ТИПИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СЛЕСАРНО — СВАРОЧНЫХ И СБОРОЧНЫХ РАБОТ
ВЫБОР МЕТОДОВ СВАРКИ И СЛЕСАРНОЙ ОБРАБОТКИ
Чтобы разработать технологический процесс изготовления опре — 1 деленной сварной детали или сложной конструкции, технолог дол — I Жен знать:
1) количество деталей, подлежащих изготовлению;
2) характер конструкции сварной детали и точность ее оконча — j тельных размеров;
3) назначение данной детали в работе самолета (при каких основ — | ных нагрузках деталь работает);
4) материал, из которого деталь должна быть изготовлена;
5) термическую обработку детали, предусмотренную чертежом.
В зависимости от этих основных факторов решаются вопросы о
степени механизации заготовочных слесарно-подготовительных, сле — сарно-выправочных и механических обработок, о применении соответствующих технологических припусков; методов сварки и термообработки. Например, для изготовления большого количества сварных деталей одного чертежа применяют несколько пооперационных приспособлений для сборки деталей, их выправки и механической обработки, специализированный инструмент и оборудование. При незначительном количестве деталей даже сложную сварную конструкцию ВЫПОЛНЯЮТ в одном сборочном приспособлении, с применением менее совершенных приспособлений для выправки и механической обработки и обычного инструмента и оборудования.
Если деталь сложна по конструкции и точность ее окончательных размеров велика, технологический процесс даже при небольшом ко-
личестве деталей строят пооперационно, применяя промежуточные термические операции и выправку, а на элементах детали (ушах, пластинах), по которым устанавливаются окончательные точные размеры, оставляют технологические припуски, т. е. лишний металл, удаляемый при чистовой слесарной или механической обработке. Для механической обработки сложной детали применяют специальные приспособления, инструмент и оборудование. Изготовление простой по конструкции сварной детали обычно ограничено одной слесарно-сварочной операцией, одной слесарно-выправочной операцией после окончательной термообработки и сверлением отверстий по кондуктору на обычном сверлильном станке.
Назначение детали в работе самолета позволяет выбирать вполне определенный метод сварки для данной детали. Например, для сварки герметических сосудов (цилиндры стоек масляных амортизаторов, различного рода насосов, а также баллонов), работающих под большим давлением, применяют атомноводородную сварку, дающую плотный и вязкий сварочный шов, и только за неимением таковой применяют ацетилено-кислородную сварку, поручая эту работу высококвалифицированному сварщику. Для сварки узлов или сложных конструкций, непосредственно работающих на вибрационные нагрузки (узлы, кронштейны оперения и крыла, моторные ра. мы, лонжероны, фюзеляжи и т. д.), применяют в основном ацетилено-кислородную сварку, дающую сварочные швы, хорошо сопротивляющиеся вибрации. Иногда для сварки этих деталей применяют атомноводородную сварку-
Для сварки малонагруженных, нерасчетных деталей, а также силовых узлов и сложных конструкций с большим запасом прочности, работающих на кратковременные ударные нагрузки (кронштейны крепления приборов, узлы центроплана, подкосы, рамы, вилки шасси и т. д.), применяют электродуговую сварку.
Применение специальных легированных сталей усложняет технологический процесс изготовления сварной детали. При изготовлении узла средней сложности применяют одну-две промежуточные термообработки перед его выправкой и окончательную термообработку для придания узлу соответствующих механических свойств. Обработка технологических припусков после окончательной термообработки узла из легированной стали требует соответствующих режимов и безусловно большего времени, чем для узла из стали 20А. При изготовлении такого же узла из стали 20А в большинстве случаев пооперационную выправку производят без промежуточной термообработки, а окончательная термообработка резкого повышения сопротивления разрыву не дает.
Термическая обработка сварного узла или сложной конструкции, указываемая обычно, предопределяет нетолько необходимое для этого оборудование, но и слесарно-выправочную и механическую обработку. Сложную сварную ферму (лонжерон, моторную раму, фюзеляж) термически обработать в обычной печи невозможно. Для этого применяют шахтные печи со специальными подвесными устройствами,
в то время как мелкие сварные детали обрабатывают в печах типа ПН-12 без каких-либо приспособлений. Нормализация как окончательная термообработка данного узла отнимает меньше времени, чем закалка с отпуском, и требует применения двух печей периодического действия, вместо трех при закалке с отпуском и т. д.
