдумчивый исследователь сумеет без особых

затруднений найти и осуществить те приемы, которы необходимы для выполнения ручным самолетом и высше ШКС№Ы лётного искусства. А имея опыт по постройк и полным испытаниям з воздухе одного аэроплана, ко трудно перейти к постройке ручных самолетов и разны других типов, — для участия в групповых спортивных со ревновакиях, з борьбе за рекорды.

[1] Термин „г а з" был придуман современником Торичелли Герике, фламандским врачом, философом и адхимиком Г с л ь м о к (от слова „хаос").

[2] Пары воды легче воздуха. Поэтому злймный воздух легче сухого.

[3] Пушечный снаряд германской „Берты", закинутый на высоту от 40 до 50 км от земли, представляет собою рекордное явление по достижению высоты с земной поверхности.

[4] Относительная влажность воздуха определяется в процентах — по отношению именно к насыщенному составу т. е. к 100% влаа ности. Средний комнатный воздух имеет 60 — 70% влажности.

[5] Эго ограничивается обычно высотой так называемого инвер­сионного слоя, т. е. того вышележащего атмосферного слоя,

который, в изъятие из обычного закона понижения температуры с ры — сотой, является более теплым, чем слой нижележащий.

[6] Текст Д. С. Мережковского из второго тома трилогии „Лес иардо да Винчи" (начало II книги).

[7] Разговор учеников Леонардо.

I 1 100 франц. фунтов равны ок. 50 кг = ок. 3 пуд.; 30 футов соста — I яют 9 метров. Это, конечно, заблуждение. Наибольший размах крыльев

[9] кондоров доходит всего до 3 метров.

[10] Свыше 130 пудов,—как легкая пушка, 86

[11] 1 Отрывок Ганса Доминика из немецкого сборника „Die. roberung derLuft“.

[12] Целендорф—пригород” Берлина.

[13] Заинтересованность была и в других странах, но не получим там развития. Непосредственно у Лилиенталя, еще при его жизнг, приобрели его планеры наш знаменитый профессор Н. Е. Ж у ко’1 с к и й, француз Л а м б е р и немец Н и м ф ю р.

[14] Впервые мотор такого рода был сконструирован французом Ле — нуар в 1864 г. Немецкие инженеры Даймлер и Бенц значительно усовершенствовали бензино-моторы в 1883 —• 1884 гг., после чего по­явились первые механические экипажи, мотоциклеты и мотолодки.

[15] „Колбасой" называют в обиходе привязной змейковый аэроста’ оболочка которого образует баллон З’длиненной формы, стоящ» в воздухе наклонно, верхним концом против ветра.

[16] См, эис. 64 и текст на стр. 127. *

[17] Чем меньше диаметр петли, тем сильнее летчик „впечатывается в сидение, а его голова прижимается вперед, подбородком к груди.

[18] Летное выражение, синоним „угробиться “, т.-е. разбиться на смерть.

[19] При указанном способе сложения угол горизонтальной поверх пости стрелы всегда будет, конечно, один и тот же: 1/84-1/8 прямот угла (22у.>°). Но в зависимости от соотношения сторон взятого пря моугольника бумаги, стрелы будут иметь разную длину при одном і том же весе; в этом можно легко убедиться, сделав две стрелы из со вершенно равных листиков бумаги, но с разным складыванием и! одной по длинной средней оси, а другой — по короткой оси. Четвер тушка бумаги имеет соотношение своих сторон, примерно, около 5:4 Лучшие результаты дают, пожалуй, стрелы, сделанные из прямоуголь ников с соотношением сторон от 4 :3 до 3 :2,

[20] Стрелкой прогиба или стрелой дуги называется расстояние середины дуги до стягивающей ее прямой линии (хорды).

[21] Конечно, могут прекрасно летать и более тяжелые змеи, но для « нужны и более сильные ветры.

[22] При отсутствии на фотоснимке общеизвестных предметов, раз­меры которых хорошо известны зрителю, невозможно определить абсо-

лготные размеры объекта съемки. Этим часто пользуются в кинемато­графии, особенно при заснятии картин разных пожаров, крушении и т. п. бедствий, когда на фоне нет живых людей (силуэты делаются просто из картона).

1 Величина шага пропеллера соответствует шагу обычной вим вой нарезки, например, в железном болте, где шаг измеряется к расстояние между соседними нитями нарезки.