Организация производства, производственные возможности, свойственные данному серийному заводу, а также конструктивные особенности изготовляемого самолета безусловно отразятся на характере технологического процесса изготовления сварных деталей, принципиальная же его схема останется неизменной для любого серийного завода самолетостроения.
Сварка в свободном состоянии и в приспособлениях. Для сборки и прихватывания сварных деталей в серийном самолетостроении применяют металлические приспособления. Большинство свариваемых мелких и крупных деталей самолета собирают и прихватывают в приспособлениях, а затем сваривают в свободном состоянии, т. е. вне приспособлений, и только отдельные тяжелые или сложные пространственные конструкции собирают и сваривают в приспособлениях.
С точки зрения сварки данной детали вне приспособления (в свободном состоянии) и в приспособлении все сварные детали самолета можно разделить на: а) мелкие сварные детали и простые узлы и
б) сложные узлы и сварные конструкции. Мелкие детали и простые узлы сваривают в свободном состоянии, так как это позволяет быстрее вести процесс (тепло не отнимается массой приспособления) и получать шов лучшего качества. Недостаток сварки мелких деталей в свободном состоянии заключается в сравнительно большом короблении и в необходимости обязательно прихватывать элементы детали.
Сложные сварные узлы и сварные конструкции сваривают как в приспособлениях, так и в свободном состоянии. Приспособление применяется или для обеспечения неизменности формы узла в процессе сварки или для облегчения и удобства процесса сварки. Например, вилку шасси. можно сваривать в свободном состоянии, но вследствие громоздкости и тяжести ее целесообразнее сваривать в поворотном приспособлении.
Сложные сварные трубчатые конструкции необходимо сваривать в приспособлении еще и потому, что это помогает уменьшить внутренние напряжения, появляющиеся в стержнях конструкции в процессе сварки. Приспособления для таких конструкций должны отвечать следующим требованиям:
от нагревания при сварке; 2) элементы свариваемой конструкции* должны устанавливаться удобно и быстро, причем трубы должны быть закреплены фиксаторами, допускающими их продольное перемещение, обеспечивающими их правильное положение и поперечное перемещение отдельных поясов конструкции; |
1) должны быть достаточно устойчивыми и не деформироваться
3) свариваемые места должны быть легко доступны сварщику, приспособление должно быть поворотным;
4) материал приспособления должен обеспечивать продолжитель-
срОК СЛужбЫ.
Приспособление обычно закрепляют на фундаменте. При массовом производстве целесообразно устраивать подвижные приспособления, перемещающиеся в специальных направляющих.
При пользовании приспособлениями элементы детали не прихватывают, а ведут сварку в определенной, строго продуманной последовательности сварки узлов, соблюдая очередность наложения швов в каждом узле конструкции и правильно располагая начало и окончание каждого шва. Примером может служить сварка фермы, изображенной на фиг. 151.
Подогрев при сварке. При сварке деталей, изготовленных из легированных сталей (хромомолибденовой или хромансилевой), в основном материале рядом со швом и параллельно ему часто появляются трещины. В особенности часто появляются трещины при сваривании соединений, состоящих из элементов, резко отличающихся своей толщиной.
При различных толщинах свариваемых элементов детали внутренние напряжения, возникающие в процессе сварки, по-разному воспринимаются этими элементами, в результате чего создаются вредные взаимодействия, вызывающие разрушение тонких элементов детали.
Чем равномернее прогревают свариваемые элементы и чем больше площадь, подвергающаяся нагреванию, тем меньше коробится деталь и меньше образуется трещин при сварке. Поэтому иногда приходится применять сварку деталей с подогревом. При сварке с подогревом
деталь предварительно нагревают, а затем сваривают в нагретом со тоянии. Подогревание производят горелкой для газовой сварк реже паяльной лампой или нефтяной горелкой или, что наиболее рационально, в специальных электропеча При подогревании горелками или лампой нагревают наиболее толст — элемент соединения до температуры не выше 800°, тонкие элемен прогреваются весьма быстро во время сварки, а также получают о части тепло от нагретого толстого элемента. Остывание происход медленно вследствие массивности элементов детали. Очень хороши результат дает подогревание в электропечах. При этом все элемент соединения нагреваются одинаково, поэтому неравномерность прогр — вания и ошибки в температуре подогрева исключаются. Но пр менение электропечей ограничивается размерами и громоздкость деталей